И опять цитатка про историю

Oct 22, 2009 05:22

Евгений Григорьевич Ясин, профессор, научный руководитель Государственного университета Высшая школа экономики:

"Раньше в пределах европейской культуры в основном преобладали феодальные порядки - раздробленность, взаимозависимость по вертикали со взаимными обязательствами, кто что должен давать сеньору, что сеньор обязан делать. А здесь возникает ( Read more... )

цитатки, история, Ясин

Leave a comment

Comments 18

consulan October 22 2009, 06:24:00 UTC
История преподавалась в школе примитивно, как вечную классовую борьбу.Все по марксистской схеме.
Другая трактовка,что прогресс в военном деле требовал создания массовых армий,соответственно массовое производство формы и оружия.Все по заказам монарха.Двухсекторная экономика - на рынок и по заказам государства.

Reply

erpert October 22 2009, 11:41:08 UTC
Боюсь Вас разочаровать, но действительно марксистский взгляд я только что изложил. Хотя авторы школьных учебников плохо его понимали, что и доказывает г-н Ясин.

Reply


gavagay October 22 2009, 07:05:09 UTC
Про роль деревни - интересное наблюдение. Спасибо.

Reply


abba65 October 22 2009, 07:26:20 UTC
Ваш комментарий не противоречит Ясину, а дополняет его. Ясин очертил общую схему (понятно, на радио невозможно вдаваться в тонкости), а Вы добавили существенные детали.

Конечно, города - рассадник капитализма, но рассадник специфический. Естественно, там были цеховые монополии и производство, ориентированное на запросы аристократии. Тем не менее, в городах развивались "рыночные отношения, торговля, ремесло и все то, что потом стало основой для капиталистической цивилизации". Основой, а не самой этой цивилизацией!

Да, рассеянная мануфактура нашла своих работников в феодальной деревне. Но откуда взялась сама мануфактура как организационная форма? Из города. Кто стоял во главе мануфактуры? Городской предприниматель, обычно купец. Где он брал капитал для мануфактурной деятельности? Из своей городской торговли. И т.д.
Для сравнения: как известно, в 21 веке все товары делаются в Китае. Можно ли отсюда сделать вывод, что Китай - основа капиталистического индустриального производства?

Reply

erpert October 22 2009, 11:38:27 UTC
Ну, конечно же капиталы были городские. Но, как видите, накоплению этих капиталов способствовали именно цеховые ограничения, а отнюдь не экономическая свобода. Причем, эта регламентация возникала в городах в условиях самоуправления, т.е. добровольно. Так что общий тезис Ясина о тесной связи торговли, демократии и свободы несколько ставится под сомнение - такая связь совершенно не очевидна.

Reply


товарообмена между городом и деревней не существовал freedom_of_sea October 22 2009, 07:27:01 UTC
а что они в городе жрали?

А Ганзейские города тоже были цеховыми?

Reply

Re: товарообмена между городом и деревней не существов abba65 October 22 2009, 08:05:59 UTC
"что они в городе жрали?"

Насколько я помню, сначала вокруг городов существовали подсобные хозяйства ("дачи", так сказать) тех же городских ремесленников. Потом, по мере разделения труда, эти хозяйства стали самостоятельными и возник товарообмен "город-пригород". Товарообмена "город-деревня", как правило, не существовало, т.к. деревне нечего было предложить.
Фактически первый такой товарообмен - та самая рассеянная мануфактура: обмен деревенских рабочих рук на зарплату (т.е. фактически на городские товары).

"Ганзейские города тоже были цеховыми?"

Разумеется. Гильдии выступали не только как цеха, но и как страховые компании, и как собес (для вдов и сирот купцов), и как судебная власть, и во многом как законодатели... практически это были почти-государства...

Reply

Re: товарообмена между городом и деревней не существов freedom_of_sea October 22 2009, 08:47:07 UTC
То есть, торговля в городах вовсю была, несмотря на уверения топикстартера. А степень её свободы соответствовала уровню эпохи.

И, скорее всего, была выше чем где бы то ни было еще в том мире.

Reply

Re: товарообмена между городом и деревней не существов erpert October 22 2009, 11:31:22 UTC
Да, свобода была. Но эта свобода породила не свободную торговлю и конкуренцию, а цеховые ограничения и регламентации. Причем это никем извне не навязывалось. Вот такие парадоксы.

Reply


Leave a comment

Up