Окончание. Начало тут:
Часть 6. Стамбульский археологический музей Часть 5: Центральная "улица" Стамбула Часть 4: Панорама 1453 и стены Феодосия Часть 3: Византийские мозаики Часть 2: Парк Гульхане и район Сиркечи Часть 1: Айя-София и базилика Цистерна Все-таки Стамбул - не просто совокупность различных музеев, памятников и других интересностей, это, прежде всего, хоть и древний, но огромный город, крупнейший в Турции. Тут исторические постройки умело интегрированы в городскую среду, не портят ее и не мешают ей, но придают очарование. Где еще, например, древнейшее сооружение города, колонна Константина, которой около 1700 лет, может находится... рядом с трамвайной остановкой.
Кстати, давайте поговорим о транспорте в Стамбуле. Кроме паромов через Босфор и Мраморное море в городе очень развито автобусное сообщение, несколько линий скоростного трамвая, есть пара линий "легкого" метро.
В целом схема стамбульского общественного транспорта выглядит так:
На этой схеме, висящей в метро (линия "Аэропорт" - "Аксарай") показаны не только собственно метро, но и трамваи, электрички, фунукулеры и даже канатная дорога. В общем, все, кроме паромов и автобусов. По мне, так для такого большого города, как Стамбул, транспорта в городе маловато. Что особенно остро чувствуется в азиатской части - в Кадыкёе, где автобусы (среди которых очень много "родных" нам Икарусов) прямо-таки штурмуют. Так же там можно прокатиться на маршрутке, раздобланных и маленьких желтых Фордах-микроавтобусах, проезд в которых варьируется от 2 до 3 TL. Очевидно, маршрутчики на глазок определяют платежеспособность клиента и называют максимальную цену. Ничего не поделать, Азия-с.
В нижнем правом углу схемы видите маленький коричневый квардатик со множеством остановок? Это однопутная (и, на мой взгляд совершенно бессмысленная) кольцевая трамвайная дорога, связывающая микрорайон Мода с пристанями Кадыкёя. По кругу раз в 20 минут медленно и очень шумно ползает вот такой забавный трамвайчик, в котором мне разрешили проехать бесплатно (вагоновожатый отказался брать оплату себе "на карман", а арбиля у меня не было). Полагаю, что трамвайчик этот такой же туристический аттракцион, как и трамвай маршрута "Таксим - Тюнель", который катается по стамбульскому "Арбату" в европейской части города.
Зато скоростной трамвай линии Т1 (по маршруту "Зейтынбюрню" - "Кабаташ"), наверное, является шедевром трамвайной мысли. Может быть, в каких-то других городах есть трамваи и покруче, но даже стамбульский трамвай превращает трамваи российские в ужасный допотопный анахронизм. В Стамбуле в трамвае приятно ехать - его не качает, не трясет, у него очень низкий пол и сверхмощный кондиционер. Летом от жары в Стамбуле лучше прятаться в трамваях :) Правда, насчет его скоростных качеств ничего сказать не могу, на линию с двумя десятками остановок он тратит более часа времени
Наверное, для потехи туристов (или для уменьшения пробок?) в городе есть двухэтажные автобусы, которые тоже сосредоточены больше в центральной части. Если же выехать из центральной европейской части города за стены Феодосия, тут же окажитесь в очень хитрых сплетениях городских автострад. Я очень удивился, когда увидел такое количество многоуровневых развязок.
По моим наблюдениям, у турок какая-то мания к развязкам. Самый мощный пример - стамбульский автовокзал. Он четырехэтажный и к каждому этажу подведена эстакада с отдельными перронами. Вокруг него - паутина мостов, набитая такими автобусы... Глядя на которых понимаешь, что в России автобусные перевозки делают на сильно поношенных консервных банках.
По уровню культа личности основателя Турецкой республики Мустафы Кемаля Ататюрка, Турция уверенно обходит Азербайджан с его культом Алиева-старшего. Ататюрк в Турции везде - на деньгах, на портретах, в букварях и, конечно, в памятниках. На одном из которых мудрый Мустафа дает уроки грамотности детям
Но в целом в Стамбуле прикольно - тут прикрепят к противоположному дому крюк, перекинут через него веревку к своему окну и сушат вещи прямо над улицей в 10-15 метрах над землей.
У бухты Золотой рог можно полюбоваться невероятной красоты болгарской церковью, которую я поначалу принял за костел или кирху. К ней редко возят туристов, а зря, рядом с ней чудесный сквер, где можно подремать в тенечке прямо на траве.
Основная масса турок - мусульмане, да и мусульман-туристов в Стамбуле немало. Они направляются молиться в огромную Новую мечеть, что находится вблизи Галатского моста:
Занятно, что турецкие мужчины (как и азербайджанцы, кстати) не особо-таки любят работать. По всему Стамбулу видно огромное количество групп мужиков (от двух до пяти), которые просто сидят на улице в тенечке и ничего не делают, даже не общаются. Наблюдают за прохожими, что ли...
Впрочем, я не прав. Конечно делают. На некоторые районы города ночью смотреть одно удовольствие, много света и хороших дорог:
Впрочем, пора и честь знать, заграница хорошо, а дома лучше. Нам пора в аэропорт, значит надо сесть на метро и, во время ожидания метропоезда минут 15 (дело было в 11 вечера) рассматриваем станцию. Да, скромненько... Точно не Москва:
А через 6 часов уже наблюдаем зарю над Россией. Эх, хорошо на Родине!