Моя статья о Михаиле Васильевиче Ломоносове, вовсе не таком бронзовом и однозначном, как его любили изображать в официальных биографиях.
Есть в русской истории личности хрестоматийные, «забронзовевшие», фигуры которых мы воспринимаем через пантеон портретов в школьных кабинетах. Между тем редко когда мы можем точно вспомнить, чем же конкретно прославились эти «патриархи» перед историей и наукой. А ведь часто это были уникальные личности, обогнавшие не просто свою эпоху, но и определившие направление развития науки и культуры на многие десятки, а то и сотни лет.
19 ноября мы вспоминали рождение нашего гениального соотечественника Михаила Васильевича Ломоносова, жизнь которого вместила в себя столько свершений и прозрений, что ни один научно-исследовательский институт не потянет. А что мы вообще знаем о том каким был наш великий соотечественник и какой вклад в науку он сделал?
Ломоносов был личностью неординарной и весьма противоречивой. Родом он был из богатой поморской семьи, все мужчины которой отличались буйным нравом и отчаянной смелостью. Без этого никак не обойтись в рыболовецком промысле в Белом море. Михайло родился 19 ноября 1711 года в деревне Мишанинской, расположенной на острове на Северной Двине в Архангельской губернии. Почти все Ломоносовы деревни жили одной артелью, мужчины сообща выходили в море - промысел в суровых северных морях был нелёгким и опасным делом, но он служил главным источником благосостояния Ломоносовых. Михаил начал помогать отцу с десяти лет, выходя на промысел в Белое море и до Соловецких островов. Отец будущего ученого и просветителя зажиточный помор Василий Дорофеевич (1681-1741) был человеком добрым, но, по словам сына, «в крайнем невежестве воспитанный».
Семья владела довольно большим участком земли. Основную прибыль приносил рыбный промысел. Семья Ломоносовых принадлежала к опытным мореходам. Уже с десяти лет и юный Михайло принимал участие в морских походах. Вместе с отцом ходил рыбачить в Белое море и до Соловецких островов. Нередкие опасности плавания закаляли физические силы юноши и обогащали его ум разнообразными наблюдениями. Влияние природы русского севера легко усмотреть не только в языке М. В. Ломоносова, но и в его научных интересах: его всю жизнь интересовали «вопросы северного сияния, холода и тепла, морских путешествий, морского льда, отражения морской жизни на суше».
Наряду с рыбной ловлей мальчик любил читать. Грамоте обучил Михаила Ломоносова дьячок местной Дмитровской церкви С. Н. Сабельников. «Вратами учености», по его собственному выражению, для него делаются «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, «Арифметика» Л. Ф. Магницкого, «Стихотворная Псалтырь» Симеона Полоцкого. В четырнадцать лет юный Ломоносов грамотно и четко писал. Биография ученого гласит, что работой его учителя было написание писем, прошений и ведение деловой переписки. Когда мальчику было тринадцать лет, отец женился в третий раз. С мачехой отношения сразу не заладились.
Жизнь Ломоносова в родном доме делалась невыносимой, наполненной постоянными ссорами с мачехой. Особенно ожесточала мачеху страсть Ломоносова к книгам. Узнав, что отец хочет женить его, Ломоносов решил бежать в Москву. Он притворился больным, женитьбу пришлось отложить. В декабре 1730 года 19-летний Михаил тайно отправляется вместе с караваном с рыбой из Холмогор в Москву. Путешествие в Москву выглядело как бегство, поскольку будущий ученый покинул дом ночью, тайно, ни с кем не простившись. Долгое время его считали беглым. Ломоносов взял с собой, помимо одежды (две рубахи и тулуп), лишь «Грамматику» Смотрицкого и «Арифметику» Магницкого. Отправился он пешком, нагнав караван лишь на третий день и упросил рыбаков разрешить ему идти вместе с ними. Путешествие до Москвы заняло три недели, и в начале января 1731 года Ломоносов прибыл в Москву.
Чтобы поступить в «Спасские школы», то есть в Московскую славяно-греко-латинскую академию, Ломоносову пришлось подделать документы и выдать себя «за сына холмогорского дворянина». В письме И. И. Шувалову он вспоминает обстоятельства своей жизни того периода и рассказывает о страстной тяге своей к учебе, бедности («один алтын в день») и насмешках малолетних одноклассников.
Ломоносов зарекомендовал себя как прилежный ученик. Поэтому за один год он мог перескочить сразу два-три класса. Неплохо овладел латынью и греческим языком. В библиотеке Заиконоспасского монастыря он читал летописи, патристику и другие богословские книги, издания светского содержания и философские, и даже физические и математические сочинения. Современные исследователи отмечают глубокое знакомство Ломоносова с самыми разными жанрами древнерусской литературы. В 1734 году Ломоносов отправляется в Киев, где на протяжении нескольких месяцев обучается в Киево-Могилянской академии, но, не найдя там совершенно материалов для физики и математики, он «прилежно перечитывал летописи и творения святых отцов».
Другим счастливым фактом ранней жизни Ломоносова был вызов со стороны Академии наук 12 способных учеников «Спасских школ». В 1736 году трое из них, в том числе Ломоносов и Дмитрий Виноградов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии. Товарищ и друг Михаила Васильевича, Дмитрий Иванович Виноградов, тоже был личностью неординарной. Он стал основоположником производства фарфора в России и первым в Европе написал теоретический труд в области керамики.
За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрайберге, у Генкеля, с год провел он в переездах, в Голландии. Вот тут мне хотелось бы сказать пару слов про учителей нашего соотечественника. Начнем с Христиана Вольфа. Человек это был невероятный, который оказал на своего ученика сильнейшее влияние. Немецкий ученый-энциклопедист, философ, юрист, математик, один из наиболее заметных философов в период после Лейбница и до Канта, основоположник языка немецкой философии. Иоганн Фридрих Генкель был выдающимся немецким врачом, минералогом, металлургом и химиком. C 1722 года начинают печататься его научные труды как по горному делу (1725 - «Пиритология, или история колчедана»), так и по медицине (1728 - о профзаболеваниях горнорабочих). Ломоносов обладал вспыльчивым нравом и тяжелым характером и часто спорил со своим учителем. Несмотря на ссоры и скандалы, происходившие между учителем и учеником, из-за которых Ломоносов в итоге решил покинуть Фрайберг, по прошествии времени он стал относиться к своему наставнику с большим уважением и даже «показывал студентам химические опыты тем курсом, как сам учился у Генкеля».
Из Германии Ломоносов вынес не только обширные познания в области математики, физики, химии, горном деле, но в значительной степени и общую формулировку всего своего мировоззрения. На лекциях Вольфа Ломоносов мог выработать свои взгляды в области тогдашнего так называемого естественного права, в вопросах, касающихся государства. В Германии же в 1739 году Ломоносов женился на реформатке Елизавете-Христине Цильх (дочери хозяйки мебилированных комнат, где жили русские студенты). Притом брак этот был светский. Венчался Михаил Васильевич со своей супругой лишь через год с лишним, после рождения дочери. Венчание произошло в одном из протестантских храмов Марбурга. После возвращения в Россию, супруга ученого переходит в Православие и тогда брак снова венчают, но уже по православному обряду. Без этого карьеры в Академии наук сделать бы не удалось.
В Германии Ломоносов увлекся поэзией и написал две оды, которые послал в Академию наук в 1738 году - «Ода Фенелона» и в 1739 году - «Ода на взятие Хотина». К последней он приложил «Письмо о правилах российского стихотворства». Эти две оды, несмотря на их громадное значение в истории русской поэзии, не были в свое время напечатаны и послужили только для Академии наук доказательством литературных способностей Ломоносова. А ведь именно с «Оды на взятие Хотина» и «Письма о правилах российского стихосложения» начинается история нашей новой поэзии.
Вообще работы Михаила Ломоносова в области русской словесности весьма значительны. Он реформировал систему русского стиха, заложив основы развития современного стихосложения. Его наблюдения в области языка послужили началом становления русского литературного языка светского характера. Для того чтобы внести порядок в литературный язык, Ломоносов распределил весь его словарный состав по трем группам - штилям, связав с каждым из них определенные литературные жанры. Отсюда и исходит принятое в русском литературоведении определение комедии как низкого жанра, а трагедии - как высокого.
В 1741 году Михаил Ломоносов вернулся на родину. Несмотря на оды, переводы сочинений иностранцев-академиков, студент Ломоносов не получил ни места, ни жалованья. Только с восшествием на престол Елизаветы Петровны, в январе 1742 года, Ломоносов был определен в Академию адъюнктом физики. В 1745 году Михаил Ломоносов подает прошении об определении его профессором химии. Назначение в академию - профессором химии - совпало с приездом его жены из-за границы. Через четыре года у них родилась дочь Елена. С этого времени начинается достаточно обеспеченная и спокойная жизнь Ломоносова, расцветает его научная деятельность.
Чтобы перечислить все заслуги Ломоносова потребуется гораздо более объемная статья. Главные его открытия касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых, но часто оставались не замеченными европейской наукой. Леонард Эйлер был едва ли не единственным его современником, который понял масштабы его ума и оценил глубину его обобщений. Благодаря вниманию Эйлера в начале 1748 года Ломоносов добился постройки и оборудования по его чертежам химической лаборатории при Академии наук, где, в частности, стал производить анализы образцов различных руд и минералов. Эти образцы он получал с горных заводов и от рудознатцев со всех концов России.
Физические и химические опыты, которые проводил Михаил Ломоносов в своей лаборатории, отличались высокой точностью. Там был открыт закон сохранения материи - один из основных законов природы. Печатная публикация закона последовала через 12 лет, в 1760 году в диссертации «Рассуждение о твердости и жидкости тел». В истории закона сохранения энергии и массы Ломоносову по праву принадлежит первое место.
Михаил Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц - молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении - медленнее. Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Ломоносов пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию «Гугения» (Гюйгенса) и разработал оригинальную теорию цветов.
Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Михаилу Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра - знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.
В 1757 году Михаил Ломоносов становится канцлером Академии наук. В 1759 году ученый занимался устройством гимназии и составлением устава для нее и университета при Академии, причем всеми силами отстаивал права низших сословий на образование.
В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках. Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения в глубь Вселенной, Михаил Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, - оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.
Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Михаила Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.
В рамках метеоисследований, в том числе измерений на разных высотах (температура, давление и т. д.), Ломоносов, независимо от идеи Леонардо да Винчи, чьи труды найдены много позже, разработал летательный аппарат вертикального взлета - первый прототип вертолета, при двух равных винтах на параллельных осях, равноудаленных от центра тяжести и оси прибора. Однако он не подразумевал пилотируемых полетов - только подъем метеоприборов.
Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы - сутки. Преждевременная смерть помешала Михаилу Ломоносову закончить огромную работу по систематизации всех своих научных достижений. Ломоносов умер 4 (15) апреля 1765 года на 54-м году жизни от воспаления легких.
На протяжении жизни у Ломоносова были очень сложные отношения с Церковью. Исследователи жизни и наследия ученого часто причисляют его к представителям деизма, религиозно-философского направления, признающего существование Бога и сотворение Им мира, но отрицающего большинство сверхъестественных и мистических явлений, Божественное откровение и религиозный догматизм. Однако, мягко скажем, это не совсем так.
Безусловно, на Ломоносова оказало огромное влияние европейское образование того времени, и сам он много размышлял о взаимоотношениях религии и науки. Взгляды его со временем трансформировались и менялись. Это можно увидеть по разным работам ученого. При этом обычно любят вспоминать его едкую сатиру «Гимн бороде» (1757), где он критикует как «дремучее раскольничество», так и тех, кто, прикрываясь знаменем Церкви, «покровом святости», на самом деле был врагом знания и прогресса. Его праведный гнев вызывали явные пороки и дикие нравы части православного духовенства. В своих произведениях и письмах он бичевал пьянство, разврат, ханжество, дремучее невежество, мздоимство и стяжательство, бесчинство и безобразное поведение клира, особенно провинциального. По мнению Ломоносова, чтобы быть подлинными духовными учителями, служители Церкви должны являть образцы праведной жизни по Божьим заповедям. «Люби Господа Бога твоего всем сердцем (сиречь не кишками), - писал он, - и ближнего как сам себя (т. е. совестию, а не языком)». Кстати сказать, в качестве образца для подражания Ломоносов приводил протестантских немецких пасторов, о которых он знал не понаслышке.
Но, несмотря на столкновения Михаила Васильевича с церковными структурами, он оставался, безусловно, человеком искренне верующим, восхищающимся премудростью Высшего Творца. В 1743 году Ломоносов написал «Утреннее размышление о Божием величестве», содержащее гипотезы о процессах на солнце, получившие научное подтверждение только в середине XIX века, и «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великаго северного сияния», неоднократно публиковавшееся при жизни автора. Особую ценность вторая ода представляет для научного объяснения природы северного сияния. Ломоносов выступает с позиций естествоиспытателя, нигде и никогда не отрицая бытия Божия.
Тут уместно вспомнить и знаменитую поэтическую дуэль в 1743 году трех крупнейших поэтов своего времени М. В. Ломоносова, В.К. Тредиаковского и А.П. Сумарокова. Они обратились к Псалму 143 (Ломоносов тогда находился под стражей, и тема псалма была ему особенно близка), чтобы представить собственное стихотворное переложение его на суд публики. Ломоносов стремился привести в гармонию стиль и духовное содержание. В своих духовных одах, где высокое, духовное содержание Псалмов доминирует, Ломоносов использует средства «высокого штиля». Заслуга поэта состоит в том, что он сумел сохранить в своих переложениях дух библейских заповедей и «высокий слог» Псалмов. Ломоносовские переложения - это поэтическое переосмысление священных текстов, их трактовка. После этого опыта Ломоносов часто обращался к Псалмам, но закончить смог лишь 8 переложений. И это сильно повлияло на самого поэта и ученого.
И тут Ломоносов часто выступает как апологет христианства. Будучи человеком религиозным, для которого бытие создано Богом, он никогда не отделялся от религии. Поэта поражала и восхищала гармоничность мира, его красота, удивительный порядок, определяемые творческий силой и величием Господа. Ломоносов - яркий представитель эпохи Просвещения. В своей поэзии он сделал научное познание формой религиозного опыта, поэтически продемонстрировав тот факт, что естественно-научные интересы не противоречат вере в Творца мироздания и Его законов. Наоборот, они способны дополнить и укрепить ее. Именно этим он и интересен нам сегодня, так как мы и сами задаемся теми же самыми вопросами.
(c) Игорь Попов
статья написана для сайта
"Возвращение к Богу" Оригинал записи и комментарии на
LiveInternet.ru