Социально-культурная антропология -- это наука о человеке, об обществе и культуре, о группах и идентичностях, о практиках существующих в человеческом обществе, об отношениях существующих в нем.
Одним из типов отношений сопутствующих человечеству на протяжении всей его истории являются отношения власти, проявляющиеся в самых различных видах и формах-- власти политической, экономической, культурной. И антрополог как ученый, и антропология как наука не могут и не должны оставаться в стороне от этих отношений -- особенно тогда, когда их вмешательство может помочь остановить или предотвратить конфликты ведущие к множеству смертей. Поэтому, социально-культурная антропология, как в теоретическом, так и в прикладном своем аспекте была, есть и будет связана с политическим в самых разных его формах и проявлениях. В связи этим, в этом блоге появится постоянная политическая рубрика, посвященная реакциям на те события, которые антрополог не может и не имеет морального права оставить без внимания. Начинается она, к сожалению, с событий очень грустных-- с серии убийств правозащитников работающих на территории Чеченской республики.
Наталья Эстемирова.
Сотрудник правозащитного центра "Мемориал" в Чеченской республике,
журналист "Новой газеты"
Похищена и убита 15 июля 2009 г. в Грозном
Парадоксально, но именно вооруженный конфликт в Чечне сделал связь между Чечней и остальной Россией глубокой, как никогда прежде. До войны -- чеченцы за небольшим исключением интернационалистической интеллигенции жили в рамках экономически и культурно оторванных от остальной России-- как и все прочие, они, конечно, подвергались глубочайшему ассимилирующему воздействию Советского государства, однако, будучи заняты в основном в сельском хозяйстве, ремеслах или в крайнем случае, во временных отхожих промыслах, оставались группой в целом достаточно далекой от серьезного влияния на внутренние процессы в остальной части страны. С началом конфликта ситуация разительно изменилась. Вследствие бегства интеллектуалов и бизнесменов, ставшего массовым уже до первой войны -- после захвата власти Дудаевым, количество чеченцев в Москве выросло с менее чем 2 тысяч до более чем 80. Население России связали с чеченцами Чечни многочисленные социальные, экономические, порой даже семейные, связи.
Зарема Садулаева
глава правозащитной и благотворительной организации "Спасем поколение"
Похищена и убита 10 августа 2009 г. в Грозном
Порядки стремительно демодернизирующегося чеченского общества стали распространяться и на Россию. Нельзя, скажем, забывать о том, что именно Джохар Дудаев впервые в новейшей истории России опробовал расстрел парламента, как способ разрешения политического конфликта. Чечня впервые опробовала и тактику политических убийств.
Война напрямую столкнула россиян с тотальным распадом системы социальных норм в дудаевской Чечне. Ведшие войну против партизанских отрядов солдаты и сами стали членами этого распадающегося общества, и это воздействие не могло не оказать глубокого влияния на их дальнейшую жизнь. Власть должна слушать ученых, этнографов, интеллектуалов. Может быть, каких-то трагедий можно было бы избежать
Умар Джабраилов,
муж Заремы Садулаевой
похищен и убит в Грозном вместе со своей женой 10 августа 2009г.
Ни краткий период фактической независимости, ни перешедшая в состояние тлеющего партизанского сопротивления, вторая война отнюдь не изменили этого положения. Напротив-- борьба между наиболее влиятельными лидерами лишь формально подчиняющихся федеральному центру чеченских вооруженных формирований выплеснулась на улицы Москвы, влияние проживающих вне чеченской республики, но тесно связанных с ней, предпринимателей лишь выросло, а сама Чеченская республика стала территорией сложнейшего переплетения интересов самых разнообразных российских элитных групп. Так именно конфликт породил куда более глубокую, чем прежде связь Чечни и остальной России, а, значит, как повышенный уровень насилия, в особенности, политического насилия, так и последовательно выстраиваемая президентом Чеченской республики глубоко отличная принятой в остальной части России, религиозно-традиционалистская система социальных норм не может не становиться угрозой для светского демократического характера Российского государства. И, поэтому, похищение и убийство чеченских правозащитников -- Натальи Эстемировой, Заремы Садуллаевой, Умара Джабраилова -- людей которые, быть может, как никто другой много делали для восстановления реального действия в чеченской республике общероссийских правовых норм, для соблюдения прав человека на ее территории-- то есть, в конечном счете, для ремодернизации чеченского общества, это не "просто убийства"--тяжелые уголовные преступления, но и серьезные удары по конституционному строю России.
Ссылки:
1.
Всеобщая Декларация Прав Человека2.
Конституция Российской Федерации3.
Правозащитный центр "Мемориал"4.
"Новая газета"5.
Статьи Натальи Эстемировой в "Новой Газете"6.
В.А. Тишков "Общество в вооруженном конфликте(этнография чеченской войны)" М. Наука, 2001 г.