продолжение,
начало здесь. Следующий довольно большой регион, где сохранилась эта традиция, - это бассейн Индийского океана. Мелкие народности, проживающие в Африке, Индокитае, Азии, ведут максимально приближенный к природе образ жизни. По сей день у них сохранился обычай переноски тяжестей при помощи налобной лямки.
Габон - государство в Центральной Африке, значительная часть населения которого разговаривает на языках группы банту. Основная масса населения принадлежит к народностям банту, крупнейшие из них - фанг, мпонгве, бакота, батеке. Кроме того, в Габоне проживают европейцы, главным образом французы, и несколько тысяч пигмеев.
Этим народностям знакомы одежда и ткани, поэтому если женщине нужно неси какой-то еще груз, она сажает ребенка уже известным нам способом - в тканевый платок, перемещая малыша вперед, а при помощи лобной лямки несет свой скарб (дрова, листья, пищу и др.). Дети с 4-6 лет активно помогают родителям и не только носят таким же образом груз, но и своих меньших братьев и сестер.
Пигмеи - группа низкорослых негроидных народов, обитающих в экваториальных лесах Африки, сохранивших архаичную культуру. Занимаются охотой, собирательством и рыболовством. Пигмеи питаются только тем, что найдут, поймают или убьют в джунглях. У пигмеев существует особая техника ловли рыбы. Метод, который они применяют, основан на отравлении рыбы растительными ядами. Рыба засыпает и всплывает на поверхность, после чего её можно собирать просто руками. Пигмеи живут в гармонии с природой и берут ровно столько рыбы, сколько понадобится. Невостребованная рыба просыпается спустя полчаса без каких-либо повреждений.
Детей носят матери, отцы или старшие сестры и братья. Основные положения - на бедре или сзади. Когда ребенка носят на бедре, его по возможности прикрывают банановым листом от палящего солнца. Правая рука несущего при этом остается свободной для прочих дел.
Для длительного ношения, которое бывает во время смены места положения поселения или продолжительной охоты, пояса-ленты всегда делают из коры. Пояс одевают на лоб несущему, а ребенок садится сзади. Такой способ перемещения позволяет даже 5-6леткам довольно долго нести меньших братьев и сестер. Для подкрепления сил они берут с собой перекус: личинок или оставшееся мясо, завернутое в пальмовые листья.
Подобным же образом переносят и прочий груз: ветки, пальмовые листья, пальмовое масло в бутылях. Если мать занята хлопотами дома, а ребенок уже умеет сидеть, она не носит малыша на себе. Ребенка оставляют в вырытой в земле ямке, иногда выстланной кожей. Углубление помогает ребенку сохранить вертикальное положение тела, а к моменту когда он начинает учиться стоять и ходить, на землю кладут палки и крупные ветви с тем, чтобы малыш мог на них опираться.
Отдельное слово стоить замолвить об отцах-пигмеях. Они часто носят детей, особенно в первые месяцы их жизни, очень внимательны к их нуждам и следят за тем, чтобы малыша не укусили насекомые или змея. Вечером весьма большую часть времени отцы проводят с детьми, играя с ними рядом с хижиной, гуляют или даже танцуют. Отцы носят их на руках, убаюкивают, поют колыбельные и даже высаживают, если малыш подает сигналы. Ночью, если младенец часто просыпается, отец берет его на руки и укачивает, напевая тихонько песенку. Днем, когда мать занята приготовлением пищи или ушла за хворостом, отец присматривает за малышами. По мнению этнологов, отцы-пигмеи - довольно редкий, но от того не менее трогательный пример чуткой отцовской заботы о своих детях среди аналогичных мелких племен и этнических групп.
На Андаманских островах Индийского океана живут дикие племена андаманцев. Под этим названием объединены три племени - онге, джарава и сентинельцы. Андаманы это две с половиной сотни островов в Индийском океане, между Бенгальским заливом и Андаманским морем, из которых населены только четыре. Андаманцы занимаются собирательством и охотой и относятся к так называемым негритосам, наиболее древнему слою населения Южной Азии. По своему развитию они находятся в каменном веке.
Самое крупное племя - джарава, около 300 чел, сентинельцы - около 150 и примерно 100 человек племени онге . Численность их к сожалению, постоянно уменьшается. Это низкорослые темнокожие курчавые люди, пребывающих на уровне каменного века. Средний рост представителей племени онге - меньше 150 см. Онге не занимают определенной территории. Они кочевники и постоянно перебираются с острова на остров.
онге
У онге есть одна характерная особенность: женщины отличаются развитой тазовой областью, что существенно облегчает ношение ребенка сзади. Детей носят преимущественно матери, и лишь иногда по случаю отцы. В качестве средства для ношения детей используется своеобразный узкий "пояс", сделанный из коры, в англоязычном варианте встречается как bark sling или head band. Ребенка носят на бедре, но чаще всего за спиной. В этом случае лямка надевается на голову, а сзади садится ребенок. Дополнительно ребенок держится за маму, а она подстраховывает его одной рукой.
джарава
Племя Джарава носит детей точно таким же образом, в ношении участвуют не только родители, но и старшие братья и сестры. Как и онге, джарава малоизучены. В связи с повышенной агрессивностью этого племени, а также их малой численностью исследовательские экспедиции были приостановлены.
Гало- небольшая народность, проживающая в Аруначал-Прадеш (Arunachal Pradesh) - штате на северо-востоке Индии, граничащем с королевством Бутан, Китаем и Мьянмой. Это горный штат, расположенный в восточной части Гималаев.
Гало придерживаются патриархальной семейной иерархии. Несмотря на то, что семьи включают лишь родителей и детей, старшее поколение как правило живет вместе с детьми. Поселения Гало управляются старейшиной, выбранным общим собранием.
Отцы наряду с матерями участвуют в воспитании детей. С первых же дней после рождения малыша отцы активно вовлекаются в заботу о новорожденном. Гало верят, что мужественный дух отца усилит привязанность души новорожденного к его телу, и связь между их душами чрезвычайно тесна и прочна. Считается, что все, что случится с отцом в первые дни после рождения малыша, непременно отразится на судьбе новорожденного, поэтому первое время отец и малыш практически неразлучны. Всю свою деятельность отец-гало должен координировать с настроением и просто самим существованием новорожденного, даже если тот мирно спит рядом с матерью. Так, к примеру, если отец полез на дерево, он должен прикрепить к стволу маленькие палочки, чтобы дух новорожденного ребенка мог карабкаться на дерево рядом с ним, а если он пересекает ручей, то должен провести по воде пустую бутыль из тыквы, чтобы помочь душе младенца переплыть водный поток. Посадив ребенка в переноску, родители занимаются привычными хозяйственными делами. Подобно айнам, гало иногда оборачивают ребенка куском ткани или своей одеждой, и лишь затем фиксируют его лямкой.
Лямки изготавливают из различных материалов: коры деревьев, тростника, бамбука, кожи. Гало по истине эксперты по плетению корзин, кроме того, они умело выделывают кожи диких и домашних животных, изготавливая из них различные сумки, пояса и накидки.
В случае републикации статьи обязательна активная ссылка на первоисточник
мама.томск.ру