Как известно, 11 марта в КГИОП и архитектурной мастерской «Студия 44» состоялось обсуждение концепции приспособления дома Абазы, разработанной Никитой Явейном. Мнения по концепции разделились, и было принято решение 25 марта участниками встреч в КГИОП и «Студии 44» осмотреть дом Абазы, чтобы выяснить его состояние. Никита Явейн 11 марта лично пригласил всех участников обсуждения концепции. Но накануне посещения дома архитектор Никита Явейн по согласованию с представителем инвестора изменил своё решение относительно участия в осмотре представителя Группы ЭРА, методы и мнения которой они не разделяют.
Первый двор дома Абазы от наб. р. Фонтанки. Фото 25.03.2016
25 марта около часа дня у дома Абазы стали собираться его защитники в лице Людмилы Зверовой, представители «Студии 44» во главе с Никитой Явейном, представитель ВООПИиК Александр Кононов и представители инвестора ООО «Фонтанка-Отель» в лице Валерия Котлова. Пришёл туда и представитель Группы ЭРА Николай Лаврентьев,
который участвовал в совещании в Студии 44 и не постеснялся открыто критиковать концепцию приспособления дома Абазы под отель, которая не отвечает действующему законодательству. Первый двор дома Абазы от наб. р. Фонтанки. Фото 25.03.2016
Однако, пускать представителя Группы ЭРА Валерий Котлов при поддержке охранника категорически отказался. В нашем распоряжении есть видеозапись этого пикантного процесса не допуска на объект, при том, что согласно статьи 44 Конституции Российской Федерации доступ на объекты культурного наследия должен быть если не свободный, то, по крайней мере, не зависящий от личных пристрастий арендатора. Видео по ссылке:
https://youtu.be/YvS18YDS7As Click to view
Участники встречи констатировали, что г. Котлов чем-то напоминает директора другой скандально известной строительной фирмы - ООО "Воин-В" Олега Глущенко.
Сам господин Явейн неоднократно замечен в скандальных и сомнительных проектах, которые связаны с нарушением закона - это реконструкция здания Главного штаба с перекрытием дворов и надстройками; строительство уродливого гостиничного комплекса в зонах охраны Петергофа близ собора Петра и Павла; ещё более уродливая концепция приспособления Михайловской дачи на Петергофской дороги с так называемым «яйцом» выпирающим из земли и видимым с Петергофского шоссе; так называемый «Кривобеременный чемодан» - БЦ «Линкор» на Петроградской наб., 34 и др.
Первый двор дома Абазы от наб. р. Фонтанки. Фото 25.03.2016
То есть, Никита Явейн уже достаточно много реализовал в нашем городе уродливых и сомнительных проектов. Продолжить свою рискованную проектную деятельность он планирует в доме Абазы, очевидно, что Группы ЭРА и защитники дома могут помешать этим планам и выгодный заказ «Студия 44» тогда не получит. Тем не менее, демарш с Группой ЭРА, устроенный Явейном и представителем инвестора Котловым, напротив, способствует более активно бороться с незаконными планами по приспособлению дома Абазы под 100 номеров отеля.
Первый двор дома Абазы от наб. р. Фонтанки. Фото 25.03.2016
Однако, некоторые градозащитники продолжают сетовать, что концепция Явейна вполне может быть реализована. Потому что, если её не реализовать, инвестор уйдёт с этого объекта и здание, находящееся в довольно плачевном состоянии, продолжит разрушаться. С такой позицией не согласны Людмила Зверева и Группа ЭРА, поскольку концепция нарушает федеральное и местное законодательство, предметы охраны.
Второй двор дома Абазы от наб. р. Фонтанки. Фото 25.03.2016.
Никита Явейн в своей PR-кампании по продвижению концепции декларирует завораживающий слоган «Мы сохраним капитальные стены». Однако, на деле планируемая надстройка трёх-четырёх этажей (вместо одного-двух советских) с консольным нависанием над тремя-четырьмя историческими потребует не только замены деревянных междуэтажных перекрытий, но и частичной (путем замены исторической кладки современными материалами) или полной утраты капитальных стен с целью усиления их несущей способности.
Сохранившаяся одна из 4-х лестниц дома Абазы. Фото 25.03.2016.
Кроме того, не определено, не просчитано влияние концепции приспособления дома Абазы на соседние здания. В инвестиционном договоре отсутствует обязательное укрепление фундаментов и конструкций зданий, непосредственно примыкающих к дому 23 по наб. реки Фонтанки.
Сохранившиеся фрагменты лепнины в бывшем музыкальном салоне Абазы, где была впервые исполнена опера Петра Чайковского "Евгений Онегин". Фото 25.03.2016.
Дом Абазы находится в собственности города. Если инвестор не желает соблюдать закон и планирует реализовывать то, что невозможно реализовать без уничтожения предметов охраны и исторических стен, то такого инвестора надо гнать в шею из Петербурга, запретив его всякую подобную деятельность раз и навсегда.
Сохранившиеся фрагменты лепнины в бывшем музыкальном салоне Абазы, где была впервые исполнена опера Петра Чайковского "Евгений Онегин". Фото 25.03.2016.
При этом имеются и альтернативы проекту гостиницы: 1) под музейный комплекс, например, в городе отсутствует музей декабристов; 2) под размещение коллекции музыкальных инструментов и музыкального фонда музея театрального искусства, восстановление музыкального салона, музыкального лектория; 3) под размещение библиотеки Маяковского, основное здание которой - бывшее подворье Троице-Сергиевой Лавры - хотят вернуть РПЦ. Дом Абазы безболезненно можно приспособить под музейные или библиотечные функции без существенных надстроек и создания подземного пространства.