Морская прогулка по реке 04.04.2024

Apr 04, 2024 22:33

Вот он, Манхеттен! Вот он, Гудзон!

Северо-западный проход, Джон Эверетт Милле, 1874

Внимательный читатель, прочтя заголовок, спросит не без укора: что это ты там такое куришь в своем путешествии? Река - это река, а море - это море. И вместе им не сойтись, как писал Киплинг. Правда, по другому поводу.

Мост Верраццано

Мы вышли в океан!

Сухогруз на горизонте

Южный причал, точка начала путешествия

А это - неподалёку от конца путешествия. Искусственный остров Литтл-Айленд.

Джованни Верраццано

Статуя Свободы рядом с островом Эллис-айленд

Во-первых, река реке рознь, отвечу я им, и не всё определяется её величиной. Прославленный в Библии Иордан размера микроскопического по сравнению даже со многими степными реками Украины. Представляю, как были разочарованы первые сионисты, приехавшие в Землю Израиля из какого-нибудь Елисаветграда! А вот поди ж ты, Божья река!

Во-вторых, географию мы изучали в школе теоретически. Когда у карты стоишь, видишь: Енисей больше Днепра. На практике же однажды пришлось мне грести на лодке. Так скажу я вам: озеро Нарочь, вероятно, самое большое озеро Европы. Нет, правда Селигер побольше будет, руки помнят. А эти ваши итальянские озера Гарда да Комо - не сравнить. Ибо не грёб. И не надо добавлять в рифму пошлых слов!

А в-третьих, реки максимально широки и велики именно в устье, там, где сходятся с морем. Возвращаясь к моим приключениям, именно в устье Гудзона мне и довелось нынче поплавать. А сюда спокойно и величаво заходят из Атлантики огромные сухогрузы. Так что не будем по школьной памяти сравнивать величину и мощь этой реки ни с Миссисипи, ни с Амазонкой. Как море могуч батюшка Гудзон!

Кстати, а известно ли вам, что в силу странных особенностей русской транслитерации мы эту реку называем неправильно. Американцы нас не поймут. Потому что называют свою реку Хадсон.

Да-да, река - однофамилица знаменитой домохозяйки Шерлока Холмса. Вернее, эта почтенная героиня Рины Зелёной была однофамилицей английского мореплавателя Генри Хадсона. Генри Хадсон был одним из многих мореплавателей, которые искали так называемый Северо-Западный проход из Атлантики в Тихий океан вокруг Северной Америки. Сначала он попытался найти Северо-Восточный проход и двигался вдоль северных берегов Азии. Эти берега мы нынче называем российскими, а тогда, в 17-м веке, они были практически ничьи. Но здесь льды были круче, и Хадсон переключился на побережье Северной Америки.

Результаты этих поисков остались на карте в виде Гудзонова пролива, Гудзонова залива, да собственно, и реки Гудзон. Будем всё же пользоваться устоявшейся транскрипцией. Хоть и неправильной. Доктор Ватсон, который на самом деле был Уотсон, с нами согласился бы.

У английского художника Джона Эверетта Милле есть картина, которая так и называется, «Северо-западный проход». На картине изображён пожилой моряк, сидящий за столом. Он смотрит на зрителя, показывая, что дело его жизни завершено. На большой карте на столе изображены проходы между северными островами, не полностью даже нанесёнными на карту. Рядом с ним на табурете сидит его дочь. Она читает книгу памяти, вахтенный журнал. В углу - британский флаг, ибо Британия правит морями. А за окном - парус. Жизнь кончена, но жизнь не кончается.

Судьба Генри Хадсона была менее счастливой и более короткой, чем у его коллеги из 19-го века. Взбунтовавшаяся команда, уставшая от блуждания во льдах, высадила капитана Хадсона с двумя сыновьями и ещё несколькими матросами в шлюпку без припасов и оружия и оставила среди льдин. То есть, на верную смерть. Бунтовщиков по возврате в Англию, конечно, повесили, но Хадсона этим вернуть было невозможно. От него остались только имена на карте. В том числе, и река Гудзон.

Цель моего путешествия определялась изменением погоды. На второй день поездки была у меня русскоязычная экскурсия. Конечно, обзорная экскурсия по огромному городу невозможна. Разве что с вертолета. Поэтому экскурсовод сводил меня на « Граунд Зиро», то есть, место катастрофы 11 сентября, а потом мы проехались на пароме между Нью-Йорком и Стейтен Айлендом. Последний является островом, присоединённым к Нью Йорку, поэтому паром туда ходит бесплатно. Прекрасный способ сфотографировать и панораму Нью-Йорка, и статую свободы, да ещё через час вернуться!

На третьем и четвертом снимке демонстрируется, что впечатление от фотографий, сделанных в разную погоду, совсем разное. Одной бы в советское время с удовольствием продемонстрировали произведение М. Горького "Город Жёлтого дьявола", а другой - вряд ли. Ну с Горьким всё понятно. Ему не дали поселиться в Нью Йорке в отеле в одном номере с любимой женщиной, фамилия которой была не Горькая и даже не Пешкова, а вовсе Андреева. Вот он и припечатал американцев за безнравственность. Хотя он с Андреевой приехал сюда с выступлениями для сбора денег в кассу большевистской партии. И, что характерно, деньги они собрали. Правда меньше, чем расчитывали. За это Горький тоже серчал на Соединённые Штаты. Марк Твен, помогавший коллеге в поездке, в результате сравнил Буревестника нашего с нищим, который вместо сбора подаяний разгоняет сердобольных прохожих своей шляпой. Глаз у Твена был приметливый, любил Алексей Максимович носить широкополую шляпу.

Поэтому очевидно моё желание повторить поездку и снять фотографии жизнерадостные. Потому что Нью Йорк мне нравится. Хотя в отличие от товарища Горького, не мне здесь платят, а самому платить приходится.

Вот с оплаты всё и началось. Забыв что бесплатно плыли мы на Стейтен Айленд, я решил, что и в Нью-Джерси из Нью Йорка за паром тоже платить не надо. И взял какой-то паром в сторону Нью Джерси. В другой штат уже, к слову сказать. Гудзон разделяет два штата, Нью Джерси и Нью Йорк. Столица последнего, заметим, не Нью-Йорк, а Олбани, небольшой городок километрах в ста выше по течению Гудзона. Кажется, это была крайняя точка, куда добрался капитан Хадсон. Здесь он понял, что Гудзон не пролив, который он искал, а всё же река, и повернул назад. Ещё один показатель того, что Гудзон - река полноводная и могучая.

На борт парома я прошел решительно и независимо, билета у меня никто не спрашивал. Я устроился на верхней палубе и, как говорил, Гагарин, поехали.

Наверное, и в полете Гагарина были неожиданности. Я тоже начал их примечать зорким взглядом. Мало того, что паром был невелик, не для перевозки автомобилей, как прежний, и другого цвета. Он решительно пошел по другому маршруту. Но по примеру Юрия Алексеевича я перестал нервничать. Мне же пообещали, что я вернусь обратно.

Паром прошел и статую Свободы, и Элис-Айленд, с которого сто пятьдесят лет назад для многих приезжих начиналась новая жизнь. А потом вышел в открытый океан.

Открытый океан начинается нынче за мостом Веррацано-Нарроус. Narrows по-английски означает сужение, а Джованни да Верраццано был итальянским мореплавателем на службе у французского короля. Чем он знаменит, если в его честь назвали огромное и красивое инженерное сооружение? А тем, что был он первым из европейцев, исследовавшим это совершенно неведомое побережье. Вот он какой на единственном сохранившемся портрете: красивый, могучий, весь в железе. Как же в честь такого было мост не назвать?!

Инженерное образование помогает мне видеть красоту конструкций. И любоваться этой красотой. Мост построили в далёком 1964 году с большим запасом. До сих пор под его пролётом, максимальная высота которого 69.5 метров, проходит любое круизное и коммерческое судно. Раньше большинство этих кораблей шло в Нью Йорк, а сейчас - в огромный терминал в Нью Джерси.

Мост висячий. То есть весь его огромный вес с помощью стальных вантов распределяется на две пары опор. До 1981 года мост Веррацано был самым большим висячим мостом в мире. Сейчас это первый по длине висячий мост в США. Неподалеку от него - другой знаменитый мост Нью Йорке, Бруклинский, который наш паром тоже миновал. Его красоту, и вполне заслуженно воспел В. Маяковский, который был вдохновлён вообще прогрессом 20-го века, а не только и не столько уникальной конструкцией моста. Но об этом попробую рассказать в следующий раз. Дабы не растекаться мыслию по древу. Кто знает, откуда цитата и причем здесь дерево, молодец. Кто не знает, пишите в комменты. Раскрою страшную тайну.

За морем житьё не худо (Отчёт о поездке в США)