Их Петра творение для нас...

Apr 29, 2017 16:16

Ещё о Петре I здесь, здесь и здесь

Пропагандисты Петра Великого
Составитель курса Михаил Кром о том, как любили отечество в Древней Руси, как личное чувство стало государственным и когда появились слова «родина», «отечество» и «патриот» / Курс № 10. Генеалогия русского патриотизма

Пять идеологов, сформировавших образ первого российского императора, его побед и его реформ. ©Ещё в курсе №10



___Феофан Прокопович. Парсуна неизвестного художника. Середина XVIII века / Парсуна - произведение портретной живописи, сочетающее приемы иконописи с реалистической трактовкой

Феофан Прокопович

Феофан Прокопович, пожалуй, самый известный идеолог петровских реформ. Он родился в купеческой семье в Киеве в 1681 году. Рано оставшись сиротой, был взят на воспитание дядей - ректором Киево-Братской коллегии и наместником Киево-Братского монастыря. Окончив Киево-Могилянскую академию, уехал в Европу, где посещал многие европейские университеты, учился даже в иезуитской коллегии в Риме.

В 1704 году в Киев Прокопович вернулся горячим сторонником просвещения. Пять лет спустя Петр I, только одержавший победу под Полтавой, приехал в Киев. Прокопович, в это время уже префект Киево-Могилянской академии, произнес в Софийском соборе в его честь проповедь-панегирик «Слово похвальное о баталии Полтавской».

В этой речи Феофан утверждал, что Полтавская победа - личная заслуга Петра и «без такового толь дерзновенного и храброго твоего на ратном бою присутствия не была бы над толь страшным супостатом желаемая, но едва ли чая иная победа». Для того чтобы упрочить значение победы, Прокопович нашел аналогии в античной истории и мифологии, а также в Библии. Битву он сравнивал со второй Пунической войной - одной из трех войн между Римом и Карфагеном за господство в Западном Средиземноморье: по мнению Феофана, их сближало то, что обе они были объявлены из-за неправедных действий противника и что, как и римляне, русские долго отступали, но затем одержали справедливую победу над шведами. Сам Петр в речи отождествлялся с Гераклом, умертвившим семиглавого змея, и с Зевсом, остановившим чрезмерно самоуверенного Фаэтона (сына бога солнца Гелиоса, который взялся управлять солнечной колесницей, но, не справившись, приблизился слишком близко к земле и поджег ее). Еще один образ, предложенный Феофаном, - образ Самсона, раздирающего пасть льва. Полтавская битва пришлась на день святого Самсона - ветхозаветного героя, наделенного столь невиданной силой, что он смог руками разорвать напавшего на него льва, как козленка, - а лев являлся геральдическим символом Швеции (этот образ надолго укрепился в массовом сознании, поскольку в Петергофе в царствование Анны Иоанновны появился центральный фонтан «Самсон, разрывающий пасть льву», посвященный 25-летию Полтавской победы).

Феофан увековечил даже шляпу Петра, простреленную в бою: «О шляпа драгоценная! не дорогая веществом, но вредом сим своих всех венцов, всех утварей царских дражайшая!» По сути, именно Прокопович стал автором «полтавского мифа»: предложенное им отношение к битве надолго укрепилось в историческом сознании.

В 1716 году Прокопович был вызван в Петербург. Так началась бурная и разносторонняя деятельность Феофана Прокоповича в качестве петровского сподвижника. Будучи сторонником идеи главенства императора над церковью и в то же время одним из важнейших церковных иерархов (со временем Прокопович фактически возглавил Святейший синод), в следующие десять лет он непосредственно влиял на церковную политику государства, а кроме того, писал многочисленные учебники, трактаты, предисловия и комментарии, выступая как панегирист и ярый популяризатор петровской деятельности, в том числе в церковных проповедях.



Задача из учебной энциклопедии Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная». 1703 год
Леонтий Магницкий

Пропагандистом Петровской эпохи можно условно назвать Леонтия Магницкого - выдающегося математика первой половины XVIII века, известного в первую очередь в качестве автора «Арифметики», первой русской энциклопедии по математике.

Леонтий Теляшин родился 9 июня 1669 года в Осташковской патриаршей слободе. С юности проявлял интерес к книгам и наукам. Служил при Иосифо-Волоколамском и Симоновом монастырях, а затем в московской Славяно-греко-латинской академии. В Москве и произошла его встреча с Петром I, который был так впечатлен познаниями Леонтия в математике, что даровал ему фамилию Магницкий - в знак того, что он как магнит притягивает к себе своей ученостью.

«Арифметика», составленная Магницким, стала первым российским учебником по математике - и первым случаем использования учебных пособий по точным наукам в пропагандистских целях: во вступительной статье Магницкий доказывал пользу просвещения, приводил краткие сведения о развитии науки и ее состоянии в Западной Европе, а также высказывал надежду, что, благодаря усилиям Петра, «непотребное неведение в нашей земле истребится». Сам Петр именовался в учебнике «вторым Соломоном».



Петр Павлович Шафиров. Картина неизвестного художника. Середина XIX века
Петр Шафиров

Петр Шафиров происходил из рода польских евреев из Смоленска. Свою службу он начал переводчиком Посольского приказа и постепенно дослужился до звания вице-канцлера. В этом качестве Шафиров сопровождал Петра I в его заграничных походах и участвовал в подписании нескольких важных дипломатических договоров.

В 1717 году вышла книга Шафирова под названием «Рассуждение. Какие законные причины его царское величество Петр I… к начатию войны против короля Карла XII, шведского, в 1700 году имел…». Шафиров объяснял, что с подачи шведов в Европе распространено неверное мнение, будто Петр начал войну неправедно. На самом деле причины войны, по мнению Шафирова, крылись в действиях шведов: во-первых, Петр имел право притязать на исконно русские земли, которые «принадлежали под область и протекцию короны Российской», но оказались «похищенныя и отторгнутыя и около ста лет во владении насильном содержанные провинции»; во-вторых, во время Великого посольства Петр и его сопровождение не были встречены подобающим образом, и даже «чрез всю Лифляндию такое худое доволство всей свите показывали, что не токмо на своих одних лошадях ехать, но и на оные корму и всем пищу и питья получить и за деньги едва могли, и в мизерных корчмах становиться принуждены», за что Петр так и не получил «сатисфакции» у шведского короля. Тем не менее сам Петр в этой войне действовал «со всякою умеренностию християнским милосердием», а если где и проявлял жестокость, то «более для отмщения шведской жестокости».

Помимо обвинений в адрес шведов предисловие к «Рассуждению» содержит также рассказ о том, как изменилась Россия при Петре, как царь заботится о «правах гражданских», о просвещении, о благоустройстве, о флоте, армии и т. д. Про самого Петра он писал следующее: «…не токмо в нынешних, но и в древних веках трудно сыскать такова Монарха, в котором бы толикия добродетели и премудрости и искусства, и в толиком множестве обретались, яко в пресветлейшем Государе Родителе вашем. О счастлива и благополучна еси Россия!»

Тем не менее жизненный путь Шафирова не был столь же безоблачен: в 1723 году он поссорился с могущественным князем Меншиковым, уличив того в самовольном захвате некоторых земель. По словам Шафирова, в этом деянии Меншикову помог Богдан Скорняков-Писарев. Заявив об этом, Шафиров обрел еще одного влиятельного врага - обер-прокурора Сената Григория Скорнякова-Писарева, брата Богдана. Вражда дошла до крайней степени, между ними происходили постоянные стычки. Скорняков-Писарев даже жаловался, что на ассамблее у генерал-прокурора Ягужинского «оной Шафиров… на безгласно шумного /безгласно шумный - пьяный/ меня вынимал шпагу и хотел заколоть, но не допустили того тут будущие». Между Шафировым и его врагами началась настоящая война, которая кончилась тем, что Шафиров был приговорен к смертной казни. Правда, за прежние заслуги его помиловали и сослали вместе с семьей в Сибирь, где он терпел крайнюю нужду.

Неприятности закончились сразу же после смерти Петра: Шафиров был возвращен ко двору и вновь вступил на дипломатическое поприще. В антикоррупционных расследованиях он более не участвовал.



Гавриил Бужинский, епископ Рязанский. Картина неизвестного автора. Середина XIX века
Гавриил Бужинский

Гавриил Бужинский родился в 1680 году на территории польской Малороссии. В 1706 году он окончил Киево-Могилянскую академию, причем среди его наставников был Стефан Яворский /Стефан Яворский (1658-1722) - церковный деятель, писатель. После смерти патриарха Адриана в 1700 году стал местоблюстителем патриаршего престола. С 1701 года - президент Славяно-греко-латинской академии. В 1721 году при учреждении Синода назначен его президентом/. Тогда же, в 1706 году, Гавриил был представлен посетившему Киев Петру, а после вызван в Москву и назначен учителем Славяно-греко-латинской академии.

Гавриил Бужинский получил известность как переводчик немецких мыслителей и, главное, как талантливый проповедник, который, не чураясь варваризмов, умел, по словам своего современника митрополита Евгения Болховитинова, находить «умные обороты» и использовать «трогательное красноречие».

Горячий сторонник реформ Петра, он прославлял его в своих панегириках, самый известный из которых - «Слово в похвалу Санкт-Петербурга и его основателя государя императора Петра Великого, говоренное пред лицем сего монарха преосвященным Гавриилом Бужинским, епископом Рязанским и Муромским, бывшим тогда префектом и обер-иеромонахом флота, при поднесении его величеству первовырезанного на меди плана и фасада Петербургу».

В 1721 году Гавриил стал советником Святейшего синода, а в 1722-м - архимандритом Троице-Сергиевой лавры, хотя по инициативе Петра оставался в Петербурге. Он был близок к Феофану Прокоповичу, поэтому, когда после смерти Петра вице-президентом Синода стал Георгий Дашков, к Прокоповичу настроенный враждебно, Гавриила отправили в Рязань. Там он занялся просвещением: отстроил для Рязанской духовной школы новые учебные и хозяйственные помещения и предлагал открыть школу при Солотчинском монастыре, но это предложение было отклонено. После того как жители Мурома и Рязани стали обвинять Гавриила во взятках, занятия в школе были приостановлены, а Гавриил временно отстранен от дел епархии и вызван в Москву. В 1730 году обвинения были сняты, но в Москве Гавриил оставался до самой смерти.



Феофилакт Лопатинский
Феофилакт Лопатинский

Феофилакт (в миру Федор) Лопатинский происходил из волынских дворян. Он получил образование в Киевской академии и преподавал там, пока не перешел в Московскую академию.

Феофилакт был ревнителем православия и упорным врагом протестантизма. Его нельзя назвать сторонником Петра, более того - он был скорее противником петровских преобразований. И тем не менее ему было поручено сочинение «Службы благодарственной о великой победе под Полтавой». Феофилакт согласился, поскольку победа России над шведами представлялась ему торжеством православия над лютеранством и молебен предоставлял ему удобный случай широко осудить последнее. Поэтому, несмотря на политические взгляды, о Петре в этом тексте Феофилакт отзывался следующим образом: «Крестоносный же царь православный российский, святых икон поборник, победительную песнь Богу вспеваяй, да царствует во веки в мире».

Шведы фигурировали в тексте как «еретики», «лжехристиане», «святотатцы» и «божественных икон посмеятели».

Судьба Феофилакта Лопатинского сложилась несчастливо. Он имел поначалу натянутые, а потом и прямо враждебные отношения с могущественным Феофаном Прокоповичем. В 1732 году появился пасквиль на Феофана, который приписали Феофилакту. Это стало отправной точкой для длительного судебного процесса, в результате которого Феофилакт оказался в заточении в Выборге. В конце 1740 года его отпустили по амнистии, но здоровье его было подорвано, и вскоре он скончался. 
_______

Источники:
- Анисимов Е. В. Миф великой виктории. Родина. № 7. 2009.
- Василик В., диакон. Северная война в гимнографических памятниках Петровской эпохи. Служба в память Полтавской баталии. Православное информационное агентство «Русская линия».
- Грушкин А. И. Публицистика Петровской эпохи. История русской литературы. В 10 т. Т. 1. Литература XVIII века. М., Л., 1941.
- Гудзий Н. К. Феофан Прокопович. История русской литературы. В 10 т. Т. 1. Литература XVIII века. М., Л. 1941.
- Симонов Р. А. 300 лет «Арифметике» Леонтия Магницкого. Научная книга. № 21-22. 2003.
- Шафиров П. П. Рассуждение. Какие законные причины его царское величество Петр Первый, царь и повелитель Всероссийский… к начатию войны против короля Карла XII, Шведского, в 1700 году имел… М., 1717.
- Архиепископ Феофилакт (Лопатинский). Московская православная духовная академия.
- Гавриил (Бужинский). Православная энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.
- Леонтий Магницкий. Словари и энциклопедии на «Академике».
Составила Елена Бонева
«Arzamas», 7 декабря 2014

западники и славянофилы, политика и политики, религии, войны и конфликты, петр первый, христианство, российская империя, эпохи, факты и свидетели, РПЦ и церковь, реформы и модернизация, история, внешняя политика и мид, скандинавия, идеология и власть, 18-19-ее века, европа, биографии и личности, информационные войны, ученые, нравы и мораль, известные люди, правители, культ личности, страны и столицы, православие, агитпроп и пиар, диктатура и тоталитаризм, книги и библиотеки, мифы и мистификации, священники

Previous post Next post
Up