как Лиза домой добиралась

Sep 15, 2016 23:13

Мы с детства использовали общественный транспорт, и даже не понимаем, что со знанием, как он устроен, не рождаются! Я вдруг осознала это на примере Лизы, которая всю жизнь ездила в машине.

Бежит в троллейбус.
- Лиза, это не наш!
- Откуда ты знаешь?
- Наш 76-й, а это ХХ.
- Ой, у них номера есть?!!

В общем, ребенок вообще не понимает НИЧЕГО про транспорт. Учимся. Объясняю, что есть маршруты, они пронумерованы, один и тот же номер автобуса-троллейбуса-трамвая по нему ездит, делает остановки в одних и тех же местах. И что сразу несколько на маршруте единиц транспорта ездит, а не одна. И что трамвай и троллейбус с одним номером - это РАЗНЫЕ маршруты! Действительно, если подумать, то можно понять, почему это может казаться странным. :-)
Метро в этом деле, конечно, великая вещь. Объясняю, что куда бы ты ни уехала на метро - всегда можешь вернуться куда надо, если понимаешь, как пользоваться картой, а она есть на каждой станции, в каждом вагоне. Учимся пользоваться. Сложность в том, что Лизе тяжело слова запоминать, которые для нее просто набор звуков. Какую-нибудь Собачью, Кошачью она бы запомнила. :-) Но Парк культуры, Академическая, Октябрьская... ВДНХ - это ваще. :-) Это где мы жили в квартире моей подруги. И как только она ее выучила (и Проспект мира - станцию пересадки - тоже) - мы переехали!

Домой ездим всегда на транспорте, и я даю Лизе нас вести, вижу слабые места, объясняю сложности. Вчера я решила, что она, кажется, способна нас довезти до дома.

От школы до большой дороги она хорошо выучила путь. И что по подземному переходу на другую сторону, и на автобус М, который вместо метро, потому что Фрунзенская закрыта - тоже. Дальше толпа несется в метро, не ошибешься. Лиза спускается, не глядя, на кольцевую, а не радиальную - запомнила. Внизу я показываю на телефоне карту и спрашиваю: где мы находимся, где мы живем, как туда попасть? Не знаю, не знаю, не знаю. :-)
- Мы на Парке культуры. На Парке культуры можно быть на кольцевой - видишь кольцо? - или на радиальной. Сейчас мы на кольцевой. Чтобы знать, на какую из них ты спускаешься, надо смотреть наверху. Запомни: школа на Парке культуры. Всегда. Парк культуры. Мы снова живем на оранжевой ветке, но теперь не сверху кольца, а снизу. Посмотри на эти названия и попробуй вспомнить, где именно. Я уже несколько раз тебе говорила.
Ребенок читает не так чтобы быстро, но я никуда не спешу.
- Академическая!
- Молодец! Как туда добраться?
- До Октябрьской одну станцию, потом перейти, еще три станции.
- Замечательно! Идем!

На какой путь идти, чтобы попасть на Октябрьскую? Это вы, взрослые москвичи, способны одним взглядом окинуть список знакомых слов и найти нужное. А Лизе надо читать не только незнакомые, но и непонятные слова, искать. Нашла, показала путь правильно. Подсказываю на будущее, что обычно, если надо ехать N станций, то название цели будет в списке на N-ном месте.

Проезжаем до Октябрьской, переходим на радиальную без приключений. Обращаю Лизино внимание на то, что если переходишь на оранжевую линию - на указателе для перехода есть оранжевая полоса. И номер линии. Кстати, мне кажется или раньше номера вообще не использовались? Были названия и цвета. А теперь и на указателях номера, и под ногами на стрелках тоже.

Перешли - и Лиза уверенно ломится не на ту сторону платформы. Ээээ?
- Как ты знаешь, что нам сюда?
- Я помню, что направо!
- То есть мне не показалось, что ты на указатели даже не посмотрела?
- Я помню, что направо!
- Может, все-таки посмотреть на всякий случай?
"Посмотрит - рублем подарит". Оооокей. Лиза есть Лиза: последнее слово должно остаться за ней и спорить себе дороже. Мне моя жизнь дорога, да и день рождения у ребенка - пусть делает, что хочет. :-)))

Подходим к краю платформы. Последняя надежда:
- Смотри, на стене строчкой написаны названия станций, которые будет проезжать поезд.
Таки она туда посмотрела, таки на ее лице отразилось что-то вроде сомнения. Но тут приехал поезд, ничтоже сумняшеся Лиза нас туда ведет.

Лиза щебечет, и у меня нет впечатления, что она считает станции. Что объявляют, я так думаю, она не понимает. Сколько ехать-то будем не в ту сторону? Ну ладно, если вдруг до ВДНХ доедем - заберем у Тани забытый в холодильнике тортик. :-)

- Сейчас будет Ленинский проспект! - авторитетно заявляет Лиза, когда мы подъезжаем к Китай-городу. На удивление, никто вокруг и бровью не повел.
Еще попытка:
- Лиза, вот еще что. Если ты прослушала, какая сейчас станция, то вон там на противоположной стене можно прочесть.
- Но я не вижу!
- Да, не всегда видно целиком, но кусочек можно прочесть. Даже это помогает.
- Эээ... А, я вижу "город", а перед этим не вижу. Что-то город.
И сидит как ни в чем не бывало. Тут я уже не выдержала и намекнула очень толсто:
- Ну если ты думаешь, что должен быть Ленинский проспект, а написано "что-то город", не кажется ли тебе это подозрительным?
Лиза всполошенно смотрит на линейку со списком станций над окном.
- Мы были на Китай-городе?!!
- Ага.
- Почему?
- Догадайся.
- Мы сели не в ту сторону!
- Именно!
- Почему?
- Догадайся.
- Ааааа, почему ты не сказала!!!

Ну что, вышли, проехали 6 станций назад. Я не забыла сообщить о том, что иногда переход на другую сторону платформы означает не посадку в противоположную сторону, а переход на другую линию. Вышли на Академической, слава богу.
- Запомни как скороговорку: *** (говорю, какой вагон из центра, где налево, где направо).
По пути я ей объяснила, что всегда лучше посмотреть на указатель, чем не посмотреть, потому что многие станции у эскалатора выглядят очень похоже, так что может казаться, что ты помнишь, когда на самом деле это совсем другое место.

До дома от метро дошли нормально. Покатались, в общем. :-) Лиза в 2 года поражала окружающих способностью найти свой дом. А тут перегруз, что ли? Вот уж не думала, что это будет так сложно.

приключения американцев в России

Previous post Next post
Up