Советские танки 1920-1930 гг. и советский художественный авангард. Е.С. Зернова и её танки.
Не так давно мы
вспоминали картину «Передача танков», находящуюся в экспозиции «Новой Третьяковки», на Крымском валу. И выясняли, что же за танки изобразила художница Екатерина Зернова в том далёком 1931 году. И пока мы не перешли к другим «художественным танкам» в её творчестве, надо сказать пару слов о самой художнице.
Е.С.Зернова. Автопортрет, 1924 г.
Родилась Екатерина Сергеевна Зернова в 1900 году. И прожила долгую и весьма насыщенную жизнь, скончавшись в 1995 году. Три революции, две мировые войны и одна «холодная» война, два распада страны… Ну и так, по мелочи, типа «августОвских событий» или событий октябрьских (не семнадцатого года а девяносто третьего). Что ещё забыл?
Вот вы только представьте - родиться при стопроцентном самодержавии, пойти в школу при конституционной монархии, закончить её при демократии, поступить в ВУЗ при социализме (условно говоря социализме). А под финал жизни сменить социализм на феодальный капитализм. Стальные нервы надо иметь.
А уж если вспоминать не политику, а научно-технический прогресс…
Е.С.Зернова. Карандашные эскизы броневиков. Вполне реальные броневики, надо сказать. Как и форма солдатиков, стоящих рядом. Интересно, где Зернова их видела? На фотографиях? В кинохронике? Вживую?
Верхний броневик, подписанный как «итальянский» - Ansaldo-Lancia 1Z. Поучаствовавший в двух мировых войнах, а между ними - в Итало-Эфиопской и Испанской Гражданской.
Тот, что посередине, подписанный «французским», определить потруднее, слишком уж мало деталей. Может быть броневик 1917 года фирмы «Рено», на шасси американского грузовика «Уайт»? Вот только пулемёт сбоку на шкворне смущает.
Нижний, «английский», вполне привычный нам «Остин». Вот интересно, что у него художественно изображено спереди, на крышке, прикрывающей радиатор?
Можно сравнить рисунок «Остина» с макетом «Остина-Путиловца» из Кубинки и определить, у кого получилось лучше. Фото автора.
В 1914 году Зернова с родителями переезжает из родного крымского Симферополя в Москву, на тот момент ещё не столичную. В Москве, уже столичной, всю жизнь она и прожила. (Если не считать эвакуации во время войны). Не смотря на свои «художества», училась в Московском университете на физико-математическом факультете. Правда, параллельно посещала и Государственные свободные художественные мастерские.
Естественно, «академизм», «классицизм» и прочий «реализм» в те времена был давно не в моде. Художникам подавай чего-нибудь такого-эдакого, с подвывертом. Было тогда Общество художников-станковистов, эдакие экспрессионисты на советский лад. Художественными методами модного европейского течения изображающие и прославляющее прекрасную советскую действительность. Достижения промышленности, спорта, армии, науки и вообще - достижения передового общественного строя. К ним, станковистам, молодая художница Зернова и подалась. Картины, плакаты, книжные иллюстрации, и прочая, и прочая.
Е.С.Зернова. «Манёвры», 1932 год.
Потом, конечно, остепенилась, перешла в немного более «классическую» манеру. Но этот, поздний, период нам уже не так интересен. Портреты, пейзажи, натюрморты, благорастворение в воздусях. Нам интереснее раннее, буйное, творчество. И чтоб танки!
Е.С.Зернова. Автопортрет, 1935 год.
Впрочем, и в позднем (скорее - среднем) периоде её творчества есть техника. Всё-таки война. Но в серьёзных, товарных количествах я такого не нашёл. Потому техника у нас будет всё больше ранняя, та, которую Зернова видела в свои двадцать-тридцать лет.
Е.С.Зернова. «Самолёт прилетел за ранеными», 1944 год.
Тут мы видим не просто По-2 на лыжном шасси. У него на нижнем крыле установлены санитарные кассеты Бакшаева - эдакие фанерные короба, куда мог поместиться раненый на носилках.
Просто для того, чтобы напомнить - «современный» По-2.
Самолёт По-2 с регистрационным номером RA-1945G собранный в 2007-2009 годах в Самаре. Создатели уверяют что он на 90% состоит из аутентичных деталей. Фото автора.
От того, что на картине Зерновой, самолёт с фотографии отличается не только «изменяемыми параметрами» (стандартные колёса а не зимние лыжи, и, само собой, отсутствие съёмных устройств на нижнем крыле), но и деталью, намеренно искажённой при создании современного образца. У этого По-2 для удобства эксплуатации с современных аэродромов вместо хвостового костыля установлено колесо. С ним гораздо удобнее летать с твёрдых покрытий. Костыль же, который устанавливался на «настоящие» По-2 хорош только на грунтовых аэродромах.
Ладно, отложим в сторону самолёт, и посмотрим, что там у Зерновой за танки.
Самая известная её картина, без сомнения, «Передача танков», 1931 года. Несмотря на всю «авангардность» картины, изображённый там танк вполне реальный и узнаваемый: Т-18, он же МС-1.
Е.С.Зернова. «Передача танков», 1931 г. Фото автора.
Лёгкий танк непосредственной поддержки пехоты. Про изображённые на той картине и про реальные МС-1, сохранившиеся до наших дней, мы уже говорили.
Однако, «Передачей танков» дело не ограничилось. Танк МС-1 запечатлён у Зерновой ещё несколько раз.
Например, имеется рисунок 1930 года «Танкисты в лагерях». С определением его стиля я затрудняюсь, по восприятию нечто среднее между открыткой, иллюстрацией и плакатом. Зато на нём явно изображён все тот же танк МС-1.
Е.С.Зернова. «Танкисты в лагерях», 1930 г.
И опять, как и в «Передаче танков», он совершенно нереалистических, гигантских масштабов. В реальной жизни за откидной крышкой люка механика-водителя была бы видна, максимум, физиономия этого самого водителя. А тут танкист весь, целиком. Да ещё и полно пустого места между плечами и краями люка. Как в рубке корабля. Страшно подумать, каких размеров (и массы) был бы такой танк в жизни. Натуральный землекрейсер.
В реальности МС-1, весивший скромные пять с небольшим тонн, имел метр-восемьдесят ширины, два с небольшим высоты, да три с половиной метра длины. И ещё метр длины опорного «хвоста», предназначенного для облегчения преодоления препятствий. (На рисунке «хвост» хорошо видно на чёрных силуэтах танков).
МС-1 в Кубинке. Не без «реставрационных элементов», но более-менее похож на исходный.Фото автора.
Но у Зерновой есть гораздо менее плакатное и немного более реалистичное изображение этого «танка сопровождения пехоты». Картина называется «Всевобуч», 1932 г.
Е.С.Зернова, «Всевобуч», 1932 г.
Пока на заднем плане граждане обучаются стрелять из трёхлинеек (и делают это, похоже, с примкнутыми штыками), на переднем плане краском ставит учебную задачу танковому экипажу и странной парочке - фигуристой девице в форме и с портупеей, и мужику в майке, пиджаке и галифе с обмотками.
Тут уж танк не только узнаваем, но и вполне похож на себя габаритами.
Тот же МС-1 из Кубинки. Большая проблема у «современных» МС-1 с ходовой частью. Ведь сохранились они до наших дней, главным образом, благодаря установке корпусов этих танков в виде долговременных огневых точек. А ДОТу ходовая ни к чему, он в землю вкопан. Из подобных голых корпусов и восстанавливают сейчас эти танки. Фото автора.
Кстати, можно обратить внимание не только на сам танк, но и на танкистов с рисунка. Есть у Зерновой симпатичный такой эскиз, «Танкист», 1939 года, явно имеющий общее происхождение с предыдущей картиной:
Е.С.Зернова, «Танкист», 1939 г.
По видимому, МС-1 произвёл на художницу неизгладимое впечатление. Раз встречается столько раз в самых разных видах и техниках исполнения. Но в творчестве Зерновой имеются и другие танки. Не менее интересные. На них мы тоже посмотрим, в следующий раз.
Продолжение: Часть 2.