Любой город начинается с вокзала, будь то воздушный вокзал - аэропорт, железнодорожный вокзал, автовокзал или речной/морской вокзал - порт. Сегодня я расскажу Вам про три вокзала города Красноярска.
Железнодорожный вокзал. Первое каменное здание железнодорожного вокзала Красноярск было возведено в 1896 году. Тогда это был единственный вокзал второго класса на Средне-Сибирской железной дороге. Современное здание вокзала построено в 1961 г., отреставрировано в 2003г.
Регулярное движение поездов по дороге между Новониколаевском (ныне Новосибирск) и Красноярском открыто в 1898 году, между Красноярском и Иркутском - в 1899 году после завершения строительства крупнейшего железнодорожного моста в Азии через Енисей. Современное здание вокзала построили в сентябре 1961 года. Решение о строительстве нового вокзала Красноярска было принято в 2003 году в связи со значительным увеличением пассажиропотока в Красноярске. Сегодня Красноярский вокзал по праву считается одним из самых красивых и удобных на территории Зауралья.
Реконструировали и привокзальную площадь. За основу взяли проект Андрея Борисовича Касаткина - ученика известного и уважаемого красноярского архитектора Арега Димерханова. Новая привокзальная площадь увеличилась в общей сложности на полторы тысячи метров (с 7 до 9 с половиной). Уникальность площади придает скульптурная композиция. Это - фигура льва, установленная на 16-метровой стеле. Лев с серпом и лопатой - геральдический символ Красноярска. Кстати, Красноярская привокзальная площадь - пока единственная в стране, украшенная геральдической символикой.
Второй вокзал - речной. Красноярский речной порт - дочернее акционерное общество ОАО «Енисейское речное пароходство» (С) Википедия. Чем же он примечателен?
В XIX - начале XX века в Красноярске несколько пристаней. В центре города пристани купцов Гадалова, Сибирякова (Иркутск). Пристань Гадалова с зданием «вокзала» и складами располагалась примерно у места нынешнего речного вокзала. Порт создан 1 апреля 1934 года в результате объединения нескольких баз и пристаней Красноярска. Порт располагался на левом берегу Енисея. Первый начальник порта - Иосиф Алексеевич Козулин.
Во время Великой Отечественной войны ускорилось строительство Норильского горно-металлургического комбината. Существующий порт не справлялся с выросшими объёмами грузов. В 1942 году Норильский комбинат предложил построить новый порт. Грузооборот порта должен был вырасти до 500 тысяч тонн.
Строительство нового порта Норильского комбината началось в конце 1942 года на правом берегу Енисея.
В 1948-1952 годах было построено здание речного вокзала Красноярского порта. Архитектор - Александр Голубев. В 1958 году модель вокзала получила серебряную медаль и Почётную грамоту на Всемирной выставке в Брюсселе.
В феврале 1956 года Красноярский порт и порт Норильского комбината объединились.
Красноярский речной порт владеет: 40 портальными кранами, 7 плавучими кранами, 11 ж/д путями, парком контейнеров.
Третий вокзал, о котором пойдет речь весьма необычен, он принадлежит Детской железной дороге Красноярска. Красноярская детская железная дорога - структурное подразделение Красноярской железной дороги, филиала ОАО «Российские железные дороги». Единственная в России нетиповая детская железная дорога.
Первая детская железная дорога в России (1936 год), вторая - на территории бывшего СССР (после детской железной дороги в Тифлисе, построенной в 1935 г.) Расположена в Центральном парке города Красноярска. Открыта и сдана в эксплуатацию 1 августа 1936 года. Ширина колеи 508 миллиметров. Дорога однопутная; длительное время длина пути составляла 816 метров, после реконструкции в 2006 году длина составляет 1300 метров[2]; дорога круговая. Имеет две конечные станции - «Тупиковую», первоначально «Счастливое детство» и «Юбилейную» (ранее - «Первомайская»). Разворот локомотива - стрелочный (с 2006 года); поворотным кругом до 2006 года. Годовой пассажирооборот - от 30 до 40 тысяч (2007 год) человек, в основном - дети.
Детская железная дорога выполняет просветительскую и культурную функции: здесь ведут профессиональную подготовку школьников. Ежегодно на ДЖД трудилось около восьмидесяти юных красноярцев, с 2006 года - до ста двадцати. За 70 лет существования на детской железной дороге подготовлено семь тысяч выпускников. Сезон 2007 года отмечен в 70-летней истории детской магистрали интересным фактом: Алина Байдакова в начале сезона сдала на отлично экзамен, и все лето отработала машинистом локомотива. Женщины-машиниста на дороге не было с 1956 года.
Первый паровоз для детской железной дороги был собран учениками фабрично-заводского училища (ФЗУ) красноярского паровозовагоноремонтного завода. Это была действующая модель паровоза СУ с номером 01. Выполнена в 1/5 натуральной величины. Вес - 1,5 тонны. Колея - 305 мм. Самодельный паровоз исправно проработал на линии детской железной дороги с 1936 по 1961 год. Сейчас он стоит на пьедестале в Центральном парке Красноярска.
В 1961 году Красноярская детская железная дорога была реконструирована. Получила уникальную колею 508 миллиметров - за основу был взят рельсовый путь с шахт Кузбасса. Локомотив (мотовоз «Юность») был построен в Красноярске, на агрегатной базе автомобиля Москвич-401. Внешность его была стилизована под тепловоз ТУ3. Следующие мотовозы, «Мечта» и «Юбилейный», построены на базе Москвича-412, и были стилизованы под электропоезда ЭР9.
В 2006 году на смену старому тепловозу пришёл новый, собранный в вагонном депо Красноярской железной дороги. На этот раз при его создании был использован не только силовой агрегат, но и кузов автомобиля - правда уже импортной «Тойоты».
Малая Красноярская - единственная детская железная дорога в стране, где всё оборудование, включая вагоны, делается специально и эксклюзивно.