188 монологов о НЕлюбви

Sep 22, 2009 23:38

Я не люблю все, что модно. Понимаю, что обрекаю себя на ущербную позицию, но ничего с собой поделать не могу. Меня раздражает, что люди начинают читать Достоевского после сериала «Идиот». Великолепный сериал, талантливые актеры, но…  Поэтому не люблю все, что связано с рекламой, понимая, что без нее успешного маркетинга невозможно. В этот момент во мне даже не говорит, а брюзжит обыватель. Не люблю, когда мне что-то навязывают. Будь то книги или парфюмерию. Может быть, сказывается опыт работы в сетевой компании.
Наверное, поэтому с творчеством популярного польского писателя Януша Леона Вишнеского я познакомился совсем недавно. Но начал я это знакомство не с его «Одиночества в Сети», распиаренным и даже экранизированным романом, а с книги «188 дней и ночей». Привлекла она меня, прежде всего, тем, что написана в оригинальном жанре - это электронная переписка Вишневского и известной польской феминистки, главного редактора женского журнала Молгожаты Домагалик. С обложки на меня смотрели два человека. Один - гламурный персонаж женских романов с «проницательным» взглядом покорителя женских сердец, второй - обаятельная женщина, которую с трудом можно представить рядом с Марией Арбатовой, ее коллегой по феминизму из России. Два человека, два мира, много тем и дискуссий.


Мне всегда было интересно читать эпистолярный жанр. Согласитесь, это настраивает на некую исповедальность, даже если ты знаешь, что письма пишутся «на публику». Особенно, когда в собеседники вступают друг с другом в  дискуссии. Всегда интересно чьи взгляды будут для тебя ближе.

Януш Леон Вишневский сразу же охарактеризовал себя, как практикующего католика и… феминиста. Домагалик выбрала более спокойную позицию, не характеризуя и не вешая на себя какие-либо ярлыки, но мне она показалась католичкой гораздо более глубокой, нежели ее оппонент.

Вот, например, характерный отрывок из этой насыщенной переписки…

Януш Вишнеский: «Даже я, практикующий католик, часто больше вдохновения черпаю из истории язычества, чем в Библии. Мифология - потрясающая история греха. Библия же для меня всего лишь скучноватая история его осуждения. Ни один алкоголик не перестанет пить, даже если прочтет, что он осужден на вечные муки…»

Малгожата Домагалик: «Библия стоит в моем кабинете на одной из верхних полок. Одно то, что она есть, дает ощущение защищенности. Все в ней было описано и рассказано. Добро есть добро, а у зла только одно имя. Так, должно быть, думают те, кто, как и я, находят ее во время отпуска в одной из тумбочек в бунгало, в Парке Крюгера в ЮАР или за Полярным кругом в Рованиеми. Частенько она сопровождает тех, кто оказывается в одиночестве в гостиничных номерах. Спутница одиночества. Она надежный спутник в моменты абсолютного одиночества. Она вселяет надежду и помогает найти решение  в самых безвыходных ситуациях. Порой даже алкоголику нужно знать, что дно, которого он достиг, означает для него проклятие. Нередко дно оказывается единственным спасением: от него можно оттолкнуться».

Читая письма Вишнеского и Домагалик, я понял, как характерны они для нашего времени. Мужчины оправдывают свою полигамию. Женщины, в свою очередь, обвиняют во всем мужчин. И их феминизм является лишь бунтом против лицемерия мужского мира, навязывающего им чужую роль. И, в конце концов, люди оказываются одинокими и уже не только в Сети. Они одиноки в браке, они ищут любовь, но находят лишь одиночество и в этом одиночестве начинают бороться. Мир, лишенный Бога, мир одиночества и страха.

Меня поразила история спивающегося бомжа, с которым общался Вишнеский. В прошлом у него была семья, он был доктором философии, в один момент потерял все. Потерял, потому что был одинок. Потому что истины нет, она у каждого своя. И мы остаемся один на один с этой своей истиной в одиночестве.

Грустно, но именно это чувство отчаяния и одиночества пронизывает всю книгу.  Как это не банально звучит, но человек, так долго боровшийся за свою независимость от Всевышнего, теперь сторицей пожинает плоды этой независимости. И тяжко становится, когда он встречается лицом к лицу не со своей свободой, а со своим эгоизмом.

Поэтому так сложно нам понять друг друга. Практически невозможно, если мы не поймем одну очень важную истину - любовь это зависимость. И как бы нам не хотелось быть свободными и независимыми, но мы зависим друг от друга. В этом суть любви. Поэтому для меня эта книга содержала 188 писем о НЕлюбви. Нет, там было много боли, историй человеческих судеб и одиночества. Но любви я там не увидел. Может быть потому, что любовь невозможна без жертвы. А кто же любит сейчас жертвовать?

Написано специально для сетевого журнала "Lingua franca"

Previous post Next post
Up