Чем старше мальчики, тем больше у них игрушки. Правда, чем больше игрушка, тем больше рисков окружающим она создаёт. Вот, например, самолёт - офигенная же игрушка: большая, сложная, красивая, ещё и летает. И в то же время играть в неё мало того, что очень непросто, так чаще всего и вообще нельзя: заиграешься - убьёшься, а если самолёт гражданский, так ещё и людей угробишь. Однако игра необходима - чтобы к моменту, когда пилоту доверили самолёт с людьми, он был способен вытащить его из самых разных опасных ситуаций, чтобы у него был наработан опыт на всякую закавыку. И вот для этой цели люди придумали ещё одну игрушку, внутри которой чувствуешь себя как в настоящем самолёте. Снаружи она выглядит примерно как марсианский боевой треножник:
Но всё по порядку. Знакомьтесь: Юриус Якшис, руководитель инструкторов по лётной подготовке, и Андрей Васильевич Куров, заместитель начальника Лётной службы, лётчик-испытатель АО «ГСС», испытатель 1 класса, военный лётчик-инструктор 1 класса, пилот Гражданской Авиации 1 класса. Эти строгие, но справедливые мужики учат, а затем и принимают экзамены у будущих пилотов Суперджета.
Подготовка одного пилота состоит из 5 сеансов на неподвижном тренажёре и 6 сеансов на том самом боевом треножнике, который на самом деле Комплексный пилотажный тренажёр или Full Flight Simulator (FFS) - надеюсь, я правильно запомнил. Далее пилот сдаёт экзамен, и если он допускает слишком много ошибок, у него есть три сеанса на доподготовку, после чего экзамен у него принимает другой инструктор. Если вторая попытка не увенчалась успехом - давай, до свиданья, весь курс заново. А курс стоит пару миллионов рублей, так что нерадивый лётчик, скорее всего, будет иметь очень суровый разговор с руководством.
На самом деле лётных тренажёров в центре подготовки три. Самый простой из них процедурный (FPTD - Flight Procedure Training Device), он имитирует только приборную доску, пульты и органы управления самолётом. На нём пилоты знакомятся с самолётом и отрабатывают процедуры управления. Неподвижный летный тренажер 5 категории (FTD LV - Flight Training Device Level V) - это уже полноценная имитация кабины, только её никто не раскачивает, не наклоняет и не трясёт. Ну а FFS - это самая дорогая (дороже готового самолёта) и самая реалистичная игрушка, которая позволяет пилотам побывать в самых серьёзных лётных переделках, не рискуя при этом жизнью и самолётом.
Но лётными тренажёрами дело не ограничивается. Для пилотов есть ещё обучающие компьютерные системы, которые используются для изучения матчасти и закрепления теоретического курса практикой, а для экипажей - тренажёр «Дверь», который знакомит бортпроводников с работой основной дверью самолёта, и тренажёр аварийно-спасательной подготовки (Cabin Emergency Evacuation Trainer - CEET), в котором бортпроводники и пилоты отрабатывают взаимодействие по обеспечению безопасного покидания самолета пассажирами в аварийных ситуациях. Вот он какой:
Выглядит простенько, а на самом деле умеет трястись, дымить и иными способами обеспечивать реалистичность аварийной ситуации. Внутри имитация типовой двухклассовой комплектации салона (бизнес+эконом):
А также имитация кабины. Усечённая, но обычно и такой не делают. Побывавший на этом тренажёре задолго до нас
denokan высоко оценил такое внимание к деталям.
Конечно, сложно избежать соблазна опробовать аварийную эвакуацию. В прыжке Саид Аминов, главный редактор интернет-сайта «Вестник ПВО»
Но пойдёмте же посмотрим на главную игрушку, новейший тренажёр класса «Reality 7», разработанный компанией Thales Training & Simulation совместно с компанией АО «Гражданские самолеты Сухого».
Тренажёр имеет электрогидравлическую систему подвижности, современную систему визуализации с LCOS-проекторами и рабочую станцию инструктора с улучшенной эргономикой. Вот эти два экрана слева и являются "пультом бога", откуда инструктор создаёт пилоту трудности и смотрит, как тот выкрутится.
Едва оторвав самолёт от полосы в условном Иннсбруке, Андрей Васильевич начинает демонстрировать нам, как самолёт борется за выживание со спятившим пилотом - сам добавляет или убавляет тягу (РУДы при этом перемещаются, что выгодно отличает Суперджет от Эйрбаса), убирает закрылки, ограничивает предельный крен и тангаж - словом, выполняет главную задачу пассажирского лайнера: безопасную перевозку пассажиров. Я намеренно не стал стабилизировать видео, чтобы было лучше понятно, как сотрясается тренажёр.
Click to view
Картинка для сидящих в пилотских креслах предельно реалистичная, хотя зрителям позади, особенно стоящим, заметны "швы", где центральная проекция переходит в боковые. Все приборы и органы управления воспроизводят реальную кабину, при выпуске интерцепторов возникает характерная тряска, при разгоне натурально вдавливает в кресла, на посадке есть толчок - словом, верится легко. На этапе отладки тренажёра Андрей Васильевич два месяца гонял его в различных режимах, сравнивая ощущения с реальным пилотажем, и давал обратную связь разработчикам тренажёра, чтобы они донастроили отклик.
Не мог удержаться и пробился в кресло второго пилота. Что могу сказать - имея весьма приблизительные представления о том, как осуществляется пилотирование, я тем не менее ощутил, как "самолёт" отзывается на управление. Ощущения невероятные, даже жаль, что пилотом стать мне определённо не светит. А потом Андрей Васильевич заломил лихой манёвр, по крутой траектории "уронив" самолёт к торцу полосы и в последний момент выровняв его для посадки, и уже пора было освободить тренажёр для подготовки пилотов.
Спасибо ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» и лично Ольге Звоновой, Марии Мусаровой и Андрею Васильевичу Курову за эту незабываемую экскурсию!