С Лилей Брик
и стихотворение поэта по поводу отдыха:
Нордерней
Дыра дырой,
ни хорошая, ни дрянная -
немецкий курорт,
живу в Нордернее.
Небо
то луч,
то чайку роняет.
Море
блестящей, чем ручка дверная.
Полон рот
красот природ:
то волны
приливом
полберега выроют,
то краб,
то дельфинье выплеснет тельце,
то примусом волны фосфоресцируют,
то в море
закат
киселем раскиселится.
Тоска!..
Хоть бы,
что ли,
громовий раскат.
Я жду не дождусь
и не в силах дождаться,
но верую в ярую,
верую в скорую. -
И чудится:
из-за островочка
кронштадтцы
уже выплывают
и целят "Авророю".
Но море в терпеньи,
и буре не вывести.
Волну
и не гладят ветровы пальчики.
По пляжу
впластались в песок
и в ленивости
купальщицы млеют,
млеют купальщики.
И видится:
буря вздымается с дюны.
"Купальщики,
жиром набитые бочки,
спасайтесь!
Покроет,
измелет
и сдунет.
Песчинки - пули,
песок - пулеметчики".
Но пляж
буржуйкам
ласкает подошвы,
Но ветер,
песок
в ладу с грудастыми.
С улыбкой:
- как всё в Германии дешево! -
валютчики
греют катары и астмы.
Но это ж,
наверно,
красные роты.
Шаганья знакомая разноголосица.
Сейчас на табльдотчиков,
сейчас на табльдоты
накинутся,
врежутся,
ринутся,
бросятся.
Но обер
на барыню
косится рабьи:
фашистский
на барыньке
знак муссолинится.
Сося
и вгрызаясь в щупальцы крабьи,
глядят,
как в море
закатище вклинится.
Чье сердце
октябрьскими бурями вымыто,
тому ни закат,
ни моря рёволицые,
тому ничего,
ни красот,
ни климатов,
не надо -
кроме тебя,
Революция!
4 августа 1923
"Он молодой, как шестнадцатилетний, веселый", - вспоминает о Маяковском Шкловский. Днем они купались, ловили крабов и загорали: "Маяковский играл с морем, как мальчик". У него было с собой карманное издание Гейне "Die Nordsee"; он любил Гейне и декламировал его стихи с сильным русским акцентом, не понимая, что он читает. Его настолько увлекла самобытная красота фризских песчаных дюн, что уже спустя пару дней он написал стихотворение "Нордерней", которое 12 августа было опубликовано в "Известиях".
По вечерам они ходили в рестораны. Лили и Эльза, как всегда, танцевали до поздней ночи, но с другими кавалерами, поскольку ни Шкловский, ни Маяковский не любили и не умели танцевать. На фотографиях с нордернейского побережья запечатлена безоблачная летняя идиллия, но действительности это не соответствовало: слишком напряжены были отношения между отдыхающими.
За несколько недель до этого вышел из печати ключевой роман Шкловского "Zoo, или Письма не о любви" , и тот факт, что его любовь к Эльзе теперь стала общественным достоянием, не мог не влиять на атмосферу. Кроме того, Шкловский был по-прежнему смертельно влюблен в нее, а она в равной степени неприступна. Между Маяковским и Лили лежала тень ее любви к Краснощекову , а его отношения с Эльзой оставались натянутыми после берлинского конфликта. Лили пыталась их примирить, но, по словам Эльзы, "мир был худой, только для вида". Эльза сразу после приезда в Нордерней заболела, и, несмотря на это, Маяковский демонстративно игнорировал ее. Эльзы, кстати, нет ни на одной фотографии. Случайность? Или она не хотела сниматься с Маяковским?
Согласно письму, направленному Луначарским комиссару иностранных дел перед отбытием Маяковского в Германию, "известный поэт-коммунист" совершал поездку в качестве представителя Комиссариата народного образования: "Цели, которые он преследует своей поездкой в Германию, находят полное оправдание со стороны Наркомпроса. Они целесообразны с точки зрения вообще поднятия культурного престижа нашего за границей".
Поскольку советские граждане, особенно с репутацией Маяковского, за границей часто наталкивались "на разные неприятности", Луначарский обратился в советский МИД с просьбой выдать Маяковскому служебный паспорт. Такие же документы были, вероятно, выданы и Лили и Осипу.
Виктор Шкловский, Раиса Кушнир, Лиля Брик, Владимир Маяковский (фотография Александра Родченко)
Владимир Маяковский, Раиса Кушнир, мать Лили Брик и Лиля Брик (фотография Александра Родченко)
Виктор Шкловский и владимир Маяковский (фотография Александра Родченко)
источник фотографий