Быку - быково

Aug 10, 2010 01:35



Обряд Быкобой в коми-пермяцком селе Большая Коча



30 августа 2009 года в Большой Коче Кочёвского района Пермского края в честь 430-летия села в рамках районного фольклорного фестиваля в третий раз за последние десять лет был проведен возрожденный в конце XX столетия традиционный коми-пермяцкий обряд Быкобой.

Самое раннее упоминание о Быкобое мы находим в «Записках уральского общества любителей естествознания» за 1887 год. М. Малахов, подробно описывает обряд, который совершался в престольный праздник Большой Кочи - в день святых Флора и Лавра, покровителей домашних животных (как его здесь называют - Пролавер). Позже о нем писали И.Н. Смирнов, Я. Шестаков и другие авторы.

Центральной частью Быкобоя было приношение в жертву быков, которых в Большую Кочу приводили по обету со всех близлежащих деревень и сёл. Рядом с часовней на берегу реки Онолва священник освящал быков, тут же их закалывали и разделывали. Мясо варили в больших котлах и все, кто присутствовал на празднике, участвовали в общей трапезе. По сообщениям очевидцев, количество приносимых в жертву животных могло достигать 80 голов, и поэтому Онолва была буквально наполнена кровью. Но эта вода считалась священной, помогающей от всех болезней, и многие из присутствующих здесь людей умывались ею. Без сомнения обряд имел языческие истоки, хотя и принял христианскую окраску - приуроченность к дню святых, участие священника и т.д.

Традиция проведения обряда в этой форме прервалась в 1913 году, что возможно связано с началом Первой мировой войны. Сам же праздник принял иную форму и продолжил своё существование в виде принесения в жертву, например, курицы. При этом, по сообщению большекоченцев, для этого необязательно было идти на берег Онолвы (Архив полевых исследований и материалов УНЦСА РГГУ, 2009).

В 1999 году, основываясь, главным образом, на описании М. Малахова, была предпринята попытка возродить обряд в традиционной форме. Пригласили даже священника из районного центра для освящения жертвенного быка. Правда, церковное начальство «выслало его в наказание» за участие в обряде, как говорят большекочинцы, служить в каком-то удаленном селе Сибири (Архив полевых исследований и материалов УНЦСА РГГУ, 2009).

В 2000 году Быкобой провели снова, и это было запечатлено известным режиссером-документалистом Анатолием Балуевым. Его фильм «Быкобой» не просто обошел всю страну, но и завоевал уже 8 престижных премий на различных кинофестивалях, а сам автор в 2002 г. был награжден Государственной премией Российской Федерации. Служителей церкви на празднике уже не было. Жертвенного быка «освящал» один из самых уважаемых и знающих традиции жителей Большой Кочи - В.И. Гагарин. В последующие же годы сельчане не могли найти финансирования на проведение обряда.

А в 2009 в Большой Коче праздновали 430-летие образования села. И благодаря учреждению фольклорного фестиваля в районе большекочинцы снова смогли провести Быкобой. Но если реконструировать традиционную форму празднования Пролавра возможно, то восстановить его содержание оказалось задачей гораздо более трудной и, как нам представляется, невыполнимой в настоящее время.

Список литературы:

1. Архив полевых исследований и материалов УНЦСА РГГУ, 2009.

2. Малахов М. Быкобой у пермяков в день святых Флора и Лавра // Записки уральского общества любителей естествознания, т. 11, вып.1. 1887. С. 85-96.

3. Смирнов И.Н. Пермяки. Казань, 1891.

4. Шестаков Я. Жертвоприношение пермяков-христиан в день Флора и Лавра // Этнографическое обозрение, 1909, № 4. С. 32-36

Опубликовано:

Пантюхин Д.А. Обряд Быкобой в коми-пермяцком селе Большая Коча // Евразийское культурное пространство. Археология, этнология, антропология: Материалы V(L) Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых учёных, Иркутск, 4 - 9 апреля 2010 г. - Иркутск: Изд-во «Оттиск», 2010. - с. 558 - 559.







Участники фестиваля идут на место заклания



Главный организатор праздника - Василий Иванович Гагарин (крайний слева)



Место на берегу реки Онолва, где традиционно совершался обряд



Перед закланием быка привязывают к столбу







Василий Иванович освящает в воде нож. Тем не менее, смертельный удар быку будет нанесён топором (см. ниже)





Читая заговор, Василий Иванович обливает жертву речной водой







Быка снова обливают водой...



... и оставляют в предсмертной агонии



Кольщикам проставят полный рабочий день



Река наполняется кровью. Вода приобретает сакральный статус. Представьте, как выглядела Онолва в те моменты, когда единовременно в жертву приносили до восьмидесяти быков.



В рот жертве суют траву, чтобы душа быка уходила на небо сытой



Люди начинают умываться кровавой водой



Заходят в красную реку





Разделка быка осуществляется сразу на этом же месте









Никто не запрещает детям смотреть на зрелище. По правде сказать, деревенские-то пацаны с малолетства привыкли к подобному



Мясо варят в больших котлах, опять же, на берегу Онолвы





Пока варится мясо, сельчане и гости фестиваля смотрят праздничный концерт







После окончания концертной программы все возвращаются на берег реки, где уже сварено мясо и
каждому наливают домашнее пиво



Мясо сварено без соли и специй. Угощают любого желающего.



Для бОльшего удовольствия можно на эту тему посмотреть ещё у just_a_rebel , которая не поленилась и даже скопировала в один из постов информацию о традиционной форме проведения обряда:

http://just-a-rebel.livejournal.com/31606.html

http://just-a-rebel.livejournal.com/31481.html#cutid1

Приятного аппетита!
Previous post Next post
Up