Если я прав и граждане России, имеющие счастье проживать на территории городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга имеют право решать вопросы местного значения наравне с другими российскими гражданами, то отсюда следует несколько весьма важных следствий, в т.ч. и непосредственно политических. И прежде всего это касается нашей северной столицы.
Дело в том, что 20 декабря 2006 года случилось примечательное событие. Впервые в российской истории руководитель исполнительной власти города был назначен при непосредственном участии федеральных властей. Постановление Законодательного собрания Санкт-Петербурга №625 от указанной даты «О наделении полномочиями Губернатора Санкт-Петербурга» недвусмысленно гласит
Рассмотрев представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Губернатора Санкт-Петербурга, и в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Законодательное Собрание Санкт-Петербурга постановляет:
1. Наделить Валентину Ивановну Матвиенко полномочиями Губернатора Санкт-Петербурга.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.
Разумеется, сама правомочность такого наделения Губернатора полномочиями не может быть подвергнута сомнению, но вполне реально задать простой вопрос:
какими именно полномочиями наделил Валентину Ивановну наш высокочтимый ЗАКС?
Ведь полномочия руководителя исполнительной власти субъекта федерации и полномочия руководителя исполнительной власти муниципального образования, к каковым относится город Санкт-Петербург, никоим образом не пересекаются. Стало быть, таким способом г-жу Матвиенко можно назначить губернатором Петербурга, но нельзя наделить полномочиями мэра города. А чтобы было понятно, о чем идет речь, привожу список т.н. вопросов местного значения, относимых законодательством к полномочиям муниципалитета (согласно статьи 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации):
«1) формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета;
2) установление, изменение и отмена местных налогов и сборов поселения;
3) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом;
5) содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения;
6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
7) создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения;
7.1) участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
8) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения;
9) обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
10) создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания;
11) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
14) обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения;
15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
16) оказание содействия в установлении в соответствии с федеральным законом опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения;
17) формирование архивных фондов поселения;
18) организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора;
19) организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения;
20) утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения;
21) организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
23) организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
24) создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения;
25) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории поселения;
26) осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья;
27) создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории поселения;
28) содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого предпринимательства;
29) расчет субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и организация предоставления субсидий гражданам, имеющим право на их получение в соответствии с жилищным законодательством;
30) организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
31) осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, информирование населения об ограничениях их использования;
32) осуществление муниципального лесного контроля и надзора».
Здесь мы, кстати видим еще кое-какие интересные вещи. Согласно Конституции (статья 132) органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют охрану общественного порядка. Но хитроумный федеральный законодатель и здесь нашел выход из положения: В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 258-ФЗ с 1 января 2008 года этот список будет дополнен пунктом 33 следующего содержания:
«33) создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка».
Как говорится, почувствуйте разницу.
Кто-то может сказать, что г-жа Матвиенко и раньше незаконно исполняла указанные полномочия, а стало быть - ничего не изменилось. И если подходить к делу чисто формально, то так оно и есть.
Однако стоит учесть, что до 20 декабря руководитель города был совершенно законно избран гражданами города на основе городского Устава, принятого также избранного гражданами представительным органом. Поэтому, если отбросить формальности, Губернатор была выдвинута и избрана именно гражданами города. Но, как мы видим, теперь ситуация в корне изменилась.
В общем, если непредвзято проанализировать сложившуюся ситуацию, политические игры федеральной власти привели к тому, что нынче город не имеет легитимного руководителя исполнительной власти, уполномоченного решать важнейшие для населения города вопросы. Соответственно, эти же полномочия потеряли назначенное Губернатором Правительство Санкт-Петербурга и районные администрации.
Выходит так, что наш Губернатор проявила явную безответственность: добровольно отказалась от значительной части своих функций, но не сделала ничего, чтобы возложить их на кого-нибудь другого.