Предыдущая часть. 9. Лётчики и лётчицы - 2
Во второй рекордный полёт на том же самолёте «Москва» пилот Коккинаки, с новым штурманом Гордиенко, заменившим погибшего Бряндинского, отправился 28 апреля 1939 года.
Целились в Нью-Йорк, но, как всегда, подвела погода. В воздухе провели 22 часа 56 минут, пройдя рекордные 6516 километров по прямой. Фактически, учитывая, что дошли до Нью-Йорка, но из-за облачности не смогли приземлиться и вернулись севернее - около 8000 километров.
Садиться пришлось в сумерках, на «брюхо», с убранными шасси, не просто на неподготовленную площадку, а в болото, на канадский остров Миску.
При посадке самолёт налетел правым двигателем на пенёк, двигатель сорвался с моторамы, самолёт развернуло под прямым углом. Коккинаки сломал два ребра, да ещё и получил по голове вывалившейся спасательной надувной лодкой. А в остальном обошлось. Первым на место посадки пришёл, как ни странно, местный корреспондент «Ассошиэйтед пресс».
Весь такой модный пилот Коккинаки, и штурман Гордиенко в военной форме. Уже после возвращения.
Наградили экипаж достаточно своеобразно - одновременно орден Ленина и медаль «За отвагу».
Тем временем, высокими армейскими авиационными чинами, то ли Локтионовым, то ли Смушкевичем, усиленно проталкивалась идея нового «женского рекорда». Сформировали экипаж из командира корабля Нестеренко, второго пилота Михалевой и штурмана Русаковой. Для них специально построили целых два самолёта, ЦКБ-30Н-1 и ЦКБ-30Н-2, на базе бомбардировщика ДБ-3Б. (Коккинаки, как вы помните, обошёлся переоборудованным серийным ДБ-3).
Первая попытка, на первом самолёте, полёт по замкнутому маршруту Москва-Свердловск-Севастополь-Москва, не удалась. Где-то пишут, что приземлились из-за непогоды под Свердловском, где-то - что перелёт не состоялся вообще. Что, в принципе, одно и то же.
С толковой информацией по этому экипажу и его перелётам негусто. Как и с их фотографиями. (И тому есть как минимум две причины, о них ниже). А уж эта газетная подпись о «совершённом перелёте»…
Совершённому «на днях» (когда?) «выдающемуся перелёту» (куда и откуда?) тут приписали совершенно потолочное число в 7000 километров. Учитывая «круглость» числа, и то, что точно известное число рекордных километров экипажа Гризодубовой перекрыто не было, и рекорда не зафиксировали, это газетное число просто выдумали из головы.
Вторую попытку, на втором самолёте, предприняли буквально через три недели после первой. В отличие от предыдущих перелётов, лететь решили с востока на запад, из Хабаровска в недавно приобретённый Львов. Ради этого самолёт получил собственное имя «Украина».
Вылетели из Хабаровска 27 июля 1940 года, провожали экипаж с помпой, присутствовал, в том числе, командующий Дальневосточным фронтом Штерн. Но до Львова рекордсменки не добрались, пойдя на вынужденную посадку где-то между Казанью и Вяткой, которая уже была Кировым.
Официальная причина - сложные погодные условия, повлекшие перерасход топлива. Неофициально - лётчицы неправильно пользовались кранами бензобаков и не переключились вовремя с одного бака на другой. Обошлось без жертв и разрушений - и ладушки, всем спасибо, все свободны.
ЦКБ-30Н-1 «Украина». Как и ЦКБ-30 «Москва» и иные прочие рекордные самолёты, он был выкрашен в красный цвет. На пузике, как и на носу - собственное имя белой краской. Во время войны «Украину» переделали в бомбардировщик и отправили в войска. Толком не рекордствовавший ЦКБ-30Н-2 перевели в транспортные, но в феврале 1941 разбили (вынужденная посадка по вине пилота - он… перепутал краны бензобаков, двигатели встали).
Второй женский рекорд не удался, и больше попыток не предпринималось. Да и обстановка к рекордам не располагала. (Следующие «женские рекорды» - уже с каманинской протеже Терешковой, через двадцать лет).
Кроме неуспеха, забвению второго женского перелёта поспособствовал ещё один фактор.
28 октября 1941 года была расстреляна группа «врагов народа», в их числе Штерн, Смушкевич, Локтионов. А также начальник Главного управления ВВС РККА Павел Рычагов. И его жена - лётчица Мария Нестеренко.
Михалева и Русакова продолжили службу в армии, но в «рекордах» больше замечены не были.
Продолжение следует…
10. Лётчики и вожди