Пафос

Feb 20, 2008 13:57

в религиозной жизни, честно говоря, чрезвычайно меня раздражает. Кругом у нас «Кресты», «страдания», и вот мы их несем, смиряемся, и все дела… вот уж не знаю, какие такие у меня кресты? Ну прибаливаю одним-другим-третьим, ну службу выстоять не могу - так и что, пришла в будний день, села на стульчик и все нормально. Родители на людей давят, не ( Read more... )

самопознание, вера, заветное, христианство

Leave a comment

Comments 51

prosto_pincher February 20 2008, 11:32:21 UTC
Вы очень хорошо написали. Я думаю, что причина этого поиска "страданий и крестов" в нашем тотальном неофитстве. достаточно посмотреть книги на тему о том, как готовиться к исповеди и причастию. Помню как-то наблюдала следующую сцену ( ... )

Reply

esper_godmade February 21 2008, 09:57:08 UTC
Конечно, да, Вы правы... но нам сейчас трудно уже восстановить, каково оно было, без неофитства-то. Есть прекрасная книга м. Иулиании об о. Алексии Мечеве, так она замечательно рассказывает в начале, как воспринималось православие тогда, на рубеже веков: скучная рутина, всем надоевший Закон Божий -- через это не легче было пробиться к Христу. И когда пошел общий ход "от марксизма к идеализму", там такое тоже было, что ой-ей-ей! Эрн-Свенцицкий, Голгофские христиане и что только не.

А с онкологией - держитесь там... Вас ведь тоже Юля зовут? Буду поминать Вас.

Reply


la_tisana February 20 2008, 11:54:30 UTC
присоединяюсь к Вашим словам.

Reply

esper_godmade February 21 2008, 09:57:52 UTC
Спасибо.

Reply


natal_li February 20 2008, 11:58:50 UTC
+1
Пафос - это ведь не живое, выдуманные страдания, надуманные псевдорадости. Вместо жизни получается плохо нарисовання картинка, пародия...

Reply

prosto_pincher February 20 2008, 12:04:36 UTC
и вот не пойму: ну почему, откуда такая тотальная неприязнь к попытке "очеловечить" церковность? Откуда неприятие богословия радости: парижан тех же, Антония Сурожского, отцов Меня, Шмемана, Фуделя?

Никому в голову не придет начинать изучение любой науки с вузовской программы, не закончив школы. А в духовной жизни - с точностью до наоборот: начинать советуют как минимум с Отцов - пустынников.
Кроме того, наши современники говоря о тех же духовных категориях, что Отцы, на языке, доступном и понятном нам, есть связь языка и эмоций.

Reply

natal_li February 20 2008, 12:50:19 UTC
Может, радости нам просто еще надо учиться? Не судорожному оскалу усмешки, а той неподдельной, настоящей радости, без которой христианство превращается в набор скучных правил о посте, вычитанных молитвах и отбитых поклонах. Как в моих любимых стихах Седаковой об улыбающемся ангеле: "Ты готов к невероятному счастью?". А нам как-то с детства привычнее: будь готов к труде и обороне. Вот и обороняемся до сих пор:-)...

Reply

prosto_pincher February 20 2008, 12:55:48 UTC
ппкс:-)

Reply


kruglov_s_g February 20 2008, 12:30:10 UTC
Совершенно с вами согласен!

Reply

esper_godmade February 21 2008, 10:11:23 UTC
Спасибо.

Reply


был человек неверующим, были у него «проблемы», уверов ermsworth February 20 2008, 15:38:00 UTC
Это очень верное наблюдение... Может быть, происходит так потому, что в Церковь зачастую мы приходим не "к", а "от". Вот и воспринимаем свою церковность не как способ жизни, а как "знак отличия", и пытаемся отгородиться от жизни, той самой, где Бог и пребывает посреди нас словами или жестами. Придумываем себе "духовную жизнь" вместо того, чтобы жить полнотой Духа. Об этом замечательно писал о.Александр Шмеман: "Сила греха -- не в соблазне очевидного зла, а в скованности души всякой мелочью, в невозможности для нее, души, "невозбранно дышать небом..." И церковность может быть часто мелочной, и молитва -- эгоцентрической. Всегда тот же вопрос о "сокровище сердца". О том, в чем радость... В Без радости и церковность, и молитва как-то безблагодатны, ибо их сила - в радости. Религия стала синонимом "серьезности", несовместимой с радостью. И потому она так слаба. От нее хотят ответов..., а она только в радости.Это ее ответ, включающий в себя все ответы.

Reply

Re: ...были у него «проблемы» vlad_in_mir February 21 2008, 03:01:39 UTC
** Может быть, происходит так потому, что в Церковь зачастую мы приходим не "к", а "от"**
Это наводит на мысль, что приходя в Церковь "от проблем", человек использует свою церковную жизнь в качестве невротической защиты, вроде смещения или сублимации. Чтобы не видеть реальные проблемы за "списком грехов" и реальную жизнь за "духовной жизнью".

Reply

Re: ...были у него «проблемы» ermsworth February 21 2008, 08:17:15 UTC
Именно так. Собственно поэтому в церковном сообществе так много невротичных людей, выдающих невротичность за тонкость и прочие духовные добродетели. Об этом замечательно писал Йорг Мюллер ("Бог, Он иной"), а о.Георгий Чистяков в некоторых случаях просто советовал попить валерьянки или к доктору сходить...

Reply

Re: ...были у него «проблемы» esper_godmade February 21 2008, 10:18:37 UTC
Я бы не стала с презрением относиться к невротичности. Классик психологии Карен Хорни писала, что невроз причиняет человеку такие же страдания, как сломанная нога, а лечение его неизмеримо более сложно... К невротичности приводит сложный набор причин, как-то наследственность, сложное протекание беременности, родовые травмы, слабый тип нервной системы и неправильное воспитание в семье. Так что невротичность не выбирают, это данность, а дальше встает вопрос, как уже с ней работать... Другое дело, что экзальтированная религиозность может эту невротичность не снять, а углубить, тут Вы правы. Тут есть прекрасная книга Мелехова о психиатрии и душепопечении.

Reply


Leave a comment

Up