Какова была численность свиты Воланда? - "Дьявольская колода"

Oct 31, 2009 00:10


В 1928 году В.Маяковский написал пьесу "Клоп". Последнее действие этой пьесы происходит в светлом будущем. В коммунистическом завтра,  построенном всего за 50 лет.

В прекрасном грядущем 1978 года много чудного, начиная от каких-то механических голосовательных устройств и кончая названиями газет: «Чукотские известия», «Мадридская батрачка», даже «Кабульский пионер». Среди прочих достижений науки и техники - "Словарь мертвых слов": "бюрократизм, богоискательство, бублики, богема, Булгаков". Маяковский считал, что это будет смешно.

На самом деле, в 1970-х годах смешно было наблюдать потуги режиссеров и актеров представить эту пафосную агитку на сцене. А все слова, которые автор пятьдесят лет назад похоронил, оказались в 1970-х годах вполне живыми. Даже богоискательство. Комсомольская идеологическая кормежка была суха и изрядно пованивала. Поэтому в поисках идеала молодые люди бросались в разные стороны. В религию тоже. Поучаствовать в крестном ходе на Пасху было модно. Потому-то в пасхальную ночь на советском телевидении отменялись идеологические запреты. Что только не выбрасывали на голубые экраны лишь бы народ  дома сидел!

С Михаилом Афанасьевичем у Владимира Владимировича тоже ошибочка вышла. Как раз в это время началось  "второе пришествие" М.А.Булгакова в русскую литературу. Которое, как и положено, сопровождалось чудесами. Первое и не самое важное - оживление литературного органа московской писательской организации. Журнал "Москва" печатал такую дичь и скучь, что всерьез стоял вопрос о его закрытии.  Но вот в двух последних номерах за 1966 год вдруг был напечатан роман "Мастер и Маргарита", и у журнала появился какой-никакой, однако,  читатель, живший надеждой, что, может быть, еще что-нибудь в этой дебильной "Москве" напечатают. Ведь напечатали же  Булгакова...

Другим чудом можно считать то, что роман Булгакова стал любимой книгой советской молодежи. "Отлежавшись" четверть века, он попал в руки к читателю, не испорченному чтением Фадеева и Гладкова. Этот читатель с радостью воспринимал романную чертовщину, с ходу включался в веселую игру с автором, и,  даже если чего не понимал, приучен был ориентироваться на интонацию. Как Шура Балаганов.

Роман М.А.Булгакова производил волшебное впечатление! Особенно в Москве. Голая женщина летела на помеле над вечерним Арбатом! В переулке  у Моссовета любовь настигала героев, как убийца и поражала, как поражает молния, как поражает финский нож! В таинственной мгле, сгустившейся у Патриарших прудов, возникал вдруг город Ершалаим! А по вполне узнаваемым адресам бродили черти!

Черти появились у Булгакова не сразу. В первом варианте романа, "Консультант с копытом",  сатана появлялся в Москве один, в одиночку он и действовал. Но вскоре автору стало понятно, что сюжет разрастается, и Воланду одному везде не поспеть. Пришлось  вводить дополнительных персонажей. Так князь тьмы обзавелся свитой. Так "однажды весною в час небывало жаркого заката, в Москве на Патриарших прудах" высадился небольшой, но деятельный отряд, объединенный одной целью и подчиненный воле одного командира. Так сказать, "спецназ" темных сил. Или, если кому угодно, чертовски удачно работающая банда. С точки зрения организации, оперативники которой в  конце романа ликвидируют "нехорошую квартиру" на Большой Садовой улице, это было одно и то же. Упомянутая организация по долгу службы боролась как с бандитизмом, так и с контрреволюцией.

Ребята эти в романе выглядят вполне профессиональными криминалистами. Таковыми они, наверное, и были. Или Булгакову хотелось видеть такими советских коллег Афрания.

Будучи профессионалами, чекисты, собираясь на операцию,  расчитывали "накрыть"  на месте трех-четырех фигурантов. Не более. Банда не может быть большой - факт очевидный. Иначе она станет неуправляемой. С другой стороны, бандитская группа не может быть и слишком маленькой. На серьезное "дело" не выйдешь, рук на все не хватит.

То, что обычно преступники  "работают" группами по 7-8 человек, криминалисты определили опытным путем еще в середине девятнадцатого века. Просто напрашивалось сравнение с карточной колодой, содержащей по 9 карт каждой масти! Сыщики охотно стали отмечать членов банды различными картами. Ворам тоже понравилась эта карточная символика.

Король, конечно, глава шайки. Его правая  рука (и по должности - "мокрых" дел мастер) - валет. Десятка - хозяин притона, "малины". Девятка, восьмерка, семерка - бойцы. Шестерка - бандитский "юнга", молодой человек "на шухере" или "на подхвате". Роль тоже немаловажная, а главное - перспективная. Выпадет из "колоды" кто-то из бойцов - станет "шестерка" "семеркой".

Воланд и его свита легко раскладываются в своеобразный "дьявольский пасьянс". Король - естественно, Воланд, валет - Абадонна,  Гелла - десятка, девятка и восьмерка - Азазелло и Фагот-Коровьев. Шестерка, без сомнения, Кот Бегемот.

Какие карты еще остались? Туз - это криминальный авторитет, законник и третейский судья. Бандитский "маршал",  чаще всего недосягаемый. Откуда-то сверху он "спускал" решения,  обязательные к исполнению даже главарем. Кто в романе - туз, станет понятно, ели вспомним одну из последних глав:

- Он прочитал сочинение мастера - заговорил Левий Матвей,  - и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем.

Дама в бандитской "колоде" - пассия короля. Ею в романе Булгакова стала ведьма Маргарита. И, как мы знаем, она прекрасно справилась со своей ролью: быть королевой бала, затеянного в Москве Воландом.

О том, что значат таинственные и страшноватые имена подручных князя тьмы поговорим в другой раз.

Воланд, М.А.Булгаков, советская жизнь, школа жизни

Previous post Next post
Up