КИЁЦУНЭ

Jan 31, 2015 23:48

Только что вернулся со спектакля Творческого объединения "Гнездо" (режиссёр Александр Гнездилов) "Киёцунэ". Это - пьеса японского традиционного театра "НО". Автор - Дзэами Мотокиё.
Как обычно, спектакли этого театра проходят во вроде бы неприспособленном офисном помещении: столы, стулья, обычный люминисцентный свет...
Как можно в офисе играть "Но" с его и так не очень понятном европейскому зрителю пафосом?.. оказывается, это вполе реально.
Дело в том, что режиссёр совершенно правильно копирует (по заветам Юкио Мисимы) не столько форму, сколько дух японского театра.
Но некоторые знаковые детали имеются: степенный размеренный выход артистов по специальному помосту - ханамити. Здесь он сооружён из нескольких письменных столов, уставленных, как и положено, маленькими хвойными деревцами (понятно, что не сосенками, а искусственными ёлочками).
Отдельное место для музыканта (сам Гнездилов блестяще выполяет эту функцию - при помощи компьютера и инструмента, имитирующего звук дождя).
Минимум реквизита - амулет, да кувшинчки с сакэ...
Всего три актёра - Евгений Елсуков, Виталий Кудрявцев и Мария Фортунатова. Они точно держат темпоритм "Но", приближая историю к нашему восприятию...
да, надо сказать ещё об одной важной вещи: Александр Гнездилов нашёл параллели между этой историей и Шекспировскими текстами из "Гамлета" и "Макбета", да ещё и поэзией Бродского и Минамото Масамити... разобраться в этом хитросплетении сложно, но - удивительно - позднейшие вставки не портят текст, а помогают его восприятию!
Единственное, что хотелось бы пожелать на будущее актёрам - не бытовить, а "поднимать" текст. не бояться "встать на котурны" классической трагедии.,. Не бояться пафоса, того, что зритель не поймёт. Зритель должен идти за актёрами. Вернее, актёры должны вести его за собой, иначе мы окончательно упрёмся в коммерческие развлекаловки и сериальную жвачку.
Потому так радостно, что актёрам, работающим в "Гнезде" это не грозит.

друзья, театр, Япония

Previous post Next post
Up