Названия цветов

Feb 21, 2005 11:37

Поискала в интернете, объединила несколько существующих списков, дополнила двумя словарями, в том числе Далем, кое-что перевела с английского. Смесь получилась гремучая, и "салонных" терминов, и "народных", но ведь магово-гуляфный ничуть не хуже орельдурсового. :)


Авантюрин - багровый, тёмно-красный.
Аврора - устрично-розовый.
Аделаида - красный оттенок лилового. По другим источникам, темно-синий. В 40-50-х годах XIX в. употреблялось в печати: встречается у Тургенева ("цвета аделаида, или, как у нас говорится, оделлоида") и Достоевского ("Так этот галстух аделаидина цвета? - Аделаидина-с. - А аграфенина цвета нет?").
Адрианопольский - ярко-красный, от названия краски, которую производили из марены.
Адского пламени, адского огня - лиловый оттенок красного. Или перламутрово-красный. Или черный с красными разводами. Встречается в модных журналах с конца 1820-х.
Алебастровый - бледно-желтый с матовым оттенком.
Ализариновый - цвет красных ализариновых чернил.
Альмандиновый - темно-вишневый.
Акажу - цвет "красного дерева", от франц. аcajou.
Амарантовый - цвет, близкий к пурпурному, фиолетовому. От названия растения "амарант" - красота, бархатник, бархатка, петуший гребень (щирец - красная трава). Или же цвет древесины розового дерева, сиренево-розовый, светло-лиловый.
Амиантовый - цвет амианта (разновидности асбеста): белесый, грязновато-белый. Чаще всего - о цвете неба.
Арлекин, арлекиновый - разноцветный, пёстрый (в начале XIX века так называлась ткань из разноцветных треугольников)
Аполлон - ярко-золотой.
Бабета - зелёный с белым отливом. ("Московский телеграф", т. 30).
Багдад - розоватый, цвета кирпичной пыли.
Бакановый (баканный) - от «бакан» - багряная краска, добываемая из червца; поддельная, из марены и др.
Багор (багр, багрец, багрецовый) - густо-красный с синеватым оттенком)
Базарного огня - определение оттенка почти невозможно ввиду сложности ассоциаций, возникающих в связи с этим названием: огненно-красный с примесью желтовато-синего или серого. Название возникло в конце XIX в. - в память о страшном пожаре на благотворительном базаре в Париже в мае 1897 г., когда в огне и дыму погибло немалое число народу.
Барканский - один из оттенков красной гаммы (от "баркан" - плотная прочная шерстяная ткань, узорчатая и гладкокрашеная, применявшаяся для обивки мебели вместо дорогого шелкового штофа)
Бистровый - густой коричневый, бурый (от "бистр" - прозрачная коричневая краска из древесной сажи, смешанной с растворимым в воде растительным клеем).
Бедра испуганной нимфы - оттенок розового. Возможно, возникло в начале ХIХ века с появлением нового сорта роз. (Существует еще цвет "бедра нимфы". Это бледно-розовый, нимфа спокойна.) По другим сведениям, это был розовый с примесью охры. Таким цветом при императоре Павле красили подкладку военных мундиров. Но так как ткань для офицеров и солдат была разной по качеству, офицерский оттенок звался "бедром испуганной нимфы", а солдатский - "ляжкой испуганной Машки".
Берилловый - по названию берилла, прозрачного зеленовато-голубого камня.
Бисквитный - нежный серовато-зеленый.
Бискр - цвета желтоватой кожи для обивки мягкой мебели.
Бисмарк-фуриозо - коричневый с красный отливом.
Бисной - седой, серебристый.
Бистровый - цвет бистра, густой коричневый, бурый.
Бланжевый, или планшевый (от фр. blanc - белый), - кремовый оттенок белого. У Даля - тельный, телесный цвет.
Блез - зелёный с белым отливом. ("Московский телеграф", т. 30).
Блё-д-амур - голубовато-серый (от фр. bleu d’amour, встречается у Тургенева в "Записках охотника").
Блё-раймондовый - оттенок синего цвета (от фра. bleu "синий" + имя Raymond).
Блокитный - сине-голубой. По-украински «блакитный» - именно голубой.
Блондовый - то же, что белобрысый (светловолосый, блондин). Светлый с золотистым отличвом, по названию кружев "блонд".
Болкатый - черный, темный.
Бордоского вина - красно-фиолетовый.
«Борода Абдель-Кадера», или «борода Абдель-Керима» - материал цвета белого с черным оттенком и серым отливом.
Бристольский голубой - ярко-голубой.
Бронзовая броня - зелёный цвет с фиолетовым отливом ("Московский телеграф", т. 30).
Броный - бело-серый.
Брусничный - когда-то означало зеленый (по цвету листа брусники).
Брусьяный, брусвяный - красный, багряный, цвета брусники.
Брюхо жирафа - сочетание светло-коричневого и желтого с рыжеватым оттенком.
Брэнсолитеровый - оттенок коричневого.
Буланый - серо-бежевый.
Бурнастый - то же, что бурый.
Бусый - темный голубо-серый или серо-голубой.
Вайдовый - синий. Вайда использовалась вместо индиго.
Везувий - оттенок оранжевого ("Это ничто иное, как оранжевый цвет, впадающий в пунсовый", "Модный магазин", январь 1862 г.).
Веселая вдова - оттенок розового.
Вердепешевый - желтый или розовый оттенок зеленого (похож на зеленый персик).
Вердепомовый - светло-зелёный, цвет незрелых яблок.
Вердигри - зелено-серый, от франц. vert-de-gris.
Вердрагоновый - оттенок тёмно-зелёного, от франц. vert dragon.
Вермильон - ярко-красный, цвета алой киновари, от фр. vermillion.
Винный - желтовато-красный.
Влюбленной жабы - зеленовато-серый.
Волосы королевы - "Надо признаться, что королева эта имела странный цвет волос, потому что cheveux de la reine ничто иное светлый гавана, т.е. серый с коричневым отливом или в роде того. Как бы то ни было, только цвет этот нравится и его употребляют, с большим успехом, для шляп и платьев" ("Модный магазин", 1862)
Вороний глаз - черный. Его рекомендовали для модных фраков. Добиться этого оттенка можно было, используя только высококачественную шерсть (низкосортная пряжа со временем приобретала рыжеватый оттенок).
Вощаный - цвет воска, от желто-серого до янтарно-желтого.
Выдровый - грязновато-зелёный.
Гавана - серый с оттенком коричневого или наоборот.
Гаити - или розовый, или ярко-синий. "Последний цвет есть яркий розовый и называется вероятно потому гаитянским, что в Гаити бывает большая жара" ("Московский телеграф", 1826 г.)
Гарибальди - тёмный оранжевый, переходящий в лососёво-розовый.
Гвоздичный - серый.
Гелиотроповый - цвета гелиотропа, темно-зеленый с пятнами красного или желтого цвета. Или же как цветок гелиотропа, серовато-лиловый.
Гиацинтовый - цвета гиацинта (камня), красный или золотисто-оранжевый.
Гиенова кожа - оттенок черного.
Голова негра - с XVIII столетия выходцы из Африки достаточно часто встречались на московских или петербургских улицах, поэтому один из коричневых оттенков получил такое название.
Голубая Элодия - оттенок голубого, по цвету платья героини романа "отшельник" виконта д'Арленкура.
Голубиной шейки - оттенок серого.
Гороховый - серый или грязно-желтый.
Гортензия - нежно-розовый.
Гри-де-лень - розовато-серый (от фр. gris de lin, встречается у Тургенева в "Записках охотника").
Гридеперливый - жемчужный оттенок серого.
Гриздолиновый - серый в полоску, от фр. gris d'un ligne
Грозелевый - красно-черный, смородиновый.
Гулинный - фиолетовый. По другим источникам - вариант слова "ангулинный", т.е. темный, черный.
Гуляфный - красный, цвета спелых ягод шиповника или красной розы. Но встречалось и определение этого цвета, как "розового".
Гусиного помета (мердуа) - желто-зеленый с коричневым отливом.
Далия - возможно, темно-красный.
Двуличневый - с преливом, как бы двух цветов с одной стороны.
Девонширский коричневый - светло-жёлтый
Дети Эдуарда - оттенок розового. (Дети Эдуарда IV, умершие в Тауэре?)
Джало санто - желтый, полученный из незрелых ягод крушины или жостера.
Дикий, дикенький - светло-серый.
Драконьей зелени - очень темный зелёный.
Дроковый - желтый, цвет краски из цветка дрока.
Дымный - устаревшая форма слова «дымчатый».
Египетский коричневый - цвета мускатного ореха.
Жандарм - оттенок голубого. Слово появилось в конце ХIХ в. благодаря цвету жандармской формы.
Жаркий - оранжевый, насыщенно-оранжевый.
Железный - примерно то же, что нынешнее «стальной».
Жженого кофе - сложный оттенок коричневого.
Жженого хлеба - сложный оттенок коричневого.
Жиразол - молочный с радужным отливом, жиразол -
старое название благородного опала.
Жирафовый - желто-коричневый.
Жирафового брюха - желто-коричневый и жёлтый с рыжеватым оттенком.
Жонкилевый - цвет нарцисса, золотисто-желтый или холодный желтый.
Зекрый - темный, светло-синий, сизый.
Зеленый Карла X - оттенок зеленого.
Зетинный - оливковый.
Змеиная кожа - оттенок зеленого.
Инкарнатный - цвет сырой говядины, от лат. сarneus, мясной.
Испуганной мыши - нежно-серый цвет.
Иудина дерева - ярко-розовый (У Иудино дерева, или багряника, цветы ярко-розовые).
Какао-шуа - цвет шоколада, красно-коричневый, ближе к коричневому.
Камелопардовый - желтовато-коричневый.
Капуциновый - цвет монашеской рясы, темно-коричневый с золотистым оттенком.
Кардинал на соломе - сочетание желтого и красного (так французская аристократия протестовала по поводу заключения в Бастилию кардинала де Роган в связи с знаменитым делом об "ожерелье королевы").
Кармазинный, кармезинный - насыщенно-красный, от франц. cramoisi, цвет старинного тонкого сукна кармазина.
Кармелитовый - светло-коричневый, как одеяния монахинь-кармелиток.
Карминный, карминовый - оттенок ярко-красного.
Кармелитовый, капуциновый - чистый оттенок коричневого.
Касторовый - темно-серый, цвета кастора, суконной шерстяной ткани.
Кастрюльный - красновато-рыжий, цвет начищенной медной посуды.
Кипенный, кипенно-белый - белоснежный, цвет кипеня - белой пены, образующейся при кипении воды.
КашУ - рекомендовали в качестве синего, а несколько позже его преподносили как ярко-красный. В толковых словарях этот цвет часто трактуется как табачный.
Клеопатра - пурпурный.
Колумбиновый - сизый, бледный серо-голубой, от фр. colombin, «голубь».
Конго - начищенного медистого золота.
Коричный - то же, что коричневый.
Королевский голубой - калька с фр. ble de roi, ярко-голубой.
Кошенилевый - ярко-красный, слегка малиновый.
Краплачный, краповый - ярко-красный, от нем. Krapplack, цвет краски крапплака, добываемой из корня марены.
Кумачовый - цвет кумача, ярко-красной хлопчато-бумажной ткани.
Купоросный - пронзительно-голубой, цвет раствора медного купороса.
Кубовый - синий, насыщенно-синий, от названия растения куб (оно же - индиго).
Куропаткины глаза - светло-красный или насыщенно красно-оранжевый.
Лабрадоровый - цветa лабрадора, полевого шпата с красивым синим отливом.
Лавальер - желтовато-светло-коричневый. Вошел в моду в середине XIX столетия.
Лавендэловый - сине-лиловый, как цветок лаванды.
Лани (от названия животного) - желтовато-коричневый.
Лесных каштанов - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лилейный - нежно-белый, цвет белой лилии.
Лондонского дыма - тёмно-серый.
Лондонской грязи - тёмно-коричневый.
Лорд Байрон - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Лосинный - грязно-белый, цвета лосин.
Лягушки в обмороке - светлый серо-зеленый.
Магово-гуляфный - красно-розовый.
Маджента - ярко-красный, между красным и фиолетовым. Судя по тому, что в честь битвы при Сольферино в 1859 был назван один из цветов (см. ниже), а около города Маджента тогда же произошла еще одна битва, возможно, это название возникло тогда же.
Майский жук - цвет из красно-коричневой гамме с золотым отливом.
Маренго - поначалу коричневый с вкраплениями белого, затем черный с вкраплениями серого, затем серый с вкраплениями черного. Название появилось после битвы при Маренго в 1800 году. По одним сведениям, именно такого цвета были брюки Наполеона, по другим - ткани местного производства ручной работы были главным образом темно-серого цвета.
Маренго-клер - светло-серый. Появился во второй половине XIX века.
Марин, марина - цвет светлой морской волны, от франц. marine, морской.
Мария Луиза - голубой, цвета каламина (ярко-голубого минерала).
Маркизы Помпадур - оттенок розового. Она принимала активное участие в работе над созданием севрского фарфора. Редкий розовый цвет, полученный в результате многочисленных экспериментов, назван в ее честь - Rose Pompadour.
Массака - темно-красный с синим отливом. Встречается в "Войне и мире", правда, там он «масака»: "На графине должно было быть масака бархатное платье".
Медвежий (он же медвежьего ушка) - темно-каштановый оттенок коричневого.
Мексиканский - голубо-стальной.
Мов - розовато-лиловый, светло-сиреневый.
Мордоре, мардоре - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом. Название происходит от фр. more d'ore, буквально «позолоченный мавр». Этот цвет был особенно модным в первой половине XIX века.
Московского пожара - похож на цвет давленой брусники.
Мурамный, муаровый - травянисто-зеленый.
Муругий - рыже-коричневый, цвет опавшей гниющей листвы.
Мусорный - грязно-серый.
Накаратовый, накаратный - оттенок красного, "жаркий", алый. От франц. naca-rat.
Наваринского пламени с дымом (или дыма с пламенем) - темный оттенок серого, модный цвет сукна, который появился после победы русских над турками в Наваринской бухте в 1827-м. Упоминается в «Мертвых душах». По одному варианту, Чичиков просит показать сукно «цветов темных, оливковых или бутылочных с искрою, приближающихся, так сказать, к бруснике», по другому - он желает получить сукно «больше искрасна, не к бутылке, но к бруснике чтобы приближалось». А на картинке в «Московском телеграфе» «фрак суконный, цвета наваринского дыма» - коричневый. Цвет с пламенем, очевидно, обозначает более светлые оттенки.
Наваринский голубой - оттенок ярко-голубого ("Московский телегаф", 1828 г.)
Небо в Индии - сине-голубой.
Нефритовый - насыщенный золотисто-жёлтый, как некоторые сорта чая.
Нанковый - грязно-жёлтый, по цвету привозимой когда-то из Нанкина хлопчатобумажной ткани.
Нильской воды - оттенок зеленого. Встречается у Золя.
Облакотный - цвета облака.
Оброщеный - багряный.
Орлецовый - красно-вишнево-розовый, цвета орлеца.
Опаловый - молочно-белый, матово-белый с желтизной или голубизной.
Ордена подвязки - оттенок голубого, "будет самый модный нынешнею зимою" (Библиотека для чтения", т. 19, 1836 г.)
Орельдурсовый - темный коричневый с рыжеватым оттенком.
Орлеановый - темно-оранжевый.
Орлецовый - вишнево-розовый, цвета орлеца, красного родонита.
Осиновый - зеленый с сероватым оттенком.
Офелия - розовато-лиловый.
Офитовый - цвета офита, зеленоватого мрамора.
Охотничьей куртки - серый с жемчужным отливом.
Павлиний - синевато-лиловый.
Палевый - розовато-бежевый оттенок желтого, от франц. paille - "солома". Согласно Далю, палевый - соломенного цвета, бледно-желтоватый. Бело-желтоватый, изжелта-белый; желто-белесоватый; о лошадях: соловый и изабелловый; о собаках: половый; о голубях: глинистый. Карамзин воспевал палевые сливки.
Пансо - темно-красный, от фр. ponceau.
Парижская синь - ярко-синий.
Парижский голубой - cветло-голубой.
Парижской грязи - грязно-коричневый цвет. Появилось после знакомства публики с очерками Луи-Себастиана Мерсье "Картины Парижа".
Парнасской розы - оттенок розового с фиолетовым отливом.
Паука, замышляющего преступление - темный оттенок серого. По другим источникам - черный с краснотой.
Пелесый - темный, бурый.
Перванш - бледно-голубой с сиреневым оттенком, от фр. pervenche, "цветок барвинка".
Перенковый - персиковый, розовый.
Перидотовый - салатовый.
Перловый - жемчужно-серый, от фр. perle, перл, жемчуг.
Плавый - светло-желтый. У Даля - изжелта-беловатый, бело-желтый, соломенного цвета.
Померанцевый - апельсиновый с розовым.
Помпейский - пунцовый.
Попугайный - зеленый с синеватым оттенком.
Порфирный, порфировый - пурпурный.
Последний вздох жако - желто-рыжий. Возможно, потому, что перед смертью глаза попугая жако желтеют.
Потупленные глазки - возможно, оттенок розового.
Празеленый - иссиня-зеленоватый.
Праземный - цвета празема, светло-зеленого кварца.
Прапруд - красный цвет торжественного царского одеяния.
Прюнелевый - оттенок черного, получил название по цвету спелых ягод тутовника; сначала оттенок связывался с тканью прюнель, бывшей когда-то только черной.
Прюн-моисье - цвет мякоти сливы, от фр. "prune moitite", половинка сливы.
Пукетовый - (от испорченного "букет"), расписанный цветами. У Островского: "Ты мне подари кусок материи на платье да платок пукетовый, французский".
Пунцовый - ярко, густо или темно-алый (червчатый).
Пюсовый - бурый, коричневый оттенок красного, цвет раздавленной блохи - от французского puce - "блоха". Новый словарь русского языка описывает его как просто темно-коричневый. (Были также оттенки "блоха в обмороке", "блошиное брюшко" и - врут, наверное, - цвет "блохи в родильной горячке").
Райской птицы - соломенно-желтый. "В театре, дамы, которые одеваются хорошо, бывают в гроденаплевых платьях, цвета желтого - райской птички" ("Московский телеграф", 1826 г.)
Ранжевый - то же, что оранжевый.
Резвая пастушка - оттенок розового.
Рвота императрицы - оттенок коричневого.
Редрый - бурый, рыжий, красноватый.
Розмариновый - сиренево-лиловый.
Розовый пепел - нежно-серый цвет, отливающий в розовый.
Русской кожи - "не что иное, как неисчерпаемый гавана, в другом оттенке" ("Модный магазин", 1862).
Рюи Блаз - красно-желтый, "в роде красной меди или красно-желтаго, по просторечию - кастрюльный".
Савоярский - цвет из красно-коричневой гаммы с золотым отливом.
Саксонский зеленый - цвет зеленого мейссенского фарфора.
Саксонский синий - цвет синего мейссенского фарфора.
Санкирный - светло-телесный (санкирь - краска, использовавшаяся художниками при изображении лица или открытого участка тела).
Сардий - густо-красный.
Семги - оттенок розового.
Селадоновый - серовато-зеленый.
Серизовый, сризовый - вишневый, (от фр. cerise вишня).
Серпентиновый - темный красно-коричневый с зеленым оттенком.
Сизый - цвет голубя.
Силковый - голубой, васильковый.
Сине-алый - темно-фиолетовый.
Синетный - церковное слово, означающее "сплошь синий".
Синявый - с синим отливом.
Скарлатный - ярко-красный, от англ. scarlet.
Смурый - коричневый оттенок серого, грязно-серый.
Соловый - серый. По этому цвету назван соловей.
Сольферино - ярко-красный. Назван в честь битвы при Сольферино в австро-итало-французской войне в 1859.
Сомо - розовато-желтый. Встречается в "Войне и мире".
Спартак - оранжево-красный.
Старой розы - грязновато-розовый, ненасыщенный цветом.
Стризовый - ярко-красный.
Сюрприз дофина. Он же - цвет детской неожиданности. По легенде в Париже принялись красить ткани в цвет обделанных пеленок после того, как Мария Антуанетта продемонстрировала придворным своего только что рожденного двухчасового сына, который перед ними "оскандалился".
Танго - оранжевый с коричневым оттенком, по другим источникам - оранжевый с красным оттенком. Впервые упоминается в тексте музыкального спектакля "Креольское правосудие", 1897 г. По другим данным, получил название в честь цвета платья, в котором в начале XX в. танго исполнялось на эстрадной сцене.
Таусинный - синий, от слова "павлин". Синевато-лиловый. Согласно Далю - темносиний, согласно Новому словарю русского языка - темно-синий с вишневым отливом. Есть варианты тагашинный, тагашовый.
Терракотовый - коричневый оттенка красного кирпича, ржавчины.
Трокадеро - оттенок желтого.
Тукановый - оттенок оранжевого, вошедший в моду в конце 1820-х, "Названный по имени тукана, бразильской птицы, у которой шея оранжевого оттенка" ("Московский телеграф", т. 30).
Турмалиновый - темно-малиновый, цвета полудрагоценного камня турмалина.
уста любви - ярко-розовый.
Фернамбук - изжелта-красный, краска, добываемая из древесины фернамбука.
Фисташковый - грязновато-зеленый.
Флорентийский - жёлтый с бронзовым отливом.
Фрез, фрезовый - цвет земляники, светло-малиновый. Согласно Новому словарю русского языка - розовый с сиреневым оттенком. От франц. fraise, земляника.
Фрейшюц - оттенок красного, цвет шляпы героя оперы Вебера "вольный стрелок".
Фуксии - насыщенный розовый.
Цианинный - оттенок зелёного.
Цинковый - цвета цинка, синевато-белый.
Червчатый - смесь багряного с синим, ярко-малиновый.
Чермной - искрасна-рыжий.
Чесучовый - цвета чесучи, желтовато-песочной шелковой ткани.
Чижиковый - оттенок жёлтого ("модный цвет лощёных перчаток - чижиковый", "Московский телеграф", т. 30, 1829 г.).
Шампань - прозрачно-желтый, цвета шампанского.
Шамб, шамовый - светлый рыже-коричневый, от фр. chameau, "верблюд".
Шамуа - светлый рыже-коричневый, светло-желтый, цвет замши, от фр. chamois, "замша".
Шанжан - цвет с переливающимися оттенками
Шарлах - ярко-красный, от названия краски.
Шартрез - жёлто-зелёный.
Шмальтовый - голубой, от названия краски, которую делали из толченого синего стекла (смальты).
Эвелиновый - голубой.
Экрю - цвета слоновой кости или небеленого полотна, серовато-белый.
Электрик - яркий голубой, синий с сероватым отливом.
Электрон - ярко-голубой с прозеленью.
Эстерхази - серебристо-серый.
Юбагрый (убагрый) - багровый, светло-багряный; светло-синий.
Юфтевый - желтовато-светло-коричневый. Цвет юфти был широко распространен в первой четверти XIX века.
Японской розы - цвета раздавленной клубники.
Яхонтовый - красный, фиолетовый или темно-голубой.

Хм-хм.. А ведь можно было бы предположить, что цвет "мордоре" - черный. :)

дамское счастье, fashion - цвет

Previous post Next post
Up