Университет Arzamas #1 Запад / Римская империя и варвары

Feb 23, 2017 16:24

Ещё история и мифы Средневековья, в т.ч. о Др. Риме и ещё с РГБ

Нравились ли Аттиле римские бани? О Римской империи и варварских королях / Запад и Восток: история культур
Еженедельный лекторийи от Arzamas и РГБ. Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции / Лекция №1. Читает Михаил Бойцов

Arzamas cовместно с Российской государственной библиотекой (РГБ) открывает Университет мечты. Это курс лекций длиной в полгода: история культуры в рассказах главных специалистов. ©Далее в университете Arzamas: 2. Иероглифы /Восток



«Фавориты императора Гонория», Джон Уильям Уотерхаус, 1883

Падение Западной Римской империи считается одной из ключевых точек мировой истории. Однако часто наши представления о тех или иных процес­сах, происходивших в начале нашей эры, оказываются устаревшими. Римская империя не погибла ни за один день, ни за одно десятилетие; Великое пересе­ление народов не было переселением в прямом смысле слова, а варварских государств и вовсе никогда не существовало.
Михаил Бойцов - доктор исторических наук, профессор школы исторических наук и заведующий Лабораторией медиевистических исследований НИУ ВШЭ.


О Римской империи и варварских королях / Прямая трансляция первой лекции Университета Arzamas

image Click to view


Тезисы

Распространенные представления о том, что на Римскую империю внезапно обрушились орды дикарей, почему-то вырвавшиеся из гу­стых германских ле­сов и решившие смести все на своем пути, глубоко ошибочны. Так называемую эпоху Великого переселения народов правильно представлять себе как долгий и очень сложный процесс взаимодействия разных сил. Причем результатом этого процесса стало то, что римская цивилизация хотя бы в какой-то мере сохранилась, а вот миры варваров-завоевателей исчезли практически без следа.

Привычное нам сочетание слов «Великое переселение народов» само способно ввести в заблуждение. Кажется, что речь идет о каких-то сло­жившихся «наро­дах», которые в полном составе перемещаются из од­ной географической точки в другую, оставаясь и в дороге, и по новому адресу жительства все теми же са­мыми «народами». На самом же деле в то время различные человече­ские сооб­щества постоянно сливались и расходились, меняя свои имена, языки и обы­чаи. При этом вряд ли хоть один из «переселявшихся народов» предста­влял сколько-нибудь целостный этнос. Новые этнические (и любые иные) группы как раз и складывались в ходе взаимодействия различных человеческих масс - порой только для того, чтобы тотчас же распасться.

Варварские королевства были очень хрупкими политическими образо­ваниями. В частности, их бесконечно раздирали конфликты в правя­щей верхушке - неслучайно список королей, мирно закончивших свои дни, намного уступает списку королей свергнутых или погибших. Язы­ковые, культурные и религиоз­ные различия препятствовали сближе­нию варварской знати с римской аристо­кратией, а это делало власть германских королей и их соратников еще менее устойчивой. Выраже­ние «варварские государства» вовсе не стоит использовать, поскольку слово «государство» предполагает относительно стабильную систе­му публичных институтов.

Интервью с лектором

- Как вы стали заниматься Римской империей и варварскими королями?

- Мне давно уже доводится читать лекции, а иногда даже писать учебники по истории европейского Средневековья. И прежде всего для самого себя мне нужно было составить какое-то представление о том, с чего мои Средние века начинались. А это означает украдкой заглядывать на участки соседей-антич­ников. Впрочем, высоких забо­ров тут не выстроено, особенно примени­тельно к столетиям на рубеже между нашими эпохами. Средневековая Европа так или иначе выросла из Римской державы, хотя сильно от нее и отличается. Важно понять, по каким причинам и как шли изменения: накапливались ли они постепенно или случались стремительно.

- Какое место занимает предмет вашего изучения в современ­ном мире?

- Вопрос о непростых отношениях между римлянами и их соседями - один из тех, к которым историки возвращаются постоянно. Всякий раз, когда речь заходит о закате любой цивилизации, даже придуманной фантастами, - моделью так или иначе становится поздний Рим. Оно и понятно: при всем богат­стве нашей общей истории кризис, приведший к столь радикальным переме­нам во всех сторонах жизни, европейский мир пережил лишь однажды. Са­мым же известным для наших современников проявлением того кризиса стали варварские нашествия, которые в учебниках принято называть Великим пере­селе­нием народов. Иными словами, подчинение значительных частей Рим­ской империи неримским правителям и неримской знати. Кáк только историки не описывали эти процессы! И сколь непохожие картины получали в итоге их читатели!

- Если бы вам нужно было очень быстро влюбить незнакомого человека в вашу тему, как бы вы это сделали?

- Не уверен, что там, где дело касается любви, требуется спешка. Тем более при общении с незнакомцами. Наверное, стоило бы начать вместе не быстро, а, наоборот, очень медленно, со всевозможными комментариями, читать сочи­нения Иордана /Иордан - готский историк VI века. Автор ра­боты «О происхождении и деяниях гетов»/, Евгиппия /Евгиппий - церковный писатель VI века, ав­тор Жития святого Северина, очень популяр­ного в Средние века, а ныне являющегося ценным источником по эпохе варварского завоевания/, Приска /Приск Панийский - позднеантичный дипло­мат, историк и писатель V века. Во время го­сударственной службы много путешество­вал, в частности был в составе посольства к вож­дю гуннов Аттиле. Автор «Византийской ис­тории и деяний Аттилы в восьми книгах». До нас дошли не все тома этой работы/, а потом еще и Прокопия. Уверен, что в конце концов незнакомец не только полюбил бы тему, но даже стал бы в ней за­метным специалистом.

- Что самое интересное вы узнали, работая с этим материалом?

- Меня когда-то поразило, насколько изысканно, гибко и разнообраз­но умели думать и писать римские интеллектуалы в ту эпоху, с кото­рой мы привыкли связывать упадок их культуры. Действительно, они все реже создавали великие произведения (хотя именно тогда Августин написал свою «Исповедь»), но уди­вительно свободно и тонко обращались с тем, что уже было выработано до них. Ведь каким изощренным многоуровневым мышлением должен был обладать Кассиодор /Кассиодор - римский писатель, историк и государственный деятель VI века/, чтобы сочинить готам историю их народа, но по лекалам римско­го историописания! Наверное, он усмехался над каждой своей фразой, но пони­мал, что стоит хоть готу, хоть римлянину заподозрить пускай всего лишь намек на иронию в его сочинении, и ему не сносить головы. Никак не менее мно­госложен - только не в литературном творчестве, а в управлении большой пограничной провинцией - был Северин, прославленный в качестве святого! Ему, похоже, прихо­дилось играть сразу несколько непростых ролей одновре­менно - как для беспокойных германцев, так и для своих римлян. И самое удивительное, что во всех ролях он снискал успех у очень разной по вкусам публи­ки.

- Если бы у вас была возможность заняться сейчас совсем другой темой, что бы вы выбрали и почему?

- К счастью, у меня действительно имеется такая возможность: германцы с римлянами вовсе не поглотили все мое время. В близком будущем мне предстоит подготовить исследование о том, как некото­рые немецкие князья в середине XIV века успешно переписывали историю и придумывали иные хитрые средства укрепить свои позиции в Священной Римской империи.

Где узнать больше

Эдуард Артур Томпсон. «Римляне и варвары. Падение Западной империи» (2003)

Эта книга известного британского историка, состоящая из серии отдельных очерков, дает хорошее представление о том, как именно происходило «падение Западной империи». Читать Томпсона - дело увлекательное: он разыскивает в своем материале и мастерски обыгрывает яркие детали. К тому же автор - человек с юмором. Но главное - его взгляд на взаимоотношения римлян и вар­варов очень сильно отличается от привычного нам со школы.

Александр Корсунский, Роберт Гюнтер. «Упадок и гибель Западной Римской империи и возникновение германских королевств (до сере­дины VI века)» (1984)

Книга едва ли не во всех отношениях противоположная Томпсону: чувством юмора авторы не блещут, читать их произведение тяжело, но полезно. Книга восстанавливает последовательность основных походов, завоеваний и пере­воротов - правда, читателю придется предпринять самостоятельное усилие и синхронизировать рассказ, разбитый авторами по регионам. Вообще лучше всего не пытаться прочесть эту книгу от начала до конца, а заглядывать в нее при необходимости как в справочник.

Хервиг Вольфрам. «Готы. От истоков до середины VI века» (2003) Вера Буданова. «Готы в эпоху Великого переселения народов» (1990)

Обе книги, особенно прочитанные одна за другой, дадут не только обзор прак­тически всех сведений, известных о готах, но и в це­лом представление о той эпохе, когда готы были одной из важнейших сил, определявших ход событий.



Прибытие португальского корабля. Роспись на шестистворчатой ширме. Япония, 1620-1640 годы
Что такое Университет Arzamas?
О проекте

В октябре 2016 года Arzamas cовместно с Российской государственной библиотекой открыл Университет мечты. Это был курс лекций длиной в полгода: история культуры в рассказах главных специалистов. Лекции проходили каждое воскресенье в конференц-зале РГБ. Вход был свободный, но коли­чество мест ограниченно, пройти могли первые 500 посети­телей. Форма одежды - праздничная. Лекция продолжались около часа, после нее - вопросы и общение с лектором.
Запад / Вступительное слово

Европа на переломе эпох


Анна Серёгина - доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра гендерной истории Института всеобщей истории РАН

Курс «Запад» построен на общности исторического чувства - мы не можем не ощущать, что живем в эпоху больших изменений: социальных, нацио­нальных, информационных, технических - всевозможных. Но столь ли они велики, как нам кажется? Обратимся к эпохам, оставившим достаточный документальный след, знакомым нам по книгам и художественным фильмам.

Крушение великой империи, столкновения западных и восточных цивили­заций, радикальные изменения внутри европейского мира. Хотя эти слова описывают отнюдь не современную ситуацию, они нам привычны. Но в дан­ном случае речь идет о формировании Европы, вернее, европейской циви­лизации.

Для нашей серии лекций выбраны исторические эпохи, хронологически относящиеся к Средневековью и раннему Новому времени, иными словами - приблизительно к IV-XVIII векам. Это ключевые моменты, сформировавшие явление, которое позднее станут называть Европой, или Западом.

Мы начнем с разговора о великом культурном сломе. Как в эпоху заката Римской империи возникли новые политические образования, превратившиеся с течением времени в привычные нам европейские страны? Как рождался хри­стианский мир и как принявшая христианство империя, наследница античной культуры, взаимодействовала с «варварским» язычеством? Как Западная Европа связана с Востоком, точнее, с исламом? Как был устроен культурный обмен между новыми соседями?

К концу первого тысячелетия европейский Запад во многом обретает собственное лицо, утверждаясь в своих пределах и в своей социокультурной специфике. Этой территориальной идентичности и тому, что принято именовать европейским феодализмом, будет посвящена отдельная лекция, вплотную подводящая нас к концу Средних веков.

Отдельная часть курса сфокусирована на раннем Новом времени. Речь пойдет об «информационной революции» рубежа XV-XVI веков - изобретении и рас­пространении книгопечатания, оказавшего огромное воздействие не только на культуру Европы, но и на формирование наций и государств. Открытие Нового Света резко расширило горизонты европейцев (а в перспективе - значительно расширило само представление о том, что есть Запад) и изменило политику и экономику Старого Света. Реформация покончила с единством западного христианского мира, расколов его на противоборствующие лагери католиков и протестантов, вынудив европейцев существовать в условиях конфликта, отголоски которого слышны до сих пор.

Кардинальные изменения переживает в раннее Новое время и политическая культура, особенно если сравнивать ее со средневековыми аналогами. Возникают новые политические реалии, новые общественные институты, государства стремительно централизуются. Но одновременно происходит и переосмысление полномочий представительных учреждений. В XVI-XVIII ве­ках намечаются разломы между частной и публичной сферами жизни, между государством и обществом. Наконец, Французская революция 1789 года под­водит итог эпохе: на смену старой Европе приходит Европа модерна, гораздо более узнаваемая для современного наблюдателя.

Курс призван погрузить слушателей в мир, кажущийся знакомым и узна­ваемым с детства благодаря школьной программе по истории, прочитанным книгам, образам, созданным кино и телевидением. Мы надеемся, что это уз­навание сменится удивлением и даже недоумением по мере того, как привыч­ные образы будут оспорены; а лекции вызовут у слушателей новые вопросы и новый интерес к тому, чем же была и стала по прошествии столетий Европа и как она соотносится с остальным миром.

Восток / Вступительное слово

Чем интересен Восток?


Илья Смирнов - директор Института восточных культур и античности РГГУ, исследователь и переводчик старинной китайской словесности

Мы начинаем цикл лекций о Востоке, которые будут перемежаться лекциями «западного» цикла. Я, как куратор «восточного» направления, безусловно соглашаюсь с академиком Сергеем Федоровичем Ольденбургом, почти сто лет назад предва­рившим первый номер журнала «Восток» словами: «Связи Запада с Востоком старинные, и к глубокой древности восходит интерес к Востоку».

С тех пор Восток изменился; много глубокого и верного написано и сказано о различных сторонах многообразных восточных культур; но, пожалуй, даже самый решительный человек не возьмется утверждать, что интерес к Востоку удовлетворен хоть в малой мере. На это и рассчитывает в проекте «Универ­ситет Arzamas» группа ученых-востоковедов, взявшая на себя труднейшую задачу в десяти лекциях дать широкую панораму Востока и географически - от Дальнего Востока до Передней Азии, и тематически - от языков до религий и верований, от поэтической классики до священных текстов.

Глубокое внутреннее единство Востока и Запада нас будет связывать с колле­гами из «западного» цикла. Восточники расскажут об иудейских основах западной цивилизации, западники - о Крестовых походах, причем не столько о завоеваниях и битвах, сколько о встрече западной и восточной культур, самой, пожалуй, масштабной после походов Александра Македонского.

Очень о многом нам не удастся поговорить за недостатком времени. Даже те культуры, которым будут посвящены лекции, взяты нами до обидного односторонне и бегло.

Станем уповать на продолжение - не в надежде исчерпать тему Востока, а в стремлении и дальше делиться с заинтересованными слушателями знаниями, возможно, более глубокими и обширными.

В «восточной» команде лекторов «Университета Arzamas» собрались ведущие специалисты в своих областях знаний, авторы множества статей и монографий, люди с высокой профессиональной репутацией. Не менее важно, что всех их отличает высокая человеческая порядочность - и в жизни, и в науке. В боль­шинстве своем они представляют Институт восточных культур и антич­ности РГГУ, то есть школу выверенного взвешенного знания, продолжающую лучшие традиции отечественного востоковедения.

Вместе с тем наши лекторы далеки от занудного гелертерства, сухого педан­тизма. Их рассказы будут не только глубоко познавательны, но и легки, веселы, раскованны.

Так что приходите в наш «Университет Arzamas» - вам понравится.

Почему это Университет мечты?

Потому что это красиво и многообещающе. Потому что наши лекторы - самые лучшие. Потому что выбранные темы самые точные и интересные. Потому что двери университета открыты каждому. Потому что это универ­ситет без дека­ната, вступительного экзамена и студентов, которые учатся против воли. Зато со странной зачеткой.

Что такое зачетка и зачем она мне?

Каждый желающий сможет получить маленькую книжку. Прямо на лекции. Эта книжка - что-то среднее между альбомом с наклейками и универ­си­тет­ской зачеткой. Внутри - 1 ваша фотография, 10 страниц и 21 место для на­клеек. На каждой лекции будет раздаваться уникальная наклейка. Если честно, мы еще не придумали, что получит тот, кто соберет все наклейки. Но будьте уверены: коллекционер не останется с пустыми руками.
_______

Куратор направления «Восток» - Илья Смирнов. Кураторы направления «Запад» - Мария Неклюдова, Анна Серёгина. Продюсер - Наталья Гребенщикова. Автор идеи - Елена Шумилова. Редакторы - Филипп Дзядко, Олег Коронный.

Михаил Бойцов
© «Arzamas», 9 октября 2016

серии, восток, образование и воспитание, эпохи, запад, опровержения и разоблачения, средневековье, история, версии и прогнозы, архивы_источники_документы, идеология и власть, видео, культура, интересно, исследования и опросы, европа, ученые, нравы и мораль, геополитика и территории, азия, книги и библиотеки, проекты, мифы и мистификации, современность

Previous post Next post
Up