Перед Новым годом, 18 декабря 2013 г. в администрации Кировского района и после Нового года 15 января 2014 г. в администрации Калининского района состоялись приёмы жителей районов председателем Комитета по градостроительству и архитектуре правительства Санкт-Петербурга Олегом Рыбиным, который одновременно занимает должность Главного городского архитектора. В ходе этих встреч выяснилось, что глава КГА считает возможным не соблюдать законы Санкт-Петербурга и Российской Федерации, а также непонятно - для чего чиновник занимает должность Главного архитектора города!
На приём 18 декабря пришли жители Кировского района, проживающие в кварталах реновации - это территория Нарвской Заставы и квартал 2А Ульянки у парка Александрино. А 15 января к Главному архитектору пришли жители кварталов 55 Тихорецкого пр. , 43 Полюстрово, 38 Полюстрово, жители которого переставляли себя сами, но все вопросы и тексты были согласованы с опытными градозащитниками до запятой.
В обоих приёмах приняли участие градозащитники: активист Группы ЭРА Николай Лаврентьев и председатель РОО «Охтинская Дуга» Елена Малышева, которые в Кировском районе представляли по доверенности жителей квартала 2А Ульянки, а в Калининском районе представляли те кварталы, в которых проживают сами градозащитники.
Вопросы, которые удалось задать Олегу Рыбину 18 декабря и 15 января касались разных тем: реновации кварталов за пределами центра, применение незаконных градостроительных регламентов, полномочий Главного архитектора, градостроительного законодательства Санкт-Петербурга и др. Однако, председатель КГА почти не смог ответить ни на один вопрос, а всё больше просил подавать ему письменные обращения.
Актуальной темой был выигранный жителями и градозащитниками 13 января суд против уплотнительной застройкиАлександрино. По данному вопросу 18 декабря Олег Рыбин сообщил, что поговорим после суда, а 15 января заверил, что решение суда будет КГА исполнено. Однако, как неоднократно писали градозащитники, ещё в 2010 г. по заявлению членов РОО «Охтинская Дуга» Елены Малышевой и Анны Черновой были признаны городским судом незаконными градостроительные регламенты ПЗЗ для зон охраны. В связи с чем, вести строительную и хозяйственную деятельность до принятия новых регламентов было нельзя. Но органы государственной власти старательно игнорировали решение суда и не исполняли его, продолжая выдавать градпланы земельных участков в зонах охраны с ненадлежащими параметрами.
В связи с неисполнением Правительством города решения горсуда, была предпринята попытка оспорить ряд градпланов, которые были выданы в обход решения суда. И в настоящее время жителями при поддержке Группы ЭРА и РОО «Охтинская Дуга» подано несколько заявлений в Куйбышевский районный суд об оспаривании градпланов в Александрино, Дёминском саду, на Фонтанке 161, Шпалерной 51, Мойке 102. По Александрино 22.05.2013 Куйбышевский суд удовлетворил требования заявителей, а 13.01.2014 решение вступило в силу. По Дёминскому саду 06.11.2013 суд также удовлетворил требования заявителей, а 05.02.2014 решение вступило в силу. По Шпалерной, 51 суд 07.02.2014 удовлетворил заявление. Таким образом, незаконная практика обхода решения горсуда также была раскрыта и получила оценку в решениях районного и городских судов.
Тем не менее, на вопрос о том намерен ли председатель КГА провести служебную проверку в Комитете на предмет выдачи незаконных градостроительных планов для территорий зон охраны. Олег Рыбин ответил, что не будет этого делать: …«я сейчас не могу ручаться, здесь надо разговаривать с юристами, потому что в одностороннем порядке отмена градостроительного плана, насколько я знаю, невозможна, либо по... обращению заявителя, либо по решению суда. Поэтому… тотально по одному судебному решению конкретному все остальные отменять, по-моему, нельзя». Таким образом, несмотря на незаконность градостроительных регламентов и незаконность нарушения решения горсуда, исполнительная власть Санкт-Петербурга всё равно не будет соблюдать закон.
Другой актуальный вопрос, который был задан жителями Нарвской Заставы 18 декабря и градозащитниками 15 января касался проблемы реновации. Как известно, на территории квартала реновации не может быть согласно ст. 46.1 Градостроительного кодекса РФ капитальных строений, которые не планируется сносить в ходе реализации программы; факт незаконности реновации для ряда кварталов был установлен ещё Прокуратурой города в 2010 г., однако, представление прокуратуры не исполнено до сих пор. Вначале Олег Рыбин сделал вид, что он не понял вопроса «Я не очень понял, по поводу», затем, после объяснений, сказал: «Ну, давайте, хорошо. Сделайте запрос о трактовке этой статьи». То есть вопрос всё-таки в трактовке, если власть не хочет соблюдать закон, она поднимает вопрос о трактовке закона?
Когда внимание председателя КГА было обращено на представление Прокуратуры города 2010 г., которое не исполнено.Олег Рыбин сказал: «Ну, давайте его... Если б оно, вопрос, как оно должно быть исполнено. Я думаю, что там всё-таки был какой-то ответ Прокуратуре, который её удовлетворил, так или иначе. Ну, Вы поймите, Вы сейчас просто говорите о том, что Прокуратура обратилась о несоответствии этой статьи, не действии, значит, то есть Прокуратура тогда, если уж логике Вашей следовать, должна просто взять и заставить отменить все 22 проекта планировки реновации. Этого же не случилось? Я вот о чём. Этого не случилось! Значит, этот запрос был удовлетворён. Давайте его поднимем, если Вы хотите, давайте запросы, и мы Вам его напишем, значит… Давайте ответим, значит, заявителям».
Ответ Прокуратуре по этому вопросу действительно был ещё за подписью Вице-губернатора Романа Филимонова, однако, к существу исполнения представления Прокуратуры это письмо не относится. Почему прокуратура не пошла дальше и не стала заставлять исполнять представление, а затем отменять проекты планировки - это уже другой вопрос. Однако факт незаконности реновации имеет место быть.
Еще один вопрос касался нормы ПЗЗ (Закон Санкт-Петербурга), которая запрещает разрабатывать проекты планировки и межевания с 01.01.2012 при отсутствии Региональных норматив градостроительного проектирования (РНГП). РНГП пока ещё не приняты, и данная норма ПЗЗ действует, таким образом, выпуск распоряжений о проектировании проектов планировки незаконен и запрещён. Однако, по мнению председателя КГА Олега Рыбина это не так: «Издаём. А потому что это не федеральный норматив, а это, это, в федеральном законодательстве такого нет, есть указание прокуратуры на этот счёт, если Вы про это не знаете, мы Вам тоже ответим на этот счёт, Вы нам только дайте нам его и всё! В ПЗЗ только в Петербурге этот закон действует, местный. Без РНГП нельзя утверждать проект планировки только в Петербурге. Федеральный норматив, это не предусмотрено».
Однако, градостроительная деятельность в России - это, согласно Градостроительному кодексу, предмет совместного ведения субъектов федерации и федерального центра. Региональные законы дополняют и расширяют федеральное законодательство, а также позволяют устанавливать конкретные нормы, относящиеся к особенности того или иного субъекта федерации. А ссылка Олега Рыбина на указание прокуратуры, по всей видимости, не соответствует действительности, т. к. нам неизвестно о существовании такого указания, и Прокуратура города в переписке с градозащитниками никогда на такое указание не ссылалась. Таким образом, председатель КГА считает, что можно не исполнять законы Санкт-Петербурга.
Один из вопросов касался разработки новых градостроительных регламентов для территорий зон охраны. Как уже было отмечено выше, существующие сегодня регламенты, признаны судом незаконными. И, как известно, сейчас разработан новыйПроект зон охраны, в котором имеются регламенты. Однако, как стало понятно после ознакомления с проектом - «новые» градрегламенты являются копией старых регламентов за исключением добавленных двух новых статей. То есть новый Проект зон охраны - это попытка власти узаконить старые регламенты, которые уже были признаны судом незаконными.
При этом эти «новые» регламенты, как следует из проекта зон охраны, разработаны КГА, однако, Олег Рыбин отказался признать, что это разработал его комитет. И 18 декабря попытался доказать, что это полномочия КГИОП, что градостроительные регламенты вообще не нужны для зон охраны, что это якобы следует из Градостроительного кодекса. Однако, признал свою не компетенцию в этом вопросе: «Вот давайте просто, я, конечно, юрист, но не настолько. Вы опять запрос мне дайте»,а 15 января вообще сказал: «Ну, хорошо. Мы Вам ответим».
Интересную позицию высказал Олег Рыбин в отношении должности Главного архитектора Санкт-Петербурга. Как известно одним из направлений работы КГА является формирование архитектурного облика города, в том числе, с этой целью существуетГлавный архитектор, который согласует объёмно-пространственные и архитектурные решения фасадов новых зданий. Однако, по мнению председателя Комитета, а также его юристов, которое высказывалось неоднократно в судах, эти полномочия номинальные и носят чисто рекомендательный характер, поскольку согласование архитектуры не требуется действующимГрадостроительным кодексом РФ. Таким образом, у КГА нет возможности по реализации полномочий по формированию архитектурного облика Петербурга.
Тем не менее, как уже было указано - градостроительная деятельность - это предмет совместного ведения РФ и субъектов федерации. Часть 1 статьи 4 градкодекса установила, что законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения, в том числе, по архитектурно-строительному проектированию, то есть архитектурное проектирование также должно регулироваться.
Тем более, наш город является историческим поселением и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО, а также у нас установлены, применительно к объектам культурного наследия, зоны охраны с соответствующими режимами. А градостроительные регламенты в зонах охраны и для исторического поселения должны содержать не только общие параметры, но и требования к стилистике фасадов новых зданий. Но, очевидно, кому-то выгодно, чтобы формирование архитектурного облика Петербурга носило рекомендательный характер и не имело юридической силы. В принципе появление в городе как грибов всё новых и новых стеклянно-бетонных «уродов» в исторической и архитектурной среде, подтверждают мнение Олега Рыбина, что это «рекомендательное решение Главного архитектора».
Последний важный вопрос затронул значение градостроительных планов, которые КГА выдаёт на земельные участки, в том числе в зонах охраны, где это делать нельзя. Однако, при оспаривании данных градпланов в судах, КГА придерживается позиции, что эти документы не могут быть предметом судебного обжалования, так как градплан, по мнению юристов Комитета,«представляет собой сводную информацию, находящуюся в распоряжении органов государственной власти, относительно земельного участка. Самостоятельно, градплан не порождает правовых последствий, не является основанием для начала строительства объекта»…
Однако с такой трактовкой вопроса был вынужден не согласиться даже председатель КГА Олег Рыбин, который сказал«Градплан является документом, без которого. Без градплана разрешение на строительство 100% не получить… Это не нужно доказывать, это прямое действие закона… Чего же у меня на шее все сидят - «дай градплан, дай градплан», - вот послали бы меня и с этим градпланом тоже далеко, далеко и пошли бы строить без него и разрешение на строительство у Кулакова бы получили без него»… Тем не менее, в Александрино на участке 249.1, где имеются воинские захоронения, и где градплан уже признан не законным, Служба строительного надзора разрешение не отзывает и инвестор продолжает незаконную стройку.
Резюмируя, изложенное, следует указать, что все вопросы, заданные председателю КГА и Главному архитектору ПетербургаОлегу Рыбину были также поданы в письменном виде, однако, до настоящего времени никакого ответа на них, которые нам обещали дать, не получено. Общение с первым лицом Комитета, показало, что, во-первых, никаких серьёзных вопросов председатель Комитета решить не может, а самое главное, не хочет. Во-вторых, несмотря на то, что властям (в том числе, и КГА) суды, прокуратура, граждане неоднократно указывали на незаконность строек в зонах охраны, незаконные регламенты, проекты планировки, незаконную реновацию (которая, по сути, является уплотниловкой) - исполнять закон они не хотят и не планируют, поскольку деньги застройщиков намного важнее, чем нужны города и права горожан.
За взятки от строителей наши чиновники готовы продать всё на свете, и говорить с ними об архитектурной и культурной ценности нашего города, взывать к совести и т. п. - бесполезно и бессмысленно. Надеятся на то, что на них снизойдёт озарение, и они будут соблюдать закон - не приходится. Вместо этого с целью преодоления решения горсуда 2010 г. они пытаются протащить и принять незаконные градрегламенты, которые не отвечают требованиям охраны памятников.
По сути градозащитники из Группы ЭРА, РОО «Охтинская Дуга», Митрофаниевского союза, «Стоп снос» вместе с активными и сознательными горожанами, ведут неравную «партизанскую войну» с застройщиками и властью. При этом защитники наследия вынуждены играть по правилам власти; которые периодически, когда понятно, что победа на стороне закона и граждан, власть меняет, принимая новые или изменяя старые законы, так как ей и застройщикам выгодно. Одно можно сказать наверняка, Петербург - являясь одним из красивейших городов мира, стоит этой «войны» и борьба за этот город пока ещё не проиграна.
Николай Лаврентьев
P.S. Редакция располагает аудиозаписью беседы градозащтиников с председателем КГА Олегом Рыбиным
опубликовано в газете "Новый Петербург" № 7 (1107) от 20.02.2014 года
Стенограммы встреч и аудиофайлы можно посмотреть по ссылке:
http://era-group.livejournal.com/359463.html