О "смерти туриста" я уже писал, причем достаточно подробно. Но "смертельную" репутацию получила не только она. И даже не китайские и южноазиатские клоны белых горелок. Нет, история происходила в Америке и фирма была Coleman.
Я не люблю американскую школу примусостроения. Она воплоает все, что я не люблю в горелках.
- Большие. Даже маленькие они остаются большими.
- Технически сложные. "Никогда не ставь одну деталь туда, куда влезут три!"
- Естественно, с насосами
- И выделенными трубчатыми парогенераторами.
Я не стану стучать пяткой в грудь и утверждать, что колмановские горелки хороши только в походе в магазин колмановского топлива, но вот просто не люблю. Правда, к делу это не относится.
Итак, в 61 году Coleman выпускает относительно компактную и легкую горелку №501. Относительно:)
Click to view
Нечто размером со шмеля - но если учитывать размеры предшественников - то очень легкую и компактную.
Это 344
Это 500
Это М1941
Ну так вот, 501.
В общем-то, можно заметить, что и стиль и конструкция остались в состоянии "ничего нового; тупо рестайл". Бесшумная горелка, трубка генератора, кран запальника (забиращий воздух сверху бака для разогрева генератора), кран управления, насос - что вообще могло пойти не так?
Тем не менее - редчайший случай в примусостроении - тираж был отозван, как смертельно опасный. Официальная причина заявлялась в том, что кран управления был установлен на ВЫХОДЕ генератора и при гипотетическом прогаре генератора горелка становилась неуправляемой зажигательной бомбой. Страшно, да.
Вот только что-то в этой истории было не так. Я специально разобрал пару своих горелок с парогенераторами - и да! - краны у всех были на выходе генератора!
Это была вполне нормальная конструкция даже для варварской советской страны, в которой заправлять паяльную лампу "калошей" считалось расточительством.
Первой попыткой спасения стала 501А с переделанными кранами. Да, кран запальника на входе в генератор на 501 мог потечь - и, в отличие от немецких горелок, отключить его было нечем. В 501А кран управления был перенесен на вход, а фирменный колмановский привод иглы прочистки обзавелся отдельной рукояткой с полудюжиной деталей. Да, из-за конструктивных особенностей "просто тыкнуть в жиклер иголкой" на классических колманах не получится.
Вторая рукоятка - это как раз привод иглы прочистки, а не запальник:)
НО СИТУАЦИЮ ЭТО НЕ ИЗМЕНИЛО; 501 серия была закрыта.
В общем, дело явно было в другом. И я посмотрел на следующую горелку - №502
Что же изменилось? Ну кроме литой алюмуневой гениталии? И сборной конфорки из пакета гофрированных пластин (не ставь одну деталь туда, куда влезут три)? Генератор! Он стал короче, толще, прямее и прошел поперек конфорки. И вот сдается мне, проблема действительно была. И была не в кране. Не только в кране. А и в длинном, тонком, перегретом и склонном к засорам и прогоранию генераторе. И решилась она заменой генератора. По-моему, так.