...опять о Пушкина...

Nov 18, 2012 21:43

 Слушала сегодня замечательных итальянских людей, которые  ярко, легко и внятно рассказывали о том, как послевоенную, раздираемую противоречиями Италию "творили не партии  или политические силы, а общество, понятое как потребность в отношениях", маленькие общности, которые начали с того, что стали украшать окружающую жизнь, -- и поймала себя на ( Read more... )

Опилки

Leave a comment

Comments 23

kot_pafnusha November 18 2012, 18:45:21 UTC
Эка Вы и сравнили - Италия это кОтолическая страна и ментальность,
а Россия - языческая.

Reply

ermsworth November 18 2012, 18:55:55 UTC
:)) КОтолическая -- безусловно. Ассизские коты величием и силой разве что с иерусалимскими сравнятся.
Но, думаю, здесь не только коты, но и выбор тех "центров", с которыми культура себя соотносила, даже если отступала от них совсем далеко. У язычества -- тоже есть свой центр, а у нас, как мне кажется, "биполярность", то самое "ужасающее двоеверие", о котором Флоровский применительно к III - IV веку писал.

Reply

kot_pafnusha November 18 2012, 19:47:23 UTC
Мяу )))!

Reply


marfabaturina November 18 2012, 20:37:03 UTC
угу, но я в таких случаях вспоминаю,что у них Данте на полтысячи лет раньше был... Наверно 500 лет что-то да значит...

Reply

ermsworth November 19 2012, 13:48:39 UTC
Конечно, европейская почва и вскопана раньше, и культурный слой толще, но все-таки мне кажется, очень многое зависит от исторически прослеживаемого выбора культурных ориентиров. Борис и Глеб -- почти десять веков тому, преп. Сергий -- те же пять, но почему-то, как писал Федотов, они остались в тени культурного сознания, а на свет вышли -- сами знаем, кто... Вот и отношение к Пушкину, как мне кажется, строится по тому же принципу: загнать на пьедестал, чтобы не слышно было :(

Reply

marfabaturina November 19 2012, 14:09:39 UTC
про приоритеты я просто молчу, впрочем как молчу и о некоторых русских святых (из князей которые), как это все грустно совсем. Тут Люда Сукина доклад делала о современном образе Александра Невского, и поскольку я все это модерировала,то завела тему о параллелях,и о конструировании образа Алекандра Невского в Советское время, и как-то мы быстренько перешли все на того же, на Иосифа Виссарионовича. Ну а что касается Пушкина,то он ведь на самом деле неоднозначен. С одной стороны поэт с божественным глаголом,и для меня это перевешивает ВСЁ (до сих пор могу взять в дорогу уже детства зачитанную карманную книжечку,и перечитывая, пить это как свежий воздух, дух жизни). А с другой стороны он без сомнения один из тех,кто ДЕЙСТВИТЕЛЬНО создавал(неправ слово,но голова плохо работает,почти не спала сегодня) имперский дух (первое,что приходит в голову, это "Клеветникам России"), и я совершенно не сомневаюсь,что Николай 1, умный и прагматичный человек, это ценил. Думаю,что ему понравилось бы увидеть себя на пьедестале,поерничал бы на эту тему, ( ... )

Reply

ermsworth November 19 2012, 16:40:48 UTC
Здорово, что конгресс получился (вчера вечером слегла с гриппом и даже радуюсь, что не приехала и никого не заразила :)) Людин доклад почитать бы интересно -- современный образ Александра Невского, как мне кажется, "героика второго отжима", а то и третьего - в значительной степени мифологизированная агиография, пропущенная через несколько фильтров героических сказаний. То, что из всех князей-воинов "Божественным сокровищем Российской земли" назван именно он, предпочитавший Орду -- Европе, тоже немало говорит о векторе культурных устремлений. Пушкин же -- несомненно, европеец, понимавший свой поэтический дар как служение в самом прямом новоевропейском смысле. Об этом, кстати, замечательно пишут И.Сурат и С.БОчаров (И.З.Сурат, С.Г.Бочаров. Пушкин. Краткий очерк жизни и творчества. М., 2002).

Reply


gomazkov November 19 2012, 03:01:20 UTC
Итальянскую конкордию не стоит идеализировать.
Во-первых, им сильно помогали объединяться могучие силы извне, так как войну они (в отличие от нас) проиграли.
Во-вторых, не так уж благополучно их нынешнее общество в социально-экономическом плане: и кризис с безработицей, и взаимонапряжение по линии север-юг, и Берлускони лучше Путина разве только тем, что обаятельнее.)

Reply

ermsworth November 19 2012, 13:41:20 UTC
:)) Поскольку "конкордию" творят падшие люди, идеализировать ее невозможно, и вчера итальянцы рассказывали о том, сколько противоречий вызвал общеевропейский кризис, но меня поразили 1) степень и качество общественного взаимодействия, в которое вовлечены люди разных убеждений, сословий -- от профессора из Флоренции до повара благотворительной столовой; 2) антропологическое различие "центров" -- все-таки общность сердец дает больше надежды, чем общность глоток :))

Reply


gornyj November 19 2012, 14:06:26 UTC
Думаю в Литве такое было после 18-ого года вокруг поэтов Майрониса и в 88-91 годах - вокруг Юстинас'а Марцинкявичус'а, что стало самым дорогим воспоминанием души для многих и многих.

Спасибо :)

Reply

ermsworth November 19 2012, 16:24:13 UTC
О том, что так воспринимался Майронис, честно говоря, не знала. Спасибо :)) Тем более, интересно, что тогда он был "ближним современником". Но можно ли сказать о нём, как о Данте и Пушкине, что он творил не только новую поэтику, но и новый язык?

Reply

Но можно ли сказать о нём, как о Данте и Пушкине, gornyj November 19 2012, 16:52:36 UTC
Для мира - конечно нет :)
но для нас (имхо) это было пробуждающим и собирающим элементом (прости, пишу во время перерыва на работе, да еще после комиссии).

Reply

Re: Но можно ли сказать о нём, как о Данте и Пушкине, ermsworth November 19 2012, 17:23:24 UTC
Тогда не буду донимать расспросами, хотя, как всегда бывает, на самом интересном месте :))

Reply


Leave a comment

Up