Конкуренция - вещь не только полезная, но и жестокая. Побеждает здесь богатый: деньгами ли, связями ли, человеческими ресурсами ли, или набором из этих либо каких еще свойств предприятия, равно как и от производных этих вышеозначенных свойств. Как вы понимаете, честностью и не пахнет в этом деле. Что поделаешь, не добродетель Большому Бизнесу честность.
А конкуренция в сфере ИТ в этом ничем не отличается.
Большое количество серьезных-денежных контрактов получается после проведения тендеров.
Я за свою ИТ-карьеру наблюдал уже множество конкурсов. С различных сторон, хотя и не со всех - например, откатов еще не получал ;).
Как правило, тендеры помогают организовывать "свои" дружественные (читай - денежно заинтересованные) партнеры-интеграторы.
Итак, как это происходит.
Вы, неважно как и почему, но дружите с крупной фирмой, причем форма собственности не важна: Фирма может быть коммерческим банком, равно как и госконторой. Эта Фирма, по собственной ли воли, либо по Вашему наущению, опять-таки не важно, собирается потратить деньги и/или воплотить в жизнь проект. Не будем пока искать первопричину в этой паре «деньги-проект», но поверьте - проект может оказаться просто липой, но деньги будут в любом случае настоящие. Казалось бы, в чем проблема: заплатили, поделили, проект завершили - в любой удобной для Вас двоих последовательности. Но вы оказывается не одни: существуют еще всякие службы, законы, уставы, правила и тому подобное. И все они, в заботе об этой самой Фирме, требуют одного: организовать открытый конкурс, дабы дать возможность Фирме получить все выгоды от честной конкурентной борьбы. Благородная цель. Столкнув в открытом тендере Вас с Вашими конкурентами, Фирма может получить наиболее выгодный вариант. Но Вас, конечно, такой оборот не устроит.
Да, существуют различные правила, регулировки и следящие органы, в том числе и суд, которые будут следить, чтобы конкурс был честным. В данном случае честность означает равные права всех участников конкурса.
Но тут есть ммм... баг, бэкдор, дырка, лазейка - называйте как хотите, но суть от этого не изменится: законы пишут люди и... пишут их для себя ;)
Дело в том, что впрямую на конкурс влиять Вам не дадут, а проводить тендер будет Фирма сама под внимательным оком различных наблюдателей. Но Вы можете подготовить для Фирмы саму конкурсную документацию. Вот тут Вам и карты в руки: крапите их на здоровье и материальное благополучие.
Изначально Вы представляете, что и как будет продаваться. Затем по своим представлениям Вы создаете конкурсную документацию. Причем ее текст всячески запутываете, разбавляете бессмыслицей, добавляете «закладки» - все, чтобы познее во время тендера отсечь Ваших конкурентов и победить.
Ходов тут множество. Например, раздуть текст на пару сотен страниц: пусть соперники вчитываются да разбираются что там к чему.
Если планируется крупная поставка оборудования, можно все сложить в одну кашу: нужны сервера с общим количеством процессоров на 200 ядер, 2 ТБ ОЗУ в 60 юнитов, 50 000 киловатт потребления на 14 филиалов двух категорий, обслуживающих до ста и свыше пятисот клиентских мест соответственно и головной офис. Вот уж головоломка для инженеров и консультантов на распутывание этого всего.
Если нужно прикрепить определенного вендора (производитель оборудования и программного обеспечения), тоже приходится ухищряться. Конечно не напишешь, что в наименовании бренда должно быть не более двух букв, но прокатит такое: «двухцветная индикация состояния сервера на передней модели, модуль удаленного управления с автоматическим включением индикации на сервере во время удаленной работы».
Еще Вы пересчитываете всех Ваших специалистов в компании, и прописываете в конкурсе требования на сертифицированных специалистов - ведь не у всех соперников их окажется столько же. Вот, кстати, для чего бывает нужно сертифицироваться, но об этом чуть позже. Скажу лишь, что интеграторы часто просто покупают недостающие сертификаты: приглашают спецов, те закрепляют свои сертификаты за компанией, и за это получают не большую, но приятную денежку - правильно, мёртвые души.
Если у Вас только что закрылся другой крупный проект на 10 миллионов, пишите: «опыт компании в проектах суммой свыше 10 000 000 в течение последних 3 месяцев».
Знаете, что Конкурент зарегистрирован в оффшорной зоне? Требуйте, чтобы участники конкурса не являлись таковыми.
Есть фразы отвлечения от пути следования, всякие ложные следы. Все идет в ход.
Бывают варианты, когда прописывается общая сумма, и вкладываются позиции, которые придется продавать себе в убыток, чтобы выиграть конкурс. Но от этих позиций Фирма уже после конкурса вдруг отказывается без изменения изначальной суммы, или с очень незначительными изменениями. «Мы тут вдруг решили, что нам эти два сервера по 500$ за штуку уже не нужны».
Есть еще и такое ухищрение: за две недели до срока окончания подачи заявок, Фирма (с Вашей же помощью) выпускает лист исправлений конкурсной документации: «была опечатка, и ОЗУ серверам нам нужно уже 10 ТБ, а вместо 200 ядер нужно 561,6 ГГц». И конкуренты спешно меняют свои спецификации.
Таким образом, Вы пишите все, чтобы в открытом конкурсе выбрали только Вашу компанию.
А, иногда, бывают ситуация, когда Вы вклинились в «чужой» конкурс, и начали демпинговать почти в минус. Если удачно сыграть, можно получить от создателей этого конкурса предложение на то, чтобы Вы сошли сами с конкурса взамен на N-ную сумму отступных. Что, согласитесь, тоже очень не плохо.
Может, еще что рассказать о конкурентной борьбе за место под солнцем и масло на хлебе?