Об управлении

May 11, 2020 10:08

В своё время мне было весьма интересно, а как же, собственно, управляла КПСС в СССР? По факту, все практические решения принимались хозяйственной иерархией, начиная от Совета Министров и ниже по ведомственной и системой исполкомов по территориальной принадлежности. А Партия у нас только вроде как писала программы, то есть стратегии. Но как эти стратегии потом переходили в тактику оставалось загадочной загадкой.

Но всё оказалось до смешного просто. В 1970-е годы на Запад "ушел" некто товарищ Восленский, который был всю карьеру "интеллектуальной обслугой" правящей верхушки и знал всю кухню системы изнутри. Свои знания он и изложил в книжке с незатейливым названием "Номенклатура", где я и нашёл искомый ответ.

Ответ заключался в том, что партаппарат прямо писал ключевые решения за хозяйственный, а потом тот обнародовал их от своего имени. Ну то есть натурально, Обком Партии выпускал документ по хозяйственному вопросу. Фельдегерь брал этот документ и переправлял его в Облисполком. Там специальный человек брал этот документ и перепечатывал его на бланке Облисполкома, а исходный документ клал в совсекретную спецпапочку. А сам перелициованный документ отправлялся уже обычным путём прохождения документов хозяйственного органа.

Я уже писал про то, что сейчас можно провести аналогию, не прямую, но функциональную, между поздним СССР и Западом  в части двухконтурности денежного обращения. Но есть и другая аналогия. Можно провести параллели между поздним СССР и Западом в части прохождения решений. Напрямую КПСС на Западе не институционализирована, но там есть специальная сетка людей, которые обеспечивают выработку идеологических и стратегических решений, которые потом обнародуют публичные "головы" гидры Западного проекта. И я просто уверен, что есть некие структуры, где люди реально собираются и вырабатывают стратегии развития мировой экономики и политики, а потом они ложатся в основу многогранной конструкции, которая составляет остов нынешней системы управления. Это весьма сложная и развесистая система, но построена она на очень небольшом количестве алгоритмов и целевых функций, которые затем уже превращаются в цветущее древо многочисленных производных, которые и регулируют нашу жизнь.

Мы не знаем, как выглядят эти структуры, они хорошо законспирированы и зачастую даже не имеют официальных вывесок. Они им и не нужны. Те, кому надо, знают тех, кого надо. А вот говорящие головы мы все знаем. Это наши любимые Базели, ВБ, ФРС, ВТО, МВФ, многочисленные сборища "илит", типа Давосов и Бильдербергов, все эти РА, АА, биржи и прочие. По факту, я бы даже представил сборища наших демиургов, как собрания анонимных алкоголиков. Только у наших ребят наркотик другой - власть. Власть и страх. Они боятся потерять власть и стать никем, и оказаться в том мире, который они для всех построили, обычными людьми. И они наслаждаются властью. Как наркоманы, сидящие на винте. Толкин хорошо расписал эту аберрацию психики, когда власть порабощает людей, после чего они становятся инвалидами.

Но как огромный и казалось непоколебимый СССР распался на части в историческое мгновение, так и эта кажущаяся незыблемой система уже дозрела до своего падения. Никогда проект не бывает так близок к провалу как на пике своего величия. И главное проблема таких иерархий в том, что они иерархии. А иерархии всегда деградируют, потому что они зависят от кадров на вершине. Но, рано или поздно, с руководящими кадрами начинается беда. Они вырождаются. Вырождение определяется простой формулой: максимум возможностей и минимум ответственности. Если по простому, то люди просто страх или совесть потеряли. Так и тут, вырождение очевидно. И голем готов упасть.
Только реальная прямая демократия ответственных людей с принудительной ротацией кадров и учётом мнений её участников, может продлиться бесконечно. Но об этом нужно говорить отдельно, так как вопрос непростой и комплексный.

управление, власть, иерархия, сеть

Previous post Next post
Up