Эскалаторная статистика по итогам 2015 года 1. Общестатистическая таблица
Таблица разделена на эскалаторную и траволаторную составляющие. Если в 2015 г. траволаторы были только в Санкт-Петербурге, то в 2016 г. добавилось ещё 8 машин на новой станции в Баку и теперь однозначно есть смысл в отделении траволаторов от эскалаторов.
Иных заметных изменений формы таблицы нет, все приведённые значения точны.
2. Хронология вводов эскалаторов и траволаторов в эксплуатацию по годам
Это новая таблица, показывающая количество ежегодно вводимых в эксплуатацию машин по каждой отдельной транспортной системе, включая траволаторы (внизу есть указание городов и годов ввода). Кроме того, указано и количество выведенных их работы машин - для оценки масштабов замены старых и неудачных машин новыми.
В этой таблице могут быть неточности, связанные с более поздними пусками эскалаторов во вторых вестибюлях ряда станций в разных городах, поскольку эти вестибюли и выходы очень часто достраивались в течение года-двух-трёх.
Хочу обратить особое внимание на два момента:
1) Начиная с середины 1980-х гг. в целом по метрополитенам бывшего СССР возросли абсолютные количества устанавливаемых и заменяемых эскалаторов. Эскалатор - не лестница, эскалатору требуются много внимания, дополнительный персонал, ремонты, обслуживание и т.д. В ряде метрополитенов (например, в Минске и Нижнем Новгороде) удалось сильно не заглублять станции, и эскалаторы там не требуются или, в худшем случае, требуются только в одном выходе из двух. А вот в Москве с конца 1990-х гг. пошли по пути заглубления станций, в результате чего количество эскалаторов стало увеличиваться чуть ли не по экспоненте. Кроме того, в Москве сейчас идёт активная работа по замене старых эскалаторов 1950-х гг. Содержание эскалаторного хозяйства стоит немалых средств и в дальнейшем мы будем наблюдать закрытые из-за замен эскалаторов входы-выходы и переходы всё чаще. Так, в 2017 году в Москве планируется четыре замены старых эскалаторов в дополнение к идущим сейчас трём.
2) 2016 год стал рекордным по количеству запусков в работу новых эскалаторов, при этом отличились только два метрополитена - Московский (40 штук) и Бакинский (50 штук), плюс к ним
запуск в кратчайшие сроки 129 эскалаторов на Московской Окружной железной дороге.
3. Замена эскалаторов
Обновлённая и уточнённая таблица замен эскалаторов и длительных закрытий наклонов и вестибюлей с эскалаторами из-за ремонтов и реконструкций. Как обычно, требуются дополнения, особенно по датам ремонтов в 1990-е.
4. Рекорды сталинских эскалаторов
Обновлённая таблица по срокам эксплуатации эскалаторов серий Н, ЭМ и ранних ЛТ-1, пущенных в работу до 1960 г. включительно: