Даниил Гранин прошел войну практически с самого ее начала. Невелик его "иконостас", а фото, явно, из самого конца войны, так что, вполне итоговое. Но все-таки в чем-то таком, боевом, он поучаствовал, и потому судить о войне вправе. Более того, Гранин, безусловно, свидетель-когнитарий, и потому его мнение много весит уже в силу одного этого факта - когнитарий способен осмыслить в сто раз больше целой тысячи не вылезавших из окопов тупорезов - носителей пролетарского сознания. Сталин, например, на фронте, вообще, никогда так и не побывал (в отличие от Гитлера, выезжавшего на передовую два десятка раз), однако, судить о войне очень даже брался. Особенно, после войны. Он тогда всем объяснил, как дело было, и расправился со всеми, кто выражал по этому поводу какие-то сомнения. А сомневающихся и непонятливых после "Победы" оказалось так много, что ГУЛАГ снова до краев наполнился, налился свежей силой - "победителями". Чего-то они победили на свою голову.
Так вот, другой фронтовик, уже точно совершенно окопный, Борис Горбачевский, приводит в своей книге "Победа вопреки Сталину. Фронтовик против сталинистов" такое незатейливое осмысление Граниным произошедшего: "Красная армия проиграла войну начисто. В сентябре-октябре, когда стало ясно, что страна гибнет, война превратилась в Великую Отечественную". Старик-ветеран путает, в "Великую Отечественную" запланированная Сталиным "освободительная" война в Европе превратилась существенно позже, в 1942-44 гг. И превращалась она из одной в другую поэтапно, по мере убывания кособрюхих коммуняк, либо их постепенного поумнения. Но в целом он прав - ту Вторую мировую войну, которую затеял Сталин, "Совок" проиграл с треском. Не удалось "освободить" ни мировой пролетариат, ни дехкан Востока.
Более того, и "победу" в т.н. "Великой Отечественной" войне мы обязаны признать
пирровой. Просто потому, что первый, сталинский "Совок" - затейник, элементарно
сгинул, погиб в той войне ("не рой другому яму"), а родившийся в ходе нее "Совок" новый, еще при рождении получил травмы, не совместимые с жизнью. Был дико обескровлен и, главное, обессмыслен. В результате чего вскоре и скончался после некоторой агонии. Но был посреди той агонии один очень красивый эпизод. Когда показалось, что СССР может выжить.
.
Да, тогда многим показалось, что после смерти Сталина, в конце 50-х - начале 60-х, страна получила шанс на новую жизнь. Но и опять она предоставленным ей свыше шансом пренебрегла - никто не позволил шестидесятникам-когнитариям порулить, создав новую, антикоммунистическую, но сугубо человеческую, общественную парадигму. Вот, ту самую, о которой Гранин и толковал в своем великолепном
"Иду на грозу". И все остальные его собратья-шестидесятники в своих романах, фильмах, картинах и стихах толковали о том же самом:
"Все - кончено! Все - начато! Айда в кино!". Отвлечение от созидательного труда, как справедливо переживал в те же самые годы начальник лагеря тов. Дынин. Пионеры от рук отбились, и слушаться больше не желают. Хотел бы я знать, какой гад пропустил на экраны "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен", министра Мединского на них не было.
Но то были, вообще, не лагерные уже типажи, без усатой-то тени над страной. Не строители какого-то идиотского коммунизма, как их пытались преподносить, да и сейчас все еще и пытаются. Это были нормальные люди, строители нормального человеческого общества - без звероподобного рвения и марксовых заморочек. Вот, скажите, разве
это люди коммунистического будущего? Да они аморальные типы, чесслов! Чтоб не сказать, буржуазные. Плевать они хотели на "родную Коммунистическую партию", весь ее бред с высоких трибун и все ее призывы крепить ряды вокруг марксистской ахинеи. Они свободно творить хотели. Созидать новую страну, решительно отречься от всего предыдущего маразма и всех совершенных во имя тех бредовых идей преступлений. Это ж был великий девиз того замечательного, живого, человеческого поколения и его приговор своим бесчеловечным, во имя дурацкой идеи, "предкам": "Гори,
архитектурный институт имени Сталина! Совсем сгори вместе со всем, что ты наваял! Все - кончено! Все - начато!"
Но ни созидать обосравшуюся страну заново, ни свободно творить, ни, уж, тем более, плевать им в поганое прошлое не дали. Всех загнали в вонючее стойло-застойло, да еще и начали вдруг, ни с того, ни с сего, праздновать какую-то "Победу". О которой нормальные люди и вспоминать-то не хотели! Больно не те ассоциации вызывала эта сомнительная "Победа". Они хотели расплеваться с мрачным прошлым и смотреть только в будущее. Но светлое будущее не разрешили, провозгласили очередную бредятину, что без жесткой привязки к прошлому и будущего никакого не бывает, что прошлое важнее, и что у них молоко еще на губах не обсохло. После чего "Совок" протух окончательно и безнадежно. Даже неправильно говорить, что он рухнул - он просто сгнил и тихо осел на землю под собственным весом. Выводов никаких не сделано. Тухлятину и процессы духовного гниения решено развивать.
Святое ж дело!