«В моей смерти прошу винить „Инфотек Балтика“»...
© Жители дома Капустина (наб. р. Фонтанка, 159), 21.I.2012 г.
В Санкт-Петербурге готовится новая градостроительная ошибка: на месте дома 161 по наб. р. Фонтанки, разрушенного во время войны, планируется возвести 7-ми этажное офисное здание.
Вид на дом Капустина (д. 159) и дом Чанжина (д. 161) с наб. р. Фонтанки у Египетского моста.
История застройки этой «лакуны» тянется с 1990 г., когда был вырублен сад на месте 161 дома, - здесь предполагали построить здание, но проект реализован не был. В феврале 2007 г. на этот участок пришло ЗАО «Инфотек Балтика», компания получила разрешение на проведение проектно-изыскательских работ, - предполагалось построить центр для морских компаний. Затем было издано Распоряжение КГА от 15.08.2007 г. № 2355 «О принятии решения о подготовке проекта планировки и проекта межевания территории, ограниченной ул. Лабутина, Климова пер., наб. р. Фонтанки, Прядильным пер. В Адмиралтейском районе». В 2009 г. было издано два Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 22.12.2009 г. № 1495 «О проектировании и строительстве административного здания по адресу: Адмиралтейский район, наб. р. Фонтанки, участок 1 (юго-западнее дома № 9, литера А, по Климову пер.)» и № 1520 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной ул. Лабутина, Климовым пер., наб. р. Фонтанки, Прядильным пер., в Адмиралтейском районе». И уже в мае 2010 г. предполагалось, что начнётся новое строительство.
Первоначальный проект офисного здания на земельном участке дома 161 по наб. р. Фонтанки.
Проект здания был разработан ООО «Архитектурное бюро „Проспект“» в 7 этажей с башней, которая по своей высоте превышала соседний объект культурного наследия регионального значения Дом Капустина - известную достопримечательность Петербургской Коломны. Проект уже был согласован Главным архитектором Санкт-Петербурга А. Викторовым, но это согласование было отменено. И проект был переработан, несколько изменён фасад и архитекторы отказались от башни. Окончательный проект был рассмотрен Градостроительным советом и согласован Главным архитектором Митюрёвым.
Окончательный проект, показанный на слушаниях 19.01.2011 г. в Администрации Адмиралтейского района.
Согласно Закону С.-Петербурга «О зонах охраны объектов культурного наследия…» № 820-7 в данном месте действует ряд ограничений. В частности, «высота вновь возводимых зданий до карниза должна быть не выше примыкающих зданий». К земельному участку примыкает Дом Капустина (д. 159), высота которого 26,8 м (до конька крыши не считая башни) и Дом Чанжина - вновь выявленный объект культурного наследия, высота которого 16 м (до конька). Высота запроектированного здания с учётом переработанного архитектурного решения 19 м (до карниза) и 25,6 м (до конька) и оно существенно превышает и нависает над Домом Чанжина. Кроме этого, Закон СПб № 820-7 рекомендует восстанавливать историческую линию застройки, то есть тот дом, который здесь был до войны - Дом Мусина-Пушкина 1851 г. арх. Козлянинов (об истории дома ниже).
Вид на дом Капустина (д. 159) и дом Чанжина (д. 161) с наб. р. Фонтанки у быв. гостиницы «Советская».
Градозащитники, которые были включены В.И. Матвиенко в так называемый переговорный процесс в конце 2010 г., подавали Губернатору список наиболее проблемных адресов, где был и этот земельный участок.
Как следует из письма КГИОП в 2010-2011 гг. на рассмотрение КГИОП неоднократно поступала и возвращалась на доработку проектная документация по данному объекту. Архитектурная часть проекта рассматривалась на заседании Коллегии КГИОП и на заседании рабочей группы, которая была организована после встречи градозащитников с Губернатором. К чему пришли градозащитники и чиновники на заседании той рабочей группы - загадка! Хотелось бы услышать официальную позицию по этому вопросу от градозащитников. По доработанному проекту КГИОП выдал заключение от 16.02.20011 г. № 3-508-1 о его соответствии Закону СПб № 820-7 в части высотных параметров. В соответствии с требования Зоны археологии 2-й степени, которая также установлена Законом 820-7, в КГИОП был представлен отчёт о выполнении археологических работ, выполненный ЗАО «Энот» и согласован 01.11.2011. В октябре-ноябре 2011 г. в части сохранения примыкающих объектов культурного наследия КГИОП были согласованы: Программа геодезического мониторинга за состояние зданий окружающей застройки (утверждённая директором ООО «Инфотек Строй» и согласованная ГУ «Центр экспертно-технического сопровождения»); Геотехническое обоснование влияние на существующую застройку, выполненное ООО «Геоизол»; Проект организации строительства (ПОС), выполненный ООО «Геоизол» и ООО «Архстудия»; Мероприятия по сохранении окн, разработанные СПб ГУП «ГУИОН СПб».
Работы на земельном участке дома 161 по укреплению фундамента дома Капустина (д. 159).
Но очевидно, что чиновники КГИОП прекрасно понимает, что согласование от февраля 2011 г. в части Закона 820-7 - не соответствует закону. По информации из источников близких к КГИОП, ЗАО «Инфотек Балтика» заказал Спецпроектреставрации историко-культурную экспертизу. Экспертом выступает печально известный продолжатель дела Татьяны Славиной - Михаил Мильчик, который прославился своими экспертизами по реновации кварталов Лиговского пр., Сосновой поляны и Нарвской заставы, а также Дачи Гаусвальд. Точно известно, что проводимая экспертиза касается превышения высоты, но по некоторым данным, эта экспертиза может включать и рекомендацию по исключению Дома Чанжина (д. 163) из списков вновь выявленных объектов. Этот дом в настоящее время находится в стадии расселения и состояние его аварийное, он нуждается в реставрации, несущие стены и фундамент имеют трещины. При строительстве на участке дома 161, Дом Чанжина может не выдержать и разрушиться, при этом если он разрушится, будучи окн, то за него придётся отвечать по УК РФ не только за халатность и неправильное ведение работ, но и за уничтожение памятника, если же этот дом не будет памятником, то и отвечать за уничтожение памятника не придётся. Во всяком случае, экспертиза ещё не завершена. Понятное дело, что эксперты, заказчики и чиновники уже «договорились» о том, что икэ будет согласована, но в связи с тем, что друзья «нашей любимой» Дементьевой - Разумов, Комлев и Гришин уходят в отставку, то прошлые «договорённости» могут уже не сработать, а с «полковниками», которые теперь будут руководить КГИОП, «договориться» сложнее.
Работы на земельном участке дома 161 по укреплению фундамента дома Капустина (д. 159).
Активные работы по подготовке строительной площадки на Фонтанке 161 начались осенью 2011 г. 19 декабря 2011 г. в Администрации Адмиралтейского района состоялись публичные слушания по предоставлению ЗАО «Инфотек Балтика» разрешения на отклонение от предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции объектов капитального строительства - они просят отступы от границ соседних земельных участков: по северо-западной стороне 6 м, по северо-восточной - 4 м, по западной стороне - 0 м. Вместо положенных метров для обеспечения нормативной освещённости соседних зданий (минимально 10 м). Такие отклонения означают, что маленький двор Дома Капустина куда выходит несколько квартир, превращается в глухой двор-колодец, который уже никогда не увидит «нормативной освещённости». Возрастает также и пожарная опасность - во двор не сможет въехать пожарная машина для тушения квартир. Таким образом, ЗАО «Инфотек Балтика» достигает своих целей за счёт ухудшения условий жизни других людей.
На слушаниях все жители Дома Капустина выступали против ухудшения своих условий жизни - против предоставления отклонений, поддержали их Группа ЭРА и Митрофаниевский союз. Но слушания это ведь просто болтовня, которая совершается для галочки. В Заключении по слушаниям сказано «запрашиваемые отклонения от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства предложены Комиссии по землепользованию и застройке для рассмотрения». Последняя - городская Комиссия данный вопрос пока не рассматривала.
Двор дома Капустина, выходящий на земельный участок дома 161, который прекратится в глухой и узкий колодец без нормативного освещения.
21 января 2012 г. жители Дома Капустина организовали пикет против строительства офисного здания на земельном участке дома 161, на котором они держали плакаты: «Помогите! Замуровывают!», «Никаких отклонений - стройте по Закону!», «100 лет Дому Капустина. Спасём дом от варварской застройки!», «Ангажированных чиновников Санкт-Петербурга в ОТСТАВКУ! Главного архитектора Митюрёва Ю.К. Нач. Госстройнадзора и экспертизы Орта А.И.» (с портретами последних). Сочувствующие жители соседних домов держали плакат «Усилиями чиновников Митюрёва Ю.К. и Орта А.И. двор домов пер. Люблинский 3 и Лабутина 16 превратился в двор-колодец, дом 16 обрёл трещины». Были картинки с изображениями револьвера направленного на Дом Капустина и бомбы лежащей на месте дома 161 рядом с домом Капустина. Главным лозунгом пикета стал плакат-инсталляция, вывешенный на последнем этаже дома Капустина, со словами «В моей смерти прошу винить „Инфотек Балтика“» с повесившимся плюшевым мишкой. Пикет проходил с 13.00 до 14.30, его посетила градозащитная Группа ЭРА и Митрофаниевский союз.
Жители дома Капустина на пикете 21.01.2012 г.
Жители дома Капустина на пикете 21.01.2012 г.
Один из плакатов на пикете 21.01.2012 г.
Сочувствующие соседи жителей дома Капустина на пикете 21.01.2012 г.
Плакат-инсталляция - главный лозунг пикета 21.01.2012 г.
Теперь немного исторических сведений по Дому Мусина-Пушкина
В сер. XIX в. земельный участок на Фонтанке, 161 (тогда № 136) приобретает Николай Фёдорович Мусин-Пушкин (31 мая 1795 г. - 28 сентября 1868 г.) - отставной инженер-капитан, предводитель дворянства Крестецкого уезда Новгородской губернии, помещик Крестецкого, Боровичского, Тихвинского и Устюжского уездов. Очевидно, этот человек был достаточно состоятельным, чтобы построить себе в столице собственный дом. Проект двухэтажного каменного в стиле эклектика особняка разработал академик архитектуры Иван Андреевич Козлянинов (1818-17 января 1859 г.). К сожалению, на сегодняшний день эта единственная известная постройка И.А. Козлянинова в Санкт-Петербурге. Сам архитектор был похоронен на Митрофаниевском кладбище вместе со своей женой, о чём мы знаем из Петербургского некрополя В.И. Саитова.
Домом на Фонтанке 161 Ф.Н. Мусин-Пушкин владеет до своей смерти в 1868 г., очевидно, что его наследники после кончины продают дом, и он переходит жене генерал-лейтенанта Бегер (ФИО пока установить не удалось), что следует из чертежей, хранящихся в ЦГИА СПб. По данным адресного справочника Весь Петербург дом в 1893 г. принадлежит Капустиной Пелагее Сергеевне, которым также принадлежал соседний участок 159, где в XX в. архитектор Бубырь построит дом Капустина. В конце 1890-х гг. здание принадлежит купцу первой гильдии Ильи Берковичу Марголину, который занимался торговлей бриллиантами.
М.А. Потоцкая - актриса Александринского театра. Одна из последних владельцев дома Мусина-Пушкина в сер. 1900-х гг.
В начале 1900-х гг. дом принадлежит Ксении Михайловне Андреевской, а с сер. 1900-х гг. известной актрисе Марии Александровне Потоцкой (1861-1940). Актриса Театра Корша в 1889-1892 гг. С 1892 г. - в Александринском театре (Параша - «Горячее сердце»), где работала до 1929 г. Совпадая по амплуа с М.Г. Савиной, часто её дублировала. Была близкой подругой Великого князя Николая Николаевича, который, очевидно, бывал в доме на Фонтанке.
Великий Князь Николай Николаевич - близкий друг М.А. Потоцкой. Возможно, бывал в доме 161 по наб. р. Фонтанке.
В начале 1910-х гг. дом переходит последнему владельцу - Фёдору Ивановичу Дурдину (13 февраля 1870 г. - ?) - мунфактур советнику и купцу первой гильдии. В 1917 г. он был последним директором легендарного Пивомедоваренного завода «Иван Дурдин». Ф.И. Дурдин был внуком Ивана Алексеевича Дурдина (1795-1878) - основателя завода. Семья Дурдиных была одной из богатейших купеческих семей России, заводы Товарищества «Иван Дурдин» существовали по всей стране. Семье принадлежало несколько домов в Санкт-Петербурге. Сам И.А. Дурдин, его сыновья и другие родственники похоронены на Митрофаниевском кладбище, где было семейное место. Возможно, там же и похоронен Ф.И. Дурдин. По данным сайта Российский родословный фонд известно, что у Ф.И. Дурдина было двое детей Татьяна (17 марта 1895 г. - 1 мая 1924 г.) и Владимир (5 ноября 1897 г. - 13 ноября 1917 г.) - воспитанник Школы Карла Мая в 1909-1915 гг.
Ф.И. Дурдин в 1917 г. перестроил дом. Высота дома была увеличена до 2,5 этажей, а фасаду был придан неоклассический вид, и по архитектурному стилю особняк стал походить на дом Чанжина (д. 163). Это все сведения, которые удалось на сегодня обнаружить. В 1941-1944 гг. здание пострадало от бомбёжки, и разрушилось. До войны в особняке, скорее всего, были жилые квартиры.
При подготовке к строительству нового дома проводились работы по замене трубопровода, в раскопанной траншее отчётливо проглядывается фундамент существовавшего здесь дома, также из траншее были извлечены старинные кирпичи, из которых по всей видимости был построен дом Мусина-Пушкина, с маркировкой «М З 13»
Траншея с остатками фундамента дома Мусина-Пушкина.
Траншея с остатками фундамента дома Мусина-Пушкина.
Кирпич, из которого был построен дом Мусина-Пушкина.
Что же мы имеем на сегодня:
1) не соответствие проекта Закону 820-7 по высоте здания и игнорирование рекоммендаций;
2) несоответствие проекта Правилам землепользования и застройки в части размещения машиномест и отступа от предельных параметров;
3) возможность получить новую градостроительную ошибку, которая изуродует уникальный вид на дом Капустина с наб. р. Фонтанки и Египетского моста;
4) ухудшение условий жизни и повышение пожарной опасности жителей дома Капустина (д. 159), чьи окна выходят на земельный участок наб. р. Фонтанки, 161;
5) угрозу сохранности прилегающих объектов культурного наследия: дом Капустина (д. 159) и в особенности дома Чанжина (д. 163), находящегося в аварийном состоянии.
Проект в настоящее время находится в завершающей стадии согласования - проходит экспертизу.
Неужели мы допустим ещё одну градостроительную ошибку в Санкт-Петербурге? Мы не должна позволять толстосумам и продажным чиновникам уродовать наш уникальный город. Виды городского ландшафта не менее ценны, чем историческая застройка и объекты культурного наследия. Сейчас есть уникальная возможность - придать земельному участку дома 161 по Фонтанке, исторический вид, каким он был с 1912 г., с постройки дома Капустина, и до Второй Мировой войны.
Какое решение может быть компромиссным? На наш взгляд новое здание должно быть (от 0 до конька крыши) не выше дома Чанжина, то есть не выше 16 м, фасаду должен быть придан вид исторического вид дома Мусина-Пушкина при последнем владельце Ф.И. Дурдине. А идеальным вариантом была бы высота исторического дома Мусина-Пушкина - в 2,5 этажа.
© Группа ЭРА, С.-Петербургский Митрофаниевский Союз.