О деревне Лифта, кактусах и еврейских бесах - Часть 1.

Jul 05, 2009 14:11


Еще одна потрясающая экскурсия с Мишей Эзером (
mangupli). Кто не в курсе - описания некоторых прошлых экскурсий находятся по метке « Миша Эзер». Жалко, что описана только очень маленькая часть из того, что было перехожено и пережито...
Итак, Лифта. Разрушенная арабская деревня в районе Иерусалима. Можно сказать, археологический объект.

Название деревни Лифта связывают с названием Мэ Нифтоах, упоминающемся в книге Йеошуа бин-Нуна (Иисуса Навина) как южная граница колена Биньямина: «Южною же стороною от Кирьят-Йеарим идет передел к морю и доходит до источника вод Нифтоаха» (Нав. 18:15).
На самом деле название «Мэ Нифтоах» происходит от имени египетского фараона Меренптаха, который фиг знает зачем забрел сюда в 1219 году до н. э. и разбил свой лагерь недалеко от того места, где потом был город Давида.
Вообще фараоны ходили сюда в основном собирать налоги. И то, они шли по побережью и сворачивали в Изреэльскую долину. А в горы не совались. А вот Меренптах подошел к Иерусалиму. Хотя понятно, зачем он забрел в горы. Он шел восстание подавлять. И подавил-таки.
«Плачет Газа, опустошена до конца, рыдает Аскалон, взывают в отчаянии жители песков. Уничтожен Израиль, нет его семени и не возродится», - говорит египетская надпись, описывающая этот поход Меренптаха (стелла Меренптаха). Это первый небиблейский источник, в котором упоминается Израиль. А перед словом «Израиль» в этой надписи стоит детерминатив «шатер», что означает «народ», а не «страна». Потому что поскольку это времена Йеошуа бин-Нуна, Израиль еще неплотно сидит на своей земле.
Со временем имя «Меренптах» ивритизировалось и превратилось в «Мэ/Мааян Мифтоах/Нифтоах» («Вода/Источник Мифтоах»). Кстати, слово "птах" в имени фараона - это не семитский элемент, это имя одного египетского бога.


Мы спускаемся немного, и, прежде чем подойти к источнику, останавливаемся под деревом, которое называется «майиш» (или «миш»).
Примечание: Миша сказал, что есть этимологическая связь между Этим названием и ивритским или моавитским именем Ме(й)ша. А как же айин? Или это вообще разные имена, а про Моав - это была шутка?
Знаменито это дерево тем, что оно отпугивает духов воды. Поэтому если вы подходите к источнику, на всякий случай запаситесь веточкой такого дерева. И потом, увидев в источнике какого-нибудь, к примеру, козла, сможете смело сказать ему: «Тайиш, тайиш, тайиш! У меня есть майиш!» И козел, или какая-нибудь другая нечисть, обязательно испугается.
Существует легенда о Шломо, которому, когда он строил Храм, всякая нечисть вредила. То в раствор наплюют, то кирпичи побьют, то еще что. И так продолжалось, пока он не додумался обсадить стройплощадку деревьями майиш. Потому что это единственное дерево, в тени которого не может находиться бес. В Европе подобными свойствами обладает омела, а у нас - майиш.

А вот почему у источника может подстерегать подобная опасность? Потому что еврейские черти - это вам не русские черти. Вот где, к примеру, живет русский водяной? В болоте, это всем известно. Кикиморы - тоже. А вот ни один нормальный еврейский черт в такое место не полезет. Еврейские черти селятся только в хотя бы чуть-чуть окультуренных источниках.




Итак, подходим к источнику. В еврейской традиции источник уподобляется женщине - «мааян хатум». В том смысле, что чтобы до него добраться, нужно пробить глинистый слой, то есть прорубить «никбу» - такой тоннель. Есть, допустим, холм. Внутри он состоит из известняков. Известняки пористые, как губка, и в них скапливается вода. И вот если в этом холме прорубить такую трубу, по ее стенкам будет стекать вода и проистекать наружу, служа кроме прочего и символом вечно изменчивой и постоянной Торы.

Фотографии кликабельны.
Продолжение здесь.

Здесь написал сам Миша. Всем читать! :))
Еще отчет: http://janataha.livejournal.com/72287.html

поездки, фото, Миша Эзер, экскурсии

Previous post Next post
Up