Наталья Эстемирова. Зарема Садулаева. Умар Джабраилов.

Aug 11, 2009 20:21

Социально-культурная антропология -- это наука о человеке, об обществе и культуре, о группах и идентичностях, о практиках существующих в человеческом обществе, об отношениях существующих в нем.
Одним из типов отношений сопутствующих человечеству на протяжении всей его истории являются отношения власти, проявляющиеся в самых различных видах и формах-- власти политической, экономической, культурной. И антрополог как ученый, и антропология как наука не могут и не должны оставаться в стороне от этих отношений -- особенно тогда, когда их вмешательство может помочь остановить или предотвратить конфликты ведущие к множеству смертей. Поэтому, социально-культурная антропология, как в теоретическом, так и в прикладном своем аспекте была, есть и будет связана с политическим в самых разных его формах и проявлениях. В связи этим,  в этом блоге появится постоянная политическая рубрика, посвященная реакциям на те события, которые антрополог не может и не имеет морального права оставить без внимания. Начинается она, к сожалению, с событий очень грустных-- с серии убийств правозащитников работающих на территории Чеченской республики.



Наталья Эстемирова.
Сотрудник правозащитного центра "Мемориал" в Чеченской республике,
журналист "Новой газеты"
Похищена и убита 15 июля 2009 г. в Грозном

Парадоксально, но именно вооруженный конфликт в Чечне сделал связь между Чечней и остальной Россией глубокой, как никогда прежде. До войны -- чеченцы за небольшим исключением  интернационалистической интеллигенции жили в рамках экономически и культурно оторванных от остальной России-- как и все прочие, они, конечно, подвергались глубочайшему ассимилирующему воздействию Советского государства, однако, будучи заняты в основном в сельском хозяйстве, ремеслах или в крайнем случае, во временных отхожих промыслах, оставались группой в целом достаточно далекой от серьезного влияния на внутренние процессы в остальной части страны. С началом конфликта ситуация разительно изменилась.  Вследствие бегства интеллектуалов и бизнесменов,  ставшего массовым уже до первой войны -- после захвата власти Дудаевым,  количество чеченцев в Москве выросло с менее чем 2 тысяч до более чем 80. Население России связали с чеченцами Чечни многочисленные социальные, экономические, порой даже семейные, связи.



Зарема Садулаева
глава правозащитной и благотворительной организации "Спасем поколение"
Похищена и убита 10 августа 2009 г. в Грозном

Порядки стремительно демодернизирующегося чеченского общества стали распространяться и на Россию. Нельзя, скажем, забывать о том, что именно Джохар Дудаев впервые в новейшей истории  России опробовал расстрел парламента, как способ разрешения политического конфликта. Чечня впервые опробовала и тактику политических убийств.



Война напрямую столкнула россиян с тотальным распадом системы социальных норм в дудаевской Чечне. Ведшие войну против партизанских отрядов солдаты и сами стали членами этого распадающегося общества, и это воздействие не могло не оказать глубокого влияния на их дальнейшую жизнь. Власть должна слушать ученых, этнографов, интеллектуалов. Может быть, каких-то трагедий можно было бы избежать



Умар Джабраилов,
муж Заремы Садулаевой
похищен и убит в Грозном вместе со своей женой 10 августа 2009г.

Ни краткий период фактической независимости, ни перешедшая в состояние тлеющего партизанского сопротивления, вторая война отнюдь не изменили этого положения. Напротив-- борьба между наиболее влиятельными лидерами лишь формально подчиняющихся федеральному центру чеченских вооруженных формирований выплеснулась на улицы Москвы, влияние проживающих вне чеченской республики, но тесно связанных с ней, предпринимателей лишь выросло, а сама Чеченская республика стала территорией сложнейшего переплетения интересов самых разнообразных российских элитных групп. Так именно конфликт породил куда более глубокую, чем прежде связь Чечни и остальной России, а, значит, как повышенный уровень насилия, в особенности, политического насилия, так и последовательно выстраиваемая президентом Чеченской республики глубоко отличная принятой в остальной части России, религиозно-традиционалистская система социальных норм не может не становиться угрозой для светского демократического характера Российского государства. И, поэтому, похищение и убийство чеченских правозащитников -- Натальи Эстемировой, Заремы Садуллаевой, Умара Джабраилова -- людей которые, быть может, как никто другой много делали для восстановления реального действия в чеченской республике общероссийских правовых норм, для соблюдения прав человека на ее территории-- то есть, в конечном счете, для ремодернизации чеченского общества,  это не "просто убийства"--тяжелые уголовные преступления, но и серьезные удары по  конституционному строю России.

Ссылки:
1. Всеобщая Декларация Прав Человека
2. Конституция Российской Федерации
3. Правозащитный центр "Мемориал"
4. "Новая газета"
5. Статьи Натальи Эстемировой в "Новой Газете"
6. В.А. Тишков "Общество в вооруженном конфликте(этнография чеченской войны)" М. Наука, 2001 г.


национализм, межэтнические конфликты, война, Россия, чеченцы, права человека, россияне, демократия, Чеченская Республика, сепаратизм, политическое насилие, политика

Previous post Next post
Up