15 мая 2014 г в Одесской облгосадминистрации состоялась
пресс-конференция первых лиц области, на которой наконец-то были даны ответы на некоторые живо интересующие всех вопросы, и появилось
официальное сообщение о сказанном на сайте Главного управления МВД Украины в Одесской области.
Из многочисленных противоречивых высказываний всяческих официальных лиц, которыми пестрит сеть, пока только данный текст в основном соответствует моим представлениям о случившемся в целом и не вызывает возражений в той части, о которой я могу судить с профессиональной точки зрения.
Более подробно о сказанном и некоторые, как мне кажется, необходимые комментарии.
«…на сегодняшний день установлена смерть 48 человек в результате трагических событий 2 мая»
Подтверждаю. Увеличение общего числа погибших в период с 7 по 15 мая связано с тем, что ещё 2 человека умерли в больницах города, информация об этом была в СМИ.
«Из этих 48 погибших семеро женщин, один несовершеннолетний»
Подтверждаю. «Несовершеннолетний» в данном случае не означает «малолетний», возраст самого юного из погибших близок к 18 годам. Это, безусловно, никак не умаляет случившейся трагедии, однако, если мы говорим о полном соответствии истине, следует уточнить.
«…из погибших только двое - иногородние. Один из Николаевской области, другой - из Винницкой. Все остальные - жители Одессы и Одесской области»
Подтверждаю. Рад, что эта информация, наконец, стала достоянием общественности. И, как мне кажется, вот теперь следовало бы тщательно выяснить, кто и зачем оперативно распространил
дезинформацию относительно того, что «среди погибших в Доме профсоюзов в Одессе нет одесситов», что «из погибших в пожаре - 15 граждан России 10 из Приднестровья» и что «найденное в доме профсоюзов оружие - из России и Приднестровья». Это, по-моему, действительно важно и может пролить свет на истоки трагедии, а также понять, кто же на самом деле заинтересован в разжигании межнациональной ненависти в стране.
«Из них (из общего числа погибших, включая столкновения в районе Греческой площади. - Б.Я.) шестеро погибли от огнестрельных ранений, 32 - угорев от дыма и газа и 10 человек разбились, выпав из окон здания». И далее: «Там были бутылки с горючей смесью. Они горели и при горении выделяли угарный газ, от которого люди отравились. Мы проводим экспертизу, чтобы установить, какие вещества были в бутылках, помимо бензина и дизельного топлива. Специального газа, о котором говорят, что им отравили людей, там не было»
У тех пострадавших, тела которых были обнаружены внутри здания ДП, мы действительно при исследовании не видели прижизненных механических или огнестрельных травм, которые могли бы привести к смерти.
Каких-либо видимых невооружённым глазом признаков действия токсических веществ, явно отличных по свойствам от угарного газа и продуктов горения органики (в т.ч. пластика), действительно, нет. Здесь, впрочем, следует заметить, что по большей части вопрос об отравлении в компетенции специалистов по лабораторным методам исследования - токсикологов, химиков и, в определённой мере, гистологов. Часть этих лабораторных исследований уже закончена, часть продолжается. Не все из них проводятся нашим учреждением, это обусловлено наличием оборудования и специалистов, соответствующих имеющимся вопросам.
«Что же касается разговоров о взрыве, то при горении горючей смеси лопались и взрывались бутылки. Взрывчатых веществ и соответственно, отдельного большого взрыва в здании не было. В противном случае разрушения были бы значительно бОльшими, чем имеется на сегодняшний день»
Разумно. При исследовании тел, доставленных из Дома Профсоюзов, не были выявлены какие-либо повреждения, характерные для взрывной травмы. Кроме того, на имеющихся видеозаписях событий и в свидетельствах очевидцев мы не обнаруживаем никаких характерных проявлений сколь-нибудь значительного взрыва внутри здания (примером, одномоментного разрушения нескольких окон в результате действия взрывной волны). Многочисленные хлопки, описываемые некоторыми свидетелями, могут быть результатом не только лопающихся бутылок, но и задействованной пиротехнике вроде петард.
К сказанному. В связи с многочисленным вопросами о подробностях и нюансах произошедшего вынужден напомнить: следствие по этим событиям всё ещё продолжается. Уголовной ответственности по статье 387 УК Украины никто не отменял. Поэтому я могу себе позволить подтверждать ту информацию, которая уже озвучена правоохранительными органами и соответствует истине, и разъяснять непонятные моменты, базируясь исключительно на этой информации. Прошу прощения, но никакой информации, официально не озвученной УМВД, я сообщать не имею права.