(
Версия для канала Яндекс-Дзен)
(Заметка об абсолютно непримечательных, и, вообще-то, общеизвестных циферках. О возрасте. Но мало кто кроме целенаправленно интересующихся (и профессионалов) задумывался об этом. Случайно сегодня обратил внимание и посчитал на пальцах.)
Вообще-то изначально я читал про Сергия Катилину и его заговоры. И в то, что там, на вторых ролях, были замешаны будущие триумвиры. (И их тривиально отмазала родня). Именно в трепотне направленной против Катилины, Цицерон навыдумывал половину своих известных «крылатых латинских выражений». Но в римской истории тех времён всё так забавно связано...
Центр политической жизни Вечного Города под оккупацией современных туристов. Современная «достопримечательность». Средневековый Бычий выгон. Античный Форум.
Например, если хочешь рассказать о том, как и почему сложилось то, что сложилось, и сенатская аристократическая республика стала принципатом с Октавианом Августом во главе (в просторечии - образование из Старой республики Галактической Империи), начинать надо не с его, Октавиана, гражданской войны с Антонием. И не с гражданской войны между Цезарем и Помпеем (цезарианцами и республиканцами после насильственной гибели лидеров). И даже не с предыдущей гражданской между Марием и Суллой (марианцами и сулланцами, после естественной смерти лидеров). А начинать надо чуть не с полугражданской Союзнической войны, когда с собственно римлянами поссорилось большинство их союзников-италиков. (Глубже, до Третьей Пунической, можно уже и не копать). А ведь на этот обозначенный отрезок, из крупных внутренних конфликтов, выпадает ещё и небезызвестная Спартаковская война - тоже, в какой-то мере, гражданская, когда с владельцами «заводов, газет, пароходов» начали воевать, нет, не рабочие, а бессловесные станки и орудия труда (раб в римском праве - говорящая вещь).
И следить так издалека стоит даже не из-за экономики или политики. А просто потому, что у власти всё это время, все эти сто с небольшим лет, крутились, по большей части, одни и те же люди семейства. И, соответственно, изрядная часть политики (и не только внутренней), определялась личными отношениями между этими семействами, между их клиентами, политика завесила от их браков да усыновлений.
С последним, кстати, у римлян вообще было очень просто. Да тот же Цезарь. Захотел развестись - бац! - «жена Цезаря вне подозрений!» (а раз подозрения есть, то... «не жена ты мне боле, не жена» (с). Захотел усыновить - бац! - и посмертно (в завещании!) усыновил Гая Октавия Фурина. Тот и стал Гаем Юлием Цезарем Октавианом.
Гай Юлий Цезарь Октавиан Август, Отец Отечества, Великий Понтифик, принцепс Сената, консул тринадцать раз, и прочая, и прочая, смотрит на нас всех, как Ленин с броневика.
Так вот, возвращаясь к занимательной арифметике. К Первому Триумвирату.
Как-то я не обращал раньше внимания, но.
Когда один из триумвиров, Марк Лициний Красс, начал свой несчастливый поход на Парфию, ему было уже за шестьдесят. Дедушка, считай. Поздновато зарабатывать славу полководца и любовь легионов, как мне кажется. Тем более, что более-менее серьёзный военный опыт у этого денежного мешка, сделавшего состояние на сталинских репрессиях сулланских проскрипциях, был только однажды - когда он руководил карательными операциями против восставших рабов Спартака. И уже тогда ему было за сорок. Конец этого крассовского Drang nach Osten известен. Сам Марк Лициний закончил и вовсе в качестве театрального реквизита при дворе армянского царя. Не весь, конечно, по частям. В общем, полевая экстренная декапитация как итог для него лично, и несколько сотен лет развязанного конфликта с Парфянской империей - как итог для Римского государства.
Но Крассу, в каком-то смысле, повезло. Даже не в том, что его убили враги внешние, а не свои, внутренние. (В конце концов, его не в бою убили, а с традиционной подлостью, по-восточному - во время переговоров о капитуляции). Крассу повезло в том, что он, самый старший из триумвиров - на восемь лет старше Помпея, который, в свою очередь, на шесть лет старше Цезаря - прожил самую долгую из них жизнь. Шестьдесят один годок, как никак.
Средний по возрасту триумвир, Гней Помпей Магн. Традиционно представляется эдаким пухлым сильно пожилым дядечкой - в сравнении с «молодым подтянутым» Цезарем. А как мы только что выяснили - не такие уж критические разницы были у них, у триумвиров, в возрасте. Ну что такое 14 лет между Крассом и Цезарем? Или шесть лет между Помпеем и Цезарем? После тридцати такая разница едва-едва заметна, после сорока вообще не видна. Сам Помпей, в отличие от олигарха Красса, дешёвой военной славы не искал, имел заслуженную, хотя прозвище «Магн» («Великий») дал Помпею лично диктатор Сулла, а не «восторженные легионы» или, там, народная молва. Но был он победнее Красса, да, не успел составить на проскрипциях достаточный «первоначальный капитал».
Так вот, арифметика. Помпей прожил пятьдесят восемь лет. Закончил традиционно, экстренной полевой (в каком-то смысле, даже, морской) декапитацией.
Итак, Помпею повезло меньше, чем Крассу - и прожил меньше, и убили не внешние враги, а, как бы это сказать, нейтралы - эллинизированные египтяне, точнее - египтизированные греки. Вот уж Восток, дело тонкое…
(Цезарь потом Птолемея №13, при котором подобное непотребство произошло, спихнул с фараоновского трона, и его сестру, Клеопатру №7 фараоном фараоншей назначил. Говорят, даже родил от неё сына, Цезариона, которого его посмертно усыновлённый Октавиан товойкнул. Но это всё спекуляции).
Наконец, самый молодой из триумвиров. В честь которого назван титул монархов, месяц календаря и овощной салат. Рано облысевший, вечно в долгах, заслуживший не слишком удобоваримую, и не слишком лестную, кличку «муж всех жён, жена всех мужей». Гай Юлий Цезарь. В отличие от своих старших товарищей по Триумвирату, марианец, а не сулланец. (Даже в проскрипционные списки попал, в юности - но не за личные «заслуги», а потому, что не тех Юлиев Цезарей был родственником, каких надо. Тех, каких надо, ещё при Марии покрошили. Гражданская война, что вы хотите. Юлиев Цезарей много, кто за тех, кто за этих, а сын за отца, традиционно, вполне себе ответчик. А если сильно повезёт - мститель). Когда били врагов внутренних, типа гладиатора Спартака или марианского проконсула Сертория, или врагов внешних, типа царя Митридата, Цезарь был слишком молод, чтобы занимать высокие военные должности и как следует прославиться. Но потом, в Галлии, развернулся. Накидал всяким Астериксам, Обеликсам и прочим Верцингеториксам по полной. А потом, все знают, «жребий брошен, Рубикон перейдён». («Пришёл, увидел, победил» - это позже, про сына Митридата, Фарнака). Казалось бы, самому молодому из триумвиров, которые были замазаны в попытке государственного переворота и захвата власти ещё со времён Катилины, наконец улыбнулась удача, он захватил власть, стал пожизненным диктатором, как Сулла (так-то диктаторскую власть давали только на полгода). И, в отличие от Суллы, добровольно уходить в отставку не собирался. Но… Мартовские иды, будь они неладны. Цезарь, младший из триумвиров, пусть и пережил своих старших коллег, прожил меньше всех - пятьдесят шесть лет.
И убили его свои.
Брута вообще подозревали в том, что он незаконный сын Цезаря. Обидно, да. Да ещё убили прям рядом с бюстом Помпея. Одно радует - обошлось без декапитации. И даже в вонючий желтоводный Тибр тело не бросили (а это было бы позором из позоров).
Стрит-арт так сказать. Там, на постаменте всё написано. Граждане Цезарю, вечному диктатору.
Вот такая возрастная арифметика.
А вот следующий римский правитель, в современном обывательском представлении - первый император - посмертно усыновлённый Цезарем Октавиан, дожил до неплохих 76 лет. И даже умер своей смертью, нежась в тёплой Кампании.
Правда, после него, кроме померших своей смертью Тибериев и Клавдиев, случались Нероны и Калигулы, «год четырёх императоров» и прочие непотребства, но это уже совсем другая арифметика.