3 августа Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отклонила апелляционные жалобы Губернатора Петербурга Георгия Полтавченко и Законодательного Собрания города на
решение Санкт-Петербургского городского суда, который 13 апреля этого года признал недействующим пункт 1.5 главы 1 Приложения № 2 к Закону Санкт-Петербурга № 820-7 «О границах зон охраны…». Оспоренная норма предусматривала возможность нарушения исполнительными органами власти и застройщиками режимов зон охраны при строительстве так называемых объектов, имеющих «особое значение».
Знаменательно, что Губернатор Петербурга Георгий Полтавченко считает, что петербуржцы вообще не являются участниками градостроительной деятельности, поэтому обжаловать Закон о границах зон охраны не могли. Оспоренный пункт Закона (в редакции до 13.07.2014 был пунктом 1.7) неоднократно применялся исполнительными органами государственной власти Петербурга с целью отклонения от режимов использования земель для строительства чисто коммерческих объектов под видом объектов, якобы имеющих особое значение для города.
На основании этого пункта было уничтожено
историческое здание на Загородном пр., д. 19, построены здания в г. Пушкине на ул. Архитектора Данини для ЖК «Самое сердце» с превышением высотного регламента, планировалось снести около 300 исторических зданий в кварталах реновации 55 Тихорецкого пр.,
1-5 Сосновой Поляны, Нарвской Заставы, территории Военно-морского городка в пос. Песочный и квартала на Лиговском пр., комплекс Риверсайд, испоганивший охраняемую панораму Невки и стрелки Каменного острова, а также другие проекты.
В последней редакции пункт 1.5 с 13.07.2014 ни разу не был применён, за исключением попытки предоставить отклонения для строительства социальных учреждений с отклонением от режимов, в частности для Военно-медицинской академии, что обсуждалась на Совете по сохранению культурного наследия 21 сентября прошлого года. А с 25 сентября этот пункт 1.5 вошёл в противоречие с федеральным законодательством, т. к. вступило в силу постановление Правительства РФ от 12.09.2015 № 972 об утверждении нового Положениях о зонах охраны объектов культурного наследия, которое запретило вообще отклонения от предельных параметров режимов в зонах охраны.
Также с 2016 г. отклонения от предельных параметров запрещены частью 2 статьи 40 Градостроительного кодекса РФ для территорий исторических поселений, которым является Санкт-Петербург. Но сам пункт 1.5 противоречил законодательству и раньше, так как не предусматривал проведения публичных слушаний (обязательных согласно ст. 40 Градостроительного кодекса) и нарушал пункт 29 старого Положениях о зонах охраны 2008 г., которым для получения разрешения на отклонение требовалось согласование Минкультуры России и Законодательного Собрания Санкт-Петербурга - все перечисленные выше конкретные проекты получили разрешение на отклонение от режимов без этих необходимых согласований.
Сам по себе пункт 1.5 был чисто коррупциогенной нормой, которая допускала подобные отклонения для каких-то особых объектов. При этом до сих пор в федеральном и региональном законодательстве нет такого понятия как «особое значение для развития». При том что в России провозглашён безусловный приоритет охраны объектов культурного наследия, который никак не может быть принижен для каких-то «особых объектов».
Пункт 1.5 был признан незаконным и недействующим по заявлению градозащитников из Группы ЭРА и РОО «Охтинская Дуга», интересы которых в суде представляла одна из активисток ИГ «Аракчеевские казармы». Административные истцы выражают благодарность ряду депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга за помощь, которую они оказывают в борьбе с нарушением закона, в особенности Алексею Ковалёву и Максиму Резнику, а также членам ИГ «Аракчеевские казармы».