Я видела Сергея Полунина единственный раз в 2010 году на летнем представлении в датской деревушке, куда приехали на концерт артисты Королевского балета из Лондона и где, помимо Сергея, танцевали Алина Кожокару, Йохан Кобборг, Роберта Маркес, Стивен Мак Ре и Томас Yайтхед. Тогда я о нём ничего не знала и единственным упоминанием о нём стало: "Ещё в конце программы Алина Кожокару выступила в маленьком современном балете Кобборга »Les Lutins« вместе со Стивеном Мак Ре и Сергеем Полуниным (потрясающим мальчиком, который просто летал на сцене), на тему русско-еврейских народных танцев - аккомпанировал, кстати, Чарли Сием, чудесный скрипач, (игравший на скрипке самого Йегуди Менухина), который , завоевав в свои 24 года мировое признание (The Guardian наградило его последний CD пятью звёздами! ), также пробует себя на несколько нетрадиционном поприще, аккомпанируя поп-звезде Брайану Адамсу и выступая в качестве модели в Vogue и на шоу Vivienne Westwood. Ещё мне понравились Leanne Benjamin и Thomas Whitehead - фигурка у этой Лианн просто чудо, одни мускулы, хотя ей 46 лет (!) и танцевали они замечательно - например, па-де-де из "Sensorium"Alistair Marriott на музыку Дебюсси и па-де-де из »Rushes« Kim Brandstrup (музыка Прокофьева ). Ну и ещё одной балетной парой были Roberta Marquez и Steven МcRae, они исполнили сначала па-де-де из "Рапсодии" sir Frederick Ashton, а потом Роберта Маркес станцевала с Йоханом Кобборгом па-де-де из "Лебединого озера" (с белым лебедем) - но после дождя, поэтому в полсилы.
И Полунин совершенно бесподобно исполнил "Гопак" Захарова (но, бедный, поскользнулся и упал!) и соло из "Дианы и Актеона" Петипа. В общем, удовольствие я получила огромное.”
И вот уже давно лежал у меня номер журнала "Intelligent life" от сентября/октября 2012 года с прекрасной статьёй о Сергее Полунине. Я думаю, многим будет интерeсно её почитать. Оригинал статьи можно найти и в
интернете . Прошу прощения за корявость перевода.
Сын тигра
Вот уже несколько месяцев, как Сергей Полунин покинул Королевский балет. Что произошло тогда? И что будет дальше? Жюли Кавана поехала в Киев и Москву, чтобы поговорить с ним, его родителями и его учителями.
24 января 2012 года Сергей Полунин "проснулся в неплохом настроении" и пошёл на работу. Ему предстояло провести большую часть дня в Королевской опере, репетируя дуэт из балета "Сон", в котором он должен был дебютировать в роли Оберона. Энтони Доуэлл, создавший эту роль, был его наставником, а Титанией была румынская балерина Алина Кожокару - исключительная артистка, чья , подобная цветку-колокольчику, нежность на сцене противоречит яростному темпераменту в студии. Полунин не был готов к восприятию критики. Он только что расстался со своей первой серьёзной девушкой, солисткой Королевского балета Хелен Кроуфорд. "На второй день до меня вдруг дошло. Мы были вместе два года, и я действительно привык к ней". Кожокару также не выглядела довольной. Ночной па-де-де Фредерика Эштона - это мастерское воплощение битвы полов, новый аккорд между Королём и Королевой эльфов, представленный зеркально отображёнными движениями, в которых два танцовщика должны найти полное соответствие техники и эмоций. Там также присутствует известный камень преткновения, когда партнёр вращает балерину, как открытый компас, и её торс прорезает пространство под вытянутой ногой. Кожокару дала ясно понять, что Полунин совершенно не помогает.
"Я подумал: ещё одно слово - и всё. Я держался, стараясь не плакать. А потом в голове что-то щёлкнуло". Он объявил, что он уходит, что Доуэлл понял, как "уходит из комнаты на несколько минут". Но Полунин имел в виду, что насовсем.
Для Королевского балета его внезапный уход был чем-то вроде удара под дых. После возни с этим исключительно одарённым украинским мальчиком в его школьныe и юношескиe годы, руководство труппы сделало его премьером в 19 лет и дало ему роли, о которых большинство из его коллег могло только мечтать. Через несколько недель за Обероном должен был последовать Ромео, которого должны были транслировать в кинотеатрах всего мира. Главным ударом, однако, было чувство потери. Танцовщик, подобный Полунину, появляется раз в 20-30 лет; в 13 лет его потенциал был настолько очевиден, что преподаватель придвигал стул и изучал его во время урока."Он говорил: "Сергей, покажи им, как делать rond de jambe". Видеть, как он выполняет движение, значит видеть идеал мастерства. Когда я за ним наблюдала в средней школе, где мой сын был учеником, я вспомнила любительское видео, на которое я наткнулась, пока собиралa материал для биографии Нуреева. На видео был Барышников в подростковые годы - он также мог служить живой азбукой классического балета, выражая академические движения так, что лучше сделать было нельзя. У Полунина было что-то, позволяющеe ему быть преемником обеих звёзд, соединяя роковой импульс Нуреева с феноменальной виртуозностью и чёткостью Барышникова, и добавляя свою собственную юношескую мужественность.
13-летний ребёнок, который, как я помнила, был трогательно благодарен, когда мы его взяли с собой поесть пиццы, сейчас, в 22 года, был самой юной звездой одной из величайших мировых трупп. И всё же он вышел из-под контроля. Частично этому было причиной обычное бунтарство, ожидаемое в этом возрасте, соединённое с ускоренной траекторией его карьеры. Но можно было почувствовать ещё что-то, какой-то двигатель за этим поведением, находящийся за пределами идиллического мира балетоманов. Вот почему , через считанные дни после его ухода, новость облетела мир, подхваченная в Америке Huffington Post, the New York Times и Daily Beast.
Полунин отправился в гримерную, которую он делил с двумя премьерами. "Я просто сидел. Прятался." Он , не переставая, звонил в офис администрации, чтобы поговорить с директором Королевского балета Моникой Мэйсон, но не получал ответа. "Я там был, может быть, три часа. Никто не пришёл." Мысль о том, чтобы покинуть труппу, посещала его несколько месяцев, и дирекция знала о "брожении". Его мать сказала ему, что , если бы Королевский балет его ценил, ему бы дали постоянную визу и квартиру; он постоянно приглашался на гостевые выступления за рубежом, но ему не разрешали этого, поскольку он возглавлял репертуар в Лондоне. Он даже подавал заявление об уходе на год раньше - опять после разрыва с Хелен Кроуфорд. "Они пообещали мне много, чего, повысили мне зарплату. Это был действительно, действительно большой скачок. Я сказал им, что хотел бы сниматься в кино, и они пообещали это урегулировать. Но немногое изменилось.Так что теперь, с не особенно приятной жизненной ситуацией, я решил, что это идеальное время для ухода. На этот раз я надеялся, что они меня отпустят."
В результате он отправился по коридору в офис Моники Мэйсон, внезапно чувствуя страх. "Он был очень эмоционален, когда вошёл,- говорит она. "Но пока мы говорили, он успокоился." Полунин подумал, что ей будет легче принять его заявление об уходе, если он скажет, что хочет вообще перестать танцевать. Он сказал ей, что его заставляли заниматься балетом с трёхлетнего возраста и что у него на самом деле нет настоящего им увлечения. "Можем мы что-нибудь сделать, чтобы тебя сохранить?" - спросила она, уже зная ответ.
Мэйсон боролась за него, но их отношения были профессиональными. Она не знала о последнем разрыве с Хелен Кроуфорд , и эта беседа - которая, по его словам, заняла 20 минут, а она считает, что вдвое дольше, была самой длинной, когда они говорили вместе."Сергей может быть очень беспокойным. Я помню, как он заходил и говорил в течение 10 минут, а потом вставал и уходил. Он весьма загадочен и непостижим.Он не ищет совета и не позволяет людям к нему приближаться, и всё же он восхитителен. Он никогда не бывает груб, и в нём есть доброта и нежность. Очень легко привязаться к нему."
Пока Мэйсон говорила, она не могла не удержаться от желания привязать его к стулу и держать в офисе 24 часа, пока он не успокоится и не поймёт, что теряет. "У него настолько редкий талант, что можно сделать всё, чтобы удержать его. Но он был твёрд. Я спросила: "Что ж, милый, куда ты тогда отправишься?"
"Я не знаю."
"Сергей, прошу тебя, давай снова поговорим завтра."
"Нет, нет, пожалуйста. Я решил."
"Ты собираешься забрать свои вещи?"
"Нет, я сделаю это в другой раз."
Он вышел из здания Королевской оперы, чувствуя невероятное " веяние свободы". И у него был план - поехать в Нью-Йорк. Он рассчитывал, что ему будут платить гораздо больше, как премьеру Американского театра балета (AБT), чьи короткие сезоны позволят ему заработать больше денег в остальном мире; на репетициях он поощрял Энтони Доуэлла рассказывать о его собственном прорыве в ABT из Королевского балета ("Я исследовал почву"). Он отправился назад в Archway, уголок северного Лондона, где он делил комнату со школьным другом, танцовщиком Jade Hale-Christoff. Он сел на кровать. "Я подумал, "Итак, что теперь? Позвонить в AБT?"
Подступила неуверенность, но ненадолго. Через два часа после сообщения компании ("Премьер Сергей Полунин уволился из Королевского балета с настоящего момента"), у него на мобильнике было сообщение от Алексея Ратманского, бывшего директора Большого театра, в настоящее время, хореографа в АБT. Лишь через неделю Полунин ему перезвонил: он хотел увидеть другие возможности. В ту ночь его мобильник продолжал звонить, и он получил сотни СМС, твитов и электронных сообщений.
Одним из немногих звонков, на которые он ответил, был звонок от другого украинца, в прошлом премьера Королевского балета Ивана Путрова. Он организовывал программу "Мужчины в движении" в театре Sadler's Wells, в которой Полунин должен был выступить тремя днями позже. Будучи старше на десять лет и получив образование в той же Киевской школе, Путров стал кем-то , вроде наставника, и когда Полунин приезжал в Киев во время школьных каникул, он часто проводил вечера с Путровым и его матерью Натальей Березиной-Путровой, балериной, ставшей преподавателем. "Ему нравилась моя готовка,- сказал она мне. "Ваня куда-нибудь уходил, а Серёжа оставался и разговаривал, или смотрел видео с танцовщиками, которые я ему показывала." Когда он пришёл на репетицию в Sadler's Wells, я спросила, как он себя чувствует. "Хорошо,- сказал он. Он был "в порядке", как всегда. Я думала, что он делает большую ошибку, но он был счастлив потому, что был свободен."
Королевский балет дал ясно понять, что Полунин теперь будет выступать без разрешения на работу - эта ситуация опять стала новостью N 1. Когда он поехал выступать на неделю в Японию, Sadler's Wells помог оформить визу для "исключительного таланта" , чтобы он мог вернуться в Британию. Взамен он согласился участвовать во второй программе "Мужчины в движении" 13 марта, а также помочь Путрову в рекламе следующей программы в серии интервью - по крайней мере, таковым было его намерение. Попытки Путрова ограничить вопросы журналистов рамками "Мужчины в движении" провалились: все хотели знать, что "заставило балетного танцовщика прыгнуть в неизвестность" (Huffington Post).
После одного подобного интервью я пошла с обоими танцовщиками поесть. Инстинктивно заботливый Полунин вызвался нести мою сумку. С их длинными непокорными волосами, откровенно славянскими чертами лица и балетной походкой "без десяти два", они производили впечатление, и тройка девушек повернулась и зашушукалась, когда мы зашли в ресторан. Когда Путров заказал пасту и бокал вина, а Полунин джинджер эль и шоколадный брауни, казалось, что их разделяет гораздо больше, чем десятилетие. Как и тогда, когда они заговорили о роли Ромео. Полунин был рад, что не танцует его: "Он - не я. Он скучный романтик."
"Я думаю, он очень сильный,- сказал Путров. - "Возможно, он ищет что-то, чего пока не может найти." В отличие от Полунина Путров был достаточно зрел, чтобы понимать, что исполнитель может изменить интерпретацию роли под себя. У него был неистребимый аппетит к книгам и лондонской культуре, а Полунин, несмотря на разнообразные поощрения, никогда не интересовался ничем, кроме голливудских фильмов и музыкой Jay-Z. Другим поразительным различием было их отношение к семьям на Украине. Оба были единственными детьми разведённых родителей. Путров почти каждодневно находится в контакте со своей матерью, даже беря с собой лэптоп в студию во время репетиций, чтобы она могла исправлять его через Скайп. Мать Полунина не видела его на сцене с детских лет и следит за тем, что он делает, по сайтам поклонников.
Однако они находятся в постоянном контакте, и Полунин договорился о моём визите к его матери в Киеве. Поскольку через день после моего визита у неё был день рождения, я была удивлена, что он не передал мне подарка для неё. Он отложил несколько 50-фунтовых банкнот из пачки наличных - для матери и также для отца, который живёт в Херсоне на юго-востоке Украины, где Сергей провёл детство. Как насчёт открытки, чтобы вложить туда деньги? Он покачал головой: "Когда я был ребёнком, она заставляла меня рисовать открытки от руки, так что я ни за что не буду стараться сейчас". Я подумала об эпизоде в книге Эми Чуа "Гимн битвы тигрицы", в котором она получает открытку с Днём рождения от своей дочери - сложенную бумагу с рисунком улыбающейся рожицы - и рвёт её, говоря, что она недостаточно хороша. Полунин говорит о матери: " Она всегда меня критиковала, так что, когда я сюда приехал, я решил : "Ты меня больше никогда не увидишь на сцене".
С её мягкими манерами и напряжённым, несчастным лицом, Галина Полунина кажется такой же "грозной", как Даша, старая персидская кошка её сына. Они делят комнату в уродливом бетонном здании хрущёвской эры, куда приходится долго ехать на метро из центра Киева. В ней двуспальная кровать, велосипедный тренажёр, огромный плоскоэкранный телевизор, разные украшения и картины, но нет книг. Я сижу на софе, на которой спит Сергей во время визитов. После его отъезда на учёбу в Англию в 2003 году у Галины, которой тогда было только 35 лет, началась затяжная депрессия. Постепенно она наладила свою жизнь в Киеве, где она сейчас работает гардеробщицей в театре оперы и балета. Ей не горько от того, что она не может разделить успех Сергея, она знает, что её мечты насчёт него ударили по ней рикошетом, но её глаза наполняются слёзами, когда она говорит: "Он помнит о моей строгости". Её утешение - множество воспоминаний - богатый архив с фотографиями и видео , запечатлевшие каждую стадию детства Сергея Полунина.
Он родился в Херсоне в 1989 году, энергичный малыш, такой гибкий, что акушерка, помогавшая при родах, с удивлением ойкнула, когда проверяла его суставы. Он начал ходить в 10 месяцев, спал очень мало и постоянно был в движении. "Серёжа походил на Человека-паука,- говорит Галина, - он залезал на стенку в коридоре и делал оттуда сальто на софу". Её муж , Владимир, находился на заработках в Москве, так что уделом Галины было найти какое-то физическое приложение сил для Сергея.
Он начал учиться танцевать в три года, но продержался лишь несколько недель, поскольку была зима, и он простудился в ожидании троллейбуса по дороге домой. Годом позже его отобрали в гимнастический клуб, где занятия проходили во второй половине дня. Галина сама натаскивала его для вступительного экзамена в школу, известную своими высокими стандартами - но вскоре после этого тренер по гимнастике сказал ей, что ученики, которые хотят совершенствоваться, должны перейти в другую школу по соседству, расписание в которой было подстроено под гимнастику.
В учебном плане она была гораздо ниже, но она решила перевести его. "Его учитель сказал мне: "Ты сошла с ума - почему?" Но то время было трудное для Украины. Условия были ужасны. Было трудно найти продукты, были проблемы с электричеством и горячей водой. По вечерам мы обычно мылись водой, которую я держала в чайнике на плите. Даже хорошее образование не могло помочь, если у тебя не было полезных связей. У профессиональных спортсменов было больше шансов."
Между 8-ю часами утра и полуднем 6-летний Сергей посещал школу N 16 на пешеходной улице в старой части города, а затем шёл через парк Ленина в спортивный зал, где тренировался до 6 часов вечера. "Я не помню, чтобы я ел." Вечером он сам возвращался домой на трамвае, проезжая собор святой Екатерины, где похоронен Потёмкин. Херсонский футбольный стадион находился за спортивным залом, но Сергей никогда не видел футбольного матча и не играл в футбол с ребятами во дворе. У него не было ни времeни, ни сил. "Иногда, когда он приходил домой, он просто падал от изнеможения", - говорит Владимнир. - "Мы ему помогали раздеться и укладывали в кровать. Галя покупала красную икру только для Серёжи, чтобы делать ему специальные бутерброды для укрепления."
Видеозапись из спортивного зала показывает тощего семилетку, чьё природное сложение танцовщика выделяло его из 25-ти мальчиков. Когда он упражняется на параллельных брусьях, коленки достают ему до носа, и он садится в 180-градусный шпагат. Его замечательная пластичность особенно впечатляет тренера. "Он был очень хорош в растяжках и делал всё очень чётко,- говорит Анатолий Николаевич Ярушев, невысокий жилистый мужчина с блестящими золотыми пломбами. "У него была лёгкая кость, так что он был прыгучим мальчиком, и ему нравилось рисковать." Ярушев уверяет, что только 3 % учеников продолжают карьеру гимнастов, и в то время, он считает, Сергей мог бы стать тем, кого он называет "международный мастер спорта". Галина была ещё более амбициозна. "Вот мать будущего олимпийского чемпиона,- говорит улыбающийся Владимир в камеру, и именно это она и держала в уме.
Битва началась. "Первое Серёжино слово на любое предложение было: "Нет". Я пыталась объяснить, почему ему нужно что-то сделать, но он всегда отбивался." Ему было 12, когда она начала возить его на соревнования каждые две недели. "Я их ненавидел. Это чувство давления, мою мать, наблюдающую за мной и потом выговаривающую мне за то, что я не был достаточно серьёзным." Ярушев стал доминирующей мужской фигурой в жизни Сергея. Когда Владимир вернулся из Москвы, сын приветствовал его словами: "Мама говорит, что теперь мой отец Анатолий Николаевич."
Брак Полуниных никогда не был стабилен. Обоим было 20 лет, когда они встретились: она была хорошенькой белокурой портнихой, бросившeй ПТУ в 16 лет, а Владимир, романтически привлекательный, с голубыми глазами, был грузчиком на хлебозаводе. Галина стала его первой девушкой, и когда она забеременела, он согласился на ней жениться. С малышом, которому нужен был уход и почти без денег, они делили время между своими двумя семьями, но жизнь со свёкрами оказалась слишком большим напряжением, и когда Сергею было три года, они развелись."Я помню, как мой отец прощался со мной так, как будто он никогда меня не увидит".
Через пару лет они поженились снова, но поскольку Владимир приезжал из Москвы лишь на несколько дней каждые четыре месяца, жизнь Галины была нелегка. "Володя был очень мягким и не поддерживал меня. Если Серёжа плохо себя вёл и я говорила: "Я скажу папе", он просто смеялся. Как партнёр, муж и отец, Володя не был тем человеком, который был мне нужен. Он всегда был ласков с Серёжей и давал ему деньги, которых у нас не было, чтобы он ехал на такси вместо трамвая. Это было их маленьким секретом, а я оказывалась плохой". Опять мне вспоминается книга Эми Чуа. "Я счастлива быть той, кого ненавидят. А ты можешь быть тем, кого они обожают", - говорила Чуа своему слабохарактерному американскому мужу, который считал, что детство их дочерей должно быть развлечением. Галина видела своё призвание в том, чтобы готовить сына к блестящему будущему - даже за счёт потери его любви.
Когда Сергею было почти 8, он заболел пневмонией, и одно из лёгких перестало функционировать. Три месяца летних каникул и шесть недель в госпитале не помогли его вылечить. "В госпитале мне сказали, что они ничего не могут сделать,- говорит Галина, которая была настолько перепугана, что отвела его к знахарю, бывшему трактористу, якобы приобретшему магические силы после удара молнии. "Он достал яйца из ящика и катал их по моему телу,-вспоминает Сергей, - я предполагаю, что он убирал плохую энергию."
Через две недели ("десять сеансов катания яиц") его здоровье поправилось, и он вернулся в спортивный зал. Маленькие гимнасты, которые были хуже его, теперь были намного лучше, что деморализовало его настолько, что его мать решила опять попытаться с балетом. "Когда он появился во второй раз, всё было по-другому,- говорит его преподаватель, Галина Иванова. "Я могла видеть, что ему дал спорт - невероятную расслабленность, отличные прыжки и крепкие ноги. Было очевидно, что у него был тренер-мужчина, потому что это дало ему характер. Он также был по-настоящему дисциплинирован."
Галина была полна решимости вывезти Сергея из Херсона."Я видела, что большинство ребят проводило время на улице. Старшие учили маленьких курить и делать плохие вещи. Такова была жизнь". И она, и её подруга Людмила, чей сын Артур был в танцевальном классе Сергея, хотели показать своих мальчиков на просмотре в балетном училище в Киеве; и Галина Иванова, которая занималась поступлением своего приёмного сына Эрика, согласилась подготовить и курировать их. "В ночь перед финальным раундом я не могла уложить Серёжу в постель,- вспоминает Галина Иванова. "Тогда как двое других спали, он продолжал тренировать последовательность хлопков снова и снова. Это был фанатизм."
Среди преподавателей приёмной комиссии была Татьяна Михайловна Мартыненко. "Обычно на третьем туре, когда дети импровизируют, вы видите довольно простые вещи, но когда Сергей начал танцевать под арию Паваротти, это было чем-то особенным. У него необыкновенное чувство музыки, и такая редкая естественная координация. Я впервые увидела настолько одарённого мальчика, и на мои глаза навернулись слёзы, пока я за ним наблюдала."
Киевская школа приняла всех троих. Эрик должен был жить в интернате, тогда как мать Сергея, Галина, согласилась снять комнату в Киеве, чтобы присматривать и за Сергеем, и за Артуром. Их мужья согласились найти более высокооплачиваемые работы, чтобы платить за их содержание. 30 августа 1999 года Галина прибыла в Киев, никого там не зная, лишь с 50-ю долларами, чтобы продержаться первое время. Она нашла комнату на 15м этаже многоквартирного дома рядом со школой, где первые 6 месяцев у них не было ни телевизора, ни стиральной машины. Затем понемногу стали приходить деньги из Португалии, куда оба отца отправились работать строителями. Следующие десять лет Владимир посылал жене и сыну деньги, работая строителем в течение недели и садовником по выходным. Мать Галины также посылала деньги из Греции, где она работала сиделкой у пожилой женщины.
Киевское государственное хореографическое училище- наследие 1960-х годов, находящееся в неприглядном пригороде. Галина редко вывозила мальчиков в центр - "У нас не было ни на что денег" и Сергей проводил вечера в их единственной комнате с оловянными солдатиками и игровой приставкой. Через год Людмила переехала в Киев, чтобы жить вместе с Артуром, и следующие четыре года Сергей жил один с матерью. Галина сопровождала его в школу и обратно, вдоль оживлённой дороги, через парк, изобилующий игроками в домино; водила его на дополнительные занятия по музыке и рисунку; прибирала за ним в раздевалке мальчиков. "Как только он приходил, он бросал свою сумку, куртку, джинсы на пол. Он всегда был очень неорганизованным. Преподавателям не нравилось, что я там нахожусь, но я им говорила: "Я здесь, чтобы помочь вам."
Она часто наблюдала за репетициями и хотя мало, что понимала в балете, всегда замечала, если он не выкладывался полностью, и ему потом выговаривала. Его старая учительница, Галина Иванова, считает, что её присутствие само по себе было причиной отсутствия энтузиазма у Сергея. "Все дети теряют 50 % исполнительских способностей, если мать присутствует среди публики,- говорит она. "Но я никогда не думала о Галине, как о деспоте. Она могла настроить Серёжу как скрипку". Он помнит только враждебность, особенно во время выполнения домашних заданий, когда, по его словам, мать могла ударить его по голове, чтобы заставить сосредоточиться. "Я думаю, у меня была дислексия, или АДД, или ещё что-то, потому что я никогда не мог сконцентрироваться. Мне нравилась история - войны и Цезарь, и монголы - но я никогда не воспринимал школьные задания серьёзно, и мою маму часто вызывали в школу. В классе я всегда был шутником."
В учебном зале он был звездой. Его учитель, Эдуард Борисович, говорил мальчикам: "балет - не мужское дело, если ты - не премьер", и каждый, кто не был достаточно хорош, должен был сообщить родителям, что продолжать нет смысла. Строгость Борисовича граничила с садизмом, а физическая дисциплина была жестокой. "Я был в порядке, поскольку я был лучшим",- говорит Сергей, единственный ученик, которому Борисович когда-либо поставил пять баллов из пяти.
Преподавательница девочек Татьяна Михайловна постоянно отбирала eго в качестве партнёра для самых лучших студенток на школьных представлениях, и она организовала дополнительные занятия для него с бывшим премьером Николаем Прядченко. "Он был прекрасен на сцене,- говорит Михайловна,- "Невероятно утончённый, элегантный, и он передавал эти качества Сергею." Он дал ему чувство ролей с подлинными эмоциями." Они вместе работали над классическими вариациями, иногда до десяти вечера; на домаших видеозаписях Галины можно видеть, как Сергей танцует с девушками на сцене с подлинным оттенком "danseur noble" и высокомерием молодого кавалера. Когда его выбрали танцевать виртуозный номер "Лесная песня", к нему потом подошёл отец Ивана Путрова, балетный фотограф , и сказал, что его сын танцевал это соло десять лет назад, а сейчас танцует в Ковент-Гардене. "Я думаю, это и дало идею моей маме." Галина послала фотографии и видеозапись Сергея в Королевскую школу балета, и зимой 2003 года он получил приглашение на финальный просмотр в Лондоне. В его случае экзаменационное занятие было просто формальностью. "Я вошёл в комнату и увидел его сложение, осанку, пропорции,- говорит директор, Gailene Stock, - "Ещё до того, как он сделал плие, я подумал: "Вот оно."
После упаднического состояния Киевского училища, Белая Ложа, начальная школа Королевского балета в Ричмонд парке, должна была казаться дворцом, каковым она практически являлась - вначале она была охотничьим павильоном, построенным для короля Георга II, и от неё открывается вид на торжественные сады до Queens Ride, Pen Ponds и далее. Однако не красота первоначально покорила Сергея, а товарищество класса. "Последней книгой, которую я прочитал, был "Гарри Поттер", и это было похоже на сцену из него." Галина сопровождала его в Лондон на три дня в марте 2004 года, но с началом учебного года в конце августа Сергей был совершенно один. Из-за высокого уровня подготовки его отправили в класс с учениками, старше его на два года, и его освободили от академических дисциплин, так как он недостаточно говорил по-английски, вместо этого он вдвое больше занимался балетом.
Оставленный часами наедине с английскими лингафонными дисками, он мог бы почувствовать себя отверженным, но Пиппа Хогг-Эндрьюс, директор младшей школы, не помнит, чтобы он скучал по дому: "он отлично адаптировался."
Сергей рассказывал Галине о том, насколько воспитанными были мальчики - в Киеве ему часто приходилось дратьcя - но он был полон решимости вести себя хорошо. "Любая ошибка - и я думал, что меня вышлют из страны. Это была слишком хорошая возможность, чтобы её упустить. Я выполнял массу заданий самостоятельно. Пока другие ходили на обед, я тренировал шпагаты и растяжки, и смотрел балетные видео - Барышникова в "Доне К", Васильева в "Спартаке" - я заучивал шаги, останавливая кадры." Он думал, что остальные ребята должны были ненавидеть его за постоянную отстранённость в классе, но мой собственный сын был в то время в Белой Ложе, и он настаивает, что все они чувствовали лишь гордость. "Все смотрели на Сергея с уважением. Его танец был безумно хорош." Пиппа Хогг-Эндрьюс говорит примерно то же самое. "Существовало единое мнение, что некто с изумительными способностями находится среди нас, и он не пыжился от сознания этого." Вежливый с сотрудниками школы, лёгкий в общении со сверстниками, Сергей также питал слабость к насекомым и грызунам. Он спасал осу, которую кто-нибудь пытался убить, возвращал к жизни мышь, пойманную в ловушку и относил жука в безопасное место на дерево в Ричмонд парке. "Я верю, что если ты хорошо относишься к природе, природа взамен защитит тебя".
Осенью 2004 года, когда он перешёл в Старшую школу в Ковент-Гардене, ему сказали, что ему придётся жить два с половиной года в обшежитии, вместо обычного одного года, поскольку он был несовершеннолетним. В нём ещё очень чувствовалась подростковость, и у него было так мало сил для па-де-де, что девочки боялись танцевать с ним в паре. Он бился над скоростью шагов - особенно над сложными па, в которых преуспевают английские танцоры - и не выказывал никакого энтузиазма по поводу современного танца. Ему говорили, как это важно, как бы это помогло ему обрести бóльшую свободу движений, но его интересовали только классические вариации, которые он репетировал часами в одиночестве после того, как все уходили домой. "Уборщик обычно выставлял меня. Он говорил: "Сергей, я должен идти, я пропущу свой поезд." В конце концов он пожаловался". Когда Сергею было 15 лет, ему сообщили о повторном разводе родителей. "Я плакал два дня. После этого я решил, что никогда не позволю им или ещё кому-нибудь опять ранить меня".
Последние шесть учебных месяцев Сергею было позволено переехать в съёмное жильё на несколько человек, где он обнаружил себя живущим во впечатляющем запустении. Там были тарелки с остатками замёрзшей пищи, шевелящиеся от личинок, мыши и заблудшая чайнтауновская крыса, шныряющая по ночам; по полу были разбросаны перевёрнутые кружки для ловли тараканов. "Двое мальчиков ушли, поскольку не могли это выносить. Я люблю всё живое, так что мне было всё равно". Полунин признаёт, что он "немного свихнулся" в то время, экспериментируя с лекарствами и пропуская утренние занятия. "Гайлен сказал мне, "Ты можешь уйти сейчас или же взяться за ум и остаться до выпуска". Что он и сделал. На его танце это не сказалось, и во время выпускного утреннего представления Сергей был центральной фигурой, показывая именное соло Нуреева и дуэт из "Корсара". К его товарищу по школе, Валентино Цуkkетти, из Италии приехало 22 родственника, чтобы посмотреть представление, но никто не приехал из Украины, чтобы увидеть Сергея. Это означало бы , что он должен оформить визы своим родителям и найти им отдельное жильё на время приезда. Он говорит, что его не волновало отсутствие родных, но той ночью он принял слишком много кетамина, успокоительного средства для лошадей, известного среди рейверов как "Спешиал К". Попадание в "дыру К" может оставить употребившего препарат не только эмоционально бесчувственным, но и неспособным двигаться - кошмар танцора.
Как только он попал в труппу в 2007 году, Полунин стал быстро продвигаться вперёд. В качестве дебюта на сцене Ковент Гардена он держал копьё в "Баядерке", но через несколько недель он танцевал примечательную партию Бронзового Божка, а немногим более, чем через год - главную партию. Сейчас, с новоприобретённой мышечной массой и силой, Полунин олицетворял такую физическую силу на сцене, что мог вызвать мурашки даже, когда стоял спокойно. Хотя он прошёл через ряд ролей кордебалета - лакей, кавалер, эскорт фей, друг принца - к августу 2009 года его сделали первым солистом, а годом позже - премьером. В 2011 году ему дали 6 главных новых ролей. Это было слишком много и слишком быстро, и у него не было времени исследовать персонаж или найти нюансы в последовательности шагов. Когда я увидела его исполнение "Рапсодии", созданной Фредериком Эштоном для демонстрации великолепного мастерства Барышникова, все безумные по сложности трюки присутствовали, но не было ноток проказливого изящества. Партия де Грие в "Манон" была одной из тех ролей, которые он бы хотел отложить на потом, но Моника Мэйсон убеждена, что Полунин не был бы доволен, если бы не получил эту роль. "Талант требует выхода. Это была безвыигрышная ситуация". Подтверждая это, Полунин говорит, что он мог бы всё это сделать годом раньше, и за четырёхмесячный период, когда он попал в "кучу проблем", он оказался в кризисной ситуации. "Я играл ночь напролёт с Джейдом, Я почти не спал и я совершенно не занимался."
Продолжение следует