Сейчас в Москве проходит Международная Биеннале графического дизайна "Золотая пчела 11". Специальный гость - Школа Визуальных Искусств (SVA) представляет выставку “Underground Images: School of Visual Arts Subway Posters, 1947 to the Present.” Это - более 50 постеров, из огромной коллекции плакатов, которые создавались преподавателями SVA на протяжении более 60 лет для продвижения университета и экспонировались в Нью-Йоркском метро. Выставка предлагает взглянуть на историю колледжа и коллективный талант его нашумевшего факультета Дизайна и Иллюстрации. Наш корреспондент в США Елена Честных встретилась с Бет Клебер, возглавляющей архивы SVA, чтобы расспросить её об этом необычном проекте.
Расскажите об истории "Subway Posters"?
Автор идеи "Subway Posters" Сайлас Родос - основатель Школы Визуальных Искусств. Университет открылся в 1947 году, тогда он назывался Школа Карикатуры и Иллюстрации, и своей задачей ставил подготовку дизайнеров. Плакаты, рекламирующие университет создавались с момента основания школы, но рекламная компания в метро началась в конце 1950-х, после того, как университет была переименован в Школу Визуальных Искусств. Тогда была задумана комплексная гуманитарно-научная учебная программа и поставлена более широкая цель воспитания художников, работающих в самых разных дисциплинах и медиа. Родос был вдохновлен уличными плакатами в Париже, которые французские художники создавали для продвижения своих выставок и решил, что нечто подобное в Нью-Йоркском метро может оказаться очень эффективным и охватить широкую аудиторию потенциально заинтересованных в художественном образовании. Школа Визуальных Искусств была основана на принципе, и это всегда подчёркивается, что студенты должны учиться у признанных профессионалов. Университет очень гордиться своими преподавателями и "плакаты для метро" создавались и продолжают создаваться известными художниками. Безусловно, один из главных посылов этого проекта заключается в том, что если вы придёте учиться в SVA, вы будете учиться у художников, которые сделали эти плакаты. "Subway Posters" один из наиболее общественно значимых и длительных арт проектов, который SVA представляет широкой Нью-йоркской общественности на протяжении шести десятилетий. Около 50-ти легендарных художников приняли участие в этом проекте, сделано более 150 плакатов и их число постоянно растёт.
Скажите несколько слов о наиболее интересных и известных художников, участвовавших в проекте?
Плакаты 1950 -1970гг выполнялись в широком диапазоне, от отчетливо американского, основанного на европейском модернизме, стиле ( Иван Чермаев, Тони Палладино) и эклектичных и остроумных работ "Push Pin Studios" (Милтон Глэйзер, Пол Дэвис, Джеймс Макмаллан) до нео-экспресивных иллюстраций (Роберт Уивер, Фил Хейс и Боб Гилл). Одни художники , такие как Милтон Глейзер и Гейл Андерсон, участвовали в проекте с самого начала и создали много плакатов. Многие из этих художников продолжают работать над этим проектом до сих пор. Другие преподаватели присоединились позднее, в том числе Паула Шер, Джерри Мориарти, Марвин Маттелсон, Джеймс Виктор, Стефан Сагмейстер, Мирко Илич, Карин Голдберг, Луиза Фили, и Виктор Коэн и многие другие.
Есть ли какие-то правила, концепция или определенный стиль, которым художники должны следовать?
Я думаю, что этот проект привлекает художников возможностью свободно выразить своё понимание того, что это означает - быть художником. Безусловно, для это уникальная возможность показать своё творчество миллионам пользователей Нью-йоркского метро. Иллюстраторы и дизайнеры подходят к проекту как к особой и очень творческой художественной возможности. Ранние плакаты были более концептуальными и символичными, нарочито смелыми и энергичными, чтобы их хорошо было видно из вагонов метро. Недавние работы, таких художников как Маршалл Арисман, Дэвид Сандлин, и Натан Фокс напротив, ориентированы на тех пассажиров, которые ожидают свои поезда на платформах и предлагают зрителю более подробное и сложное повествование. Несмотря на то, что постеры очень различаются стилистически и художникам всегда давалась огромная свобода относительно выбора и интерпретации текста, тем не менее, плакаты имеют одно важное сходство - это чуткость и способность вызывать отклик. Художники выстраивают диалог со зрителем через сочетание интригующей визуальной идеи и провокационности. И этот подход напоминает о том, что художник никогда не должен успокаиваться.
Какое воздействие этот проект оказал на визуальную и рекламную культуру Нью-Йорка?
SVA был первым университетом, который начал свою рекламную компанию в метро, и главный акцент был сделан на художественное качество. В начале 1950-х, до появления первого плаката SVA, реклама содержала много текста и мало искусства, только открытое коммерческое сообщение.
Расскажите об участии SVA в Московской бьеннале "Золотая пчела 11"?
Идея показать “Underground Images " на Московском Бьеннале графического дизайна принадлежит Мирко Иличу - преподавателю SVA и члену жури конкурса "Золотая пчела 11" . Он представил этот проект Сергею Серову, президенту бьеннале и вместе с Энтони П. Родос, креативным директором проекта " Subway Posters" и Фрэнсисом Ди Томмазо, директором SVA галереи курирует эту выставку. Проект "Subway Posters"ранее уже был показан в Словении, Сербии, Китая и Франции.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выставка идет в Центральном Доме Художника на Крымском Валу, 10, до 12 октября.
9 октября в 10.00, Майкл Грант, директор по коммуникациям SVA, выступит с презентацией университета и истории проекта "Subway Posters". В 13.00 Мирко Илич расскажет о своём творчестве и его последней книге "Lettering Large: The Art and Design of Monumental Typography". Лекции состоится в Центральном Доме Художника, Крымский Вал, 10, Москва.
Версия интервью в оригинале \ read also in English