Как любой крупный город, к тому же промышленный центр, Гданьск имеет не только "раскрученную" туристическую часть, но и обычные жилые кварталы, парки и, конечно, промзоны. Сегодня мы на них и посмотрим.
Однако, в рамках краткого очерка осмотреть весь город, разумеется, не получится, потому мы ограничимся примерно теми границами, который Гданьск имел в межвоенный период и назывался Данцигом.
В прошлой части фотоотчета о
Гданьске мы сконцентрировались исключительно на Старом городе, практически не выходя за его пределы. Теперь посмотрим на город чуть шире, который, разумеется, ориентирован не столько на туристов, сколько на местных жителей. Тем более, что Гданьск -- это совсем не какой-нибудь туристическо-сувенирный
Суздаль или
Лугано, это крупный промышленный центр, где развиты IT, судостроение, металлообработка и т.д. -- в общем, есть чем заняться почти полмиллиона жителей.
01. Но прежде, чем выйти за Старый город, обратим внимание на некоторые особенности местной индустрии обслуживания туристов, где заняты, понятное дело, в основном местные. Поляки в этом отношении большие молодцы. Во-первых, они не стесняются ставить в "заповедном" месте какие-то современные арт-объекты типа такого фонтана:
02. В Гданьске огромное количество небольших частных музейчиков (музеями их назвать сложно, скорее это что-то типа выставленных на всеобщее обозрение частных коллекций), как, например, этот музей игрушек.
03. Поляки -- весьма активные верующие, и храмы у них не пустуют. Для того, чтобы дождаться, пока большинство людей покинет храм и заснять его интерьер, пришлось заходить раза три. Кстати, интерьер относительно скромный, хотя, возможно, это был один из крупнейших храмов Европы --
Церковь Девы Марии.
04. Канализационные люки в городе сделаны с большой любовью к деталям.
05. В самом центре можно покататься на колесе обозрения, но особого смысла в этом не вижу. Во-первых, оно совсем небольшое, а, во-вторых, город лучше смотреть совсем не отсюда, а с другого места, о котором мы поговорим чуть ниже.
06. Как хорошие коммерсанты, гданьские рестораторы имеют по несколько меню на разных языках. Вот тут можно изучить предложения на английском, норвежском и русском языках. Меню на русском языке тут встречаются часто, почти как в центре Милана. Молодцы!
07. Ассортимент открыток -- огромный, каждая стоит примерно 25-30 рублей.
08. Кстати, неправдой было бы заявить, что в Гданьске отрестарировано все. После многочасовых поисков я нашел-таки неотреставрированное здание. Других не увидел, видать, хорошо спрятали.
09. Ну вот, из старого города можно выходить и направиться в сторону моря. Сразу за узкими улочками Старого города... начинается огромный пустырь!
10. Правда, с дорогами, велодорожками и тротуарами даже тут все в порядке.
11. А вот какие-то производственные здания, примыкающие к морпорту и верфям, потихоньку разваливаются и не интересуют уже, наверное, никого, кроме местных граффитчиков.
12. К сожалению, выйти к морю именно в центральной части города не удалось, вся приморская полоса занята портовой зоной.
13. Зато совсем недалеко от вокзала Гданьск-Главный находится небольшой холм, на котором разбит парк. И вот с этого холма открывается шикарный вид на город, который иногда дополнительно украшают самолеты, заходящие на посадку в местном аэропорту.
14. Вид отсюда и вправду шикарный. Жалею, что не сделал несколько панорам, но ничего, в следующий раз обязательно получится.
15. На вершине холма, на самой смотровой его площадке стоит Крест (Krzyż Milenijny). Его видно практически отовсюду. А для тех, кто притомился подниматься -- небольшой садик с лавочками и бесплатным вай-фаем без регистрации и СМС.
16. Гданьский вокзал
17. Здание банка
18. Сломавшийся автомат по продаже презервативов.
19. Ярмарка производителей хлеба. Хлеб, кстати, даже по российским меркам стоил очень недорого и был очень вкусным, а пробовать его и вовсе давали бесплатно. Ярмарку открыли в честь регулярно проходящего здесь праздника хлеба.
20. Гданьск -- город приморский, потому все набережные, которые находятся чуть дальше, чем в туристической зоне, отданы под швартовку для яхт.
21. Забавно, в Польше сеть небольших продуктовых магазинов, аналогов нашего "Перекресток-Экспресс" или финского R-Kioski называется вот так:
22. Типичная застройка в "немецких" кварталах. Эх, Калининграду такое отношение к немецкой старине и не снилось...
23. Вот уже "советские" кварталы. Чистенько. Двор так вообще достоин самого коварного вопроса "узнай страну по фото"
24. Еще один костел, хотя раньше, наверное, был кирхой.
25. Впрочем, и тут есть что-то похожее на российские ныне города Восточной Пруссии :)
26. Немного о транспорте поговорим. В Гданьске достаточно много машин, но нельзя сказать, что город превращен в одну большую парковку. В общем, бегать между припарованными машинами, скорее всего, не придется, зато можно на них посмотреть, иногда попадаются забавные автопарочки
27. Общественный транспорт в городе представлен автобусами и трамваями. Автобусы в принципе такие же, как у нас, а трамваи разные, как местного, так и заграничного производства. Некоторые типы трамваев работают по системе "тяни-толкай", то есть могут ехать в любую сторону без разворота.
28. Городская сеть общественного транспорта тут развитая.
29. Раздельный сбор мусора -- поощряется, но не соблюдается.
30. Городские парки и памятники содержатся в очень приличном состоянии.
31. Ну а граффити такие бывают, что и грибов не нужно, достаточно просто посмотреть на них подольше :)
32. В Гданьске не обязательно находится в центре, чтобы поймать какие-нибудь симпатичные виды домов или части города. Они тут почти везде.
33. Еще немного видов Гданьска
34. По завершению поста предлагаю осмотреть небольшой квартал в районе улицы Варшавских повстанцев. Он почти полностью "немецкий", но поляки не только не уничтожили его "немецкость", но даже усилили ее. Посмотрите, в каком прекрасном состоянии старинные, можно сказать, дома и улицы.
35. Городской парк в районе Гарнизонного кладбища
36. В отличие от местных властей в России, в Гданьске точно знают, что будущее -- за трамваями :)
37. Вот такой вот Гданьск красавец. А на сегодня -- все!