"...Из любопытства читаю Ефремова - «Лезвие бритвы». Боже! Неужели ему так никто и не сказал, что он графоман; неужели он так и умер в неведении относительно своей бездарности?!" (А.Тарковский. "Дневники")
Этой реакцией киномэтра (точнее, наездом) я был малость шокирован, но не больше. К сожалению, Андрей Арсеньевич страдал такой культурно-эстетической нетерпимостью, что просто диву даешься...
Знаете, вот есть два варианта известного высказывания: "Искусство должно быть понятно народу" и "Искусство должно быть понято народом". Тарковского ни то, ни другое вообще не занимало - он творил для высоколобых эстетов. Поэтому он попросту выказал свое раздражение, даже не потрудившись подумать, почему Ефремов пишет именно так и для чего он выбрал именно такой монтаж текста, чередуя серьезное с развлекательным?
А ведь проблематика "Лезвия" в пору ее издания была необычно-новой для населения СССР, напичканного командно-партийными доктринами. Нет, люди умели думать и сопоставлять, но это было опасно. А кроме того, многое из области морали и психологии вообще стало откровением для советского простого человека.
Вот передо мной сейчас лежит книга Ефремова "На краю Ойкумены\Звездные корабли" (Киргизское учебно-педагогическое издательство, Фрунзе, 1961 г.) Там в сносках помимо спецтерминов объясняются и такие слова, как "динозавр", "Магеллановы Облака", "меловой период", "цепная реакция", "сфинкс" и т.п. - то есть то, что нынче
( ... )
Я люблю книги Ефремова еще со школьных времен и очень многое помню. То, что поразило. "Лезвие бритвы" в том числе. Все эти истории, плотные и осязаемые: о деревянной скульптуре, о медичке-садистке в поликлинике, море и итальянцы, Индия вся как праздник. А Тарковского сейчас мне много цитирует преподаватель в фотошколе. И я честно пытаюсь проникнуться, но никак. Никак. Вот и думаю: это я такая глупая и неразвитая или это заведомо разная подача информации, разная цель - объяснить или запутать? И вот это искусство для элит искусство ли?
Comments 7
лишний пробел
С годами у Вас стиль стал явно лучше!
Reply
Вот с чем случайно столкнулся буквально на днях:
"...Из любопытства читаю Ефремова - «Лезвие бритвы». Боже! Неужели ему так никто и не сказал, что он графоман; неужели он так и умер в неведении относительно своей бездарности?!" (А.Тарковский. "Дневники")
Этой реакцией киномэтра (точнее, наездом) я был малость шокирован, но не больше. К сожалению, Андрей Арсеньевич страдал такой культурно-эстетической нетерпимостью, что просто диву даешься...
Reply
Эстетической вычурности у Ефремова точно нет.
Reply
Знаете, вот есть два варианта известного высказывания: "Искусство должно быть понятно народу" и "Искусство должно быть понято народом". Тарковского ни то, ни другое вообще не занимало - он творил для высоколобых эстетов. Поэтому он попросту выказал свое раздражение, даже не потрудившись подумать, почему Ефремов пишет именно так и для чего он выбрал именно такой монтаж текста, чередуя серьезное с развлекательным?
А ведь проблематика "Лезвия" в пору ее издания была необычно-новой для населения СССР, напичканного командно-партийными доктринами. Нет, люди умели думать и сопоставлять, но это было опасно. А кроме того, многое из области морали и психологии вообще стало откровением для советского простого человека.
Вот передо мной сейчас лежит книга Ефремова "На краю Ойкумены\Звездные корабли" (Киргизское учебно-педагогическое издательство, Фрунзе, 1961 г.) Там в сносках помимо спецтерминов объясняются и такие слова, как "динозавр", "Магеллановы Облака", "меловой период", "цепная реакция", "сфинкс" и т.п. - то есть то, что нынче ( ... )
Reply
Да, это была книга - энциклопедия незнаемого.
Reply
Я люблю книги Ефремова еще со школьных времен и очень многое помню. То, что поразило. "Лезвие бритвы" в том числе. Все эти истории, плотные и осязаемые: о деревянной скульптуре, о медичке-садистке в поликлинике, море и итальянцы, Индия вся как праздник. А Тарковского сейчас мне много цитирует преподаватель в фотошколе. И я честно пытаюсь проникнуться, но никак. Никак. Вот и думаю: это я такая глупая и неразвитая или это заведомо разная подача информации, разная цель - объяснить или запутать? И вот это искусство для элит искусство ли?
Reply
Есть эстетика. Есть эстетство. Игра в бисер.
Reply
Leave a comment