Великий шелковый путь

Apr 15, 2013 00:03


Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от нее не живут ни звери, ни птицы.
Л.Лагин Старик Хоттабыч
Кто не потешался в детстве над тем, как старик Хоттабыч подвел на экзамене по географии Вольку Костылькова! Его устами он изложил экзаменаторам смешные для современного человека  географические познания трехтысячелетней давности.

Впрочем, смеяться над этой исторической географией не стоит. Потому что в подобных, казалось бы, сказочках запечатлен один из выдающихся подвигов человечества, прокладка сквозного торгового пути от одного края Азии до другого.

Торить этот путь начали уже 8 тысяч лет назад, когда в долине Нила и в Междуречье возникли города. Практически одновременно появились дороги, эти поселения соединяющие, и наладился товарообмен. Очень скоро дороги начали расползаться далеко за границы обжитых территорий. Издалека везли руды металлов, драгоценные камни. Например, в Египет из Нубии - золото, с Синайского полуострова - медь и бирюзу. Везли и дерево, кедры из Ливана. Бирюзу с лазуритом доставляли также из копей в нынешнем Иране, а олово, металл, без которого никакого "бронзового века" и в помине бы не было - из Испании. Взгляните на карту, это был по тем временам реальный "край света".

Спрос на привозимые товары был огромный. Этот высокий спрос и начал кормить людей, которые ни за что не хотели привыкать к новому, оседлому, образу жизни. Которые считали, что не подобает нормальному человеку тупо сидеть на одном месте и ковыряться в земле. Их лозунг через много тысяч лет сформулировал неутомимый Н.М.Пржевальский: "А еще жизнь прекрасна тем, что можно путешествовать". Предки нынешних "дальнобойщиков" хорошо вписались в жизнь общества, образовав почтенный класс купцов.

Купцы перевозили не только товары, но также и  информацию. Правда излагали они эту информацию в виде почти сказочном, вроде старика Хоттабыча. И на то у них были серьезные основания. Во-первых, к чему выбалтывать чужим людям все секреты, добытые собственным долгим и нелегким опытом? Во-вторых, древние путешественники зачастую сами пересказывали информацию, слышанную от кого-то и уже изрядно перевранную или преукрашенную. А в-третьих, рассказ должен был быть привлекательным для слушателя, настолько, чтобы у него появилось желание профинансировать дальнейшие путешествия.

А путешествовать было куда. Надо сказать, что великий азиатский континент словно бы сам задавал направление для будущих караванов. Горные цепи, располагающиеся здесь в широтном направлении, затрудняют движение на север или на юг. Зато проход  с запада на восток и с востока на запад по долинам и по плоскогорьям был вполне доступен. Так что уже во времена царя Соломона (того самого "Сулеймана ибн Дауда", который засадил в кувшин старика Хоттабыча) товары из Индии доставлялись на берега Средиземного моря. Перец и пряности продавались здесь раз в сто дороже цены производства. Так что перевозка обравдывала себя многократно.

В 4-м веке до н.э.  Александр Македонский смог сокрушить Персидскую империю и совершить свой молниеносный поход до Индии во многом благодаря существованию торговых путей на восток. Нет сомнения, что проводников по этому маршруту у него оказалось достаточно.  При этом, будучи разумным завоевателем (как-никак, учил его великий Аристотель), Александр не опустошил завоеванный край, а основал там изрядное количество городов для развития торговли. Естественно, что города эти по большей части  назывались Александриями.

Некоторые из этих городов сыграли свою роль  двести лет спустя, когда произошла, так сказать, смычка цивилизаций. Китайский чиновник Чжан Цянь открыл проход из Западной части Китая в Бактрию, которая находилась на территории нынешнего Афганистана, и в Согдиану (столицей которой был город, который сейчас называется Самаркандом). Оказалось, что здесь есть то, чего в Китае не было: виноград и сладкие фрукты, драгоценные камни и степные скакуны. Этого было достаточно, чтобы наладился товарооборот на огромном пространстве, растянувшемся с запада на восток более чем на семь тысяч километров. Уже древние римляне имели сведения о существовании Китайской империи и пользовались китайскими товарами, в первую очередь, шелком и фарфором. Правда, стоили эти товары очень дорого.

Дороговизна восточных товаров на Западе, а западных на Востоке объяснялась очень легко. От Средиземного моря до столицы Поднебесной империи - об этом уже было сказано - больше семи тысяч километров. Тогдашние торговые караваны передвигались со скоростью 20-25 километров в день. Значит, если бы кто-нибудь решил преодолеть весь этот путь, ему бы пришлось провести в дороге больше года. И это только в одну сторону! Похоже, что только Марко Поло удалось совершить столь длинное путешествие.

Как правило, никто из древних купцов-"дальнобойщиков" таких длинных концов не делал. Путешествовали в обоих направлениях только товары. Их перепродавали в больших городах, после чего торговые караваны возвращались в родные края с экзотическими восточными (или же, не менее экзотическими, западными) товарами. Города, находившиеся на пути караванов, богатели и процветали за счет такой транзитной торговли. Стоимость же товаров при каждой "перегрузке" возрастала в несколько раз.

Великий, без всякого преувеличения, трансконтинентальный торговый путь просуществовал вплоть до 15-го столетия без всякого названия.  Сам же термин "Великий шелковый путь" был введен в научный и не только научный обиход в 1877 году немецким географом и геологом Фердинандом фон Рихтгофеном (Ferdinand von Richthofen) (1833 - 1905). Кстати, его племянник, Манфред фон Рихтгофен (Manfred von Richthofen) (1892 - 1918) прославился в годы Первой мировой войны, как лучший летчик-истребитель, знаменитый "красный барон".

В 19-м веке  "Великим шелковым путем" можно было называть только линию на карте. И даже слова "линия на карте" - большое упрощение. Караванный путь по степям и пустыням напоминает не столько асфальтовое шоссе, сколько движение корабля по морским волнам. Караванные пути смещались то в одну, то в другую сторону, обходя места непроходимые, например, безжизненную пустыню Такла-Макан в Центральной Азии. Обходили караваны и те места, где вспыхивали войны. Более того, от основного направления то и дело ответвлялись пути в разные стороны. Например, из Бактрии уходили караваны в Индию и в Персию, а из Согдианы шла дорога через нынешние казахские степи к Волге. Есть сведения, что Великий шелковый путь не заканчивался в китайском городе Сиане, а, разветвляясь, продолжался до Японии, Бирмы и Сиама.


Впрочем, спасибо все-таки дядюшке "красного барона" за термин запоздалый, но запоминающийся. Благодаря эффектному названию, "Великий шелковый путь" становится брендом, который начинают "раскручивать" Китай и государства Средней Азии, стремясь привлечь туристов в экзотические и дикие степи и горы Центральной Азии.

Статья опубликована на сайте Школа жизни



Полезные ссылки:
  1. Статья на сайте "Кругосвет"
  2. Л.А.Мамлеева. Становление Великого шелкового пути в системе трансцивилизационного взаимодействия народов Евразии
  3. Города, страны и история шелкового пути
  4. Байпаков К.М. Великий шелковый путь. Это я у Броделя вычитал: «Но уже Плиний Старший отмечал, что индийские товары, перец или пряности, продавались в Риме в сто раз дороже цены производства.»
  5. Великий шелковый путь станет туристическим маршрутом.

Фердинанд фон Рихтгофен, Манфред фон Рихтгофен, Хоттабыч, великий шелковый путь, школа жизни

Previous post Next post
Up