«Избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом»

Jun 13, 2012 10:19

Всеслав примерно месяц назад начала СЛУШАТЬ сказки. До этого он был способен слушать только самые короткие сказки и смотреть картинки. По картинкам ему можно было содержание рассказать. А теперь он именно слушает текст.

Стали читать ему. Иногда знакомые строчки скользят мимо сознания, не задерживаясь, а иногда цепляют своей нежданной новизной.

Вот одно из открытий: привычное с детства «Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!» вдруг вопрошает: а почему избушка должна поворачиваться? Что она символизирует? (Не помню, писал ли об этом Пропп.)

Избушка в дремучем лесу - символ человека, точнее, его психики. Перед у неё - сознание, зад - подсознание. Когда к ней приходит иной человек - иное сознание, то и воспринять его необходимо сознанием, а тёмным, непроявленным бессознательным обратиться к лесу, где властвуют глухие, не поддающиеся рефлексии инстинкты.

Причём под передом избушки мы обычно подразумеваем только одну из четырёх сторон, а три остальных в нашем восприятии - это зад. Тем самым мы обнаруживаем в своих представлениях образ того, что сознание намного меньше пространства занимает в нашей психике, чем подсознание. Зад у избушки - как тёмная сторона луны: сознание знает о нём, но не может туда заглянуть, а тем паче познать и подчинить себе эти грани.

Надо ценить всю значение каждого, даже самого маленького прорыва человека при познании своих сторон, обращённых к лесу, способность помочь в этом другим людям.

Избушка поворачивается - психика подвижна.

У неё есть курья нога - связь человека с миром животных инстинктов. У неё есть выход в космос, куда вылетает Баба Яга на ступе.

В современной традиции при утере многих старинных понятий и предметов, под влиянием западноевропейских иллюстрации возникло совершенно искаженное зрительное представление о Бабе Яге - будто она летит на метле.

Читаем сказки: Баба Яга в ступе едет (летит), пестом погоняет (упирает), а помелом след заметает.

Ступа и пест - два древнейших орудия труда, сакральные предметы, связанные не только с измельчением зерна в муку, но - крайне важно! - являющиеся символом соития мужчины и женщины. Ступа и пест - древнейшие жреческие атрибуты, связанные с поклонением женским божествам. Движение песта в ступе имитирует движение в половом акте.

Помело замыкает триаду жреческих атрибутов. Помело - это совсем не метла. Обращаемся к авторитету Владимира Ивановича Даля: «Помело - пук мочал или тряпья, ветоши, или хвойнику, на помелище для обмёту печного поду, под посадку хлебов».

В русской печи огонь зажигали на поду, когда дрова прогорали, угли сметали в сторону - и в раскалённую, но чистую печь, на капустные листья, сажали хлебы.

Хлебы в данном случае - символ рождения детей. Недаром про детей говорят, словно о хлебе: «растёт как на дрожжах».

Пест и ступа - символ соития, помело готовит раскалённую печь для посадки хлебов - рождения детей.

Отрешитесь от современных иллюстраций, от знакомых с детства кинообразов, созданных Георгием Милляром, и попытайтесь приблизить к себе древнейший, могучий образ человеческой психики с её узким сознанием и огромной сферой непознанного, с глухим подсознанием, тёмной властью над соитием, зачатием и деторождением - всё это в дремучем лесу, в безусловном подчинении инстинктам - тогда мороз пробежит по коже, сердце сожмётся от тайного предчувствия, искрой вспыхнет понимание верности пути.

Сказки, Всеслав

Previous post Next post
Up