Михаила Илларионовича Кутузова кто ж не знает? 1812 год, Бородино, горящая Москва... «Война и мир»... Советский военный орден... Кутузовский проспект в Москве... Наконец, Игорь Ильинский в «Гусарской балладе»... Еще раз повторю риторический вопрос: Михаила Илларионовича Кутузова (1745 - 1813) кто ж не знает?
На самом деле то, что мы - как мы считаем - знаем о Михаиле Голенищеве-Кутузове, светлейшем князе Смоленском - не всегда точно, иной раз не совсем правильно, а в иных случаях совсем неправильно. Потому что - так уж вышло - над образом славного русского полководца потрудилось множество, по-нынешнему говоря, пиарщиков, и тот портрет одноглазого сокола, который обычно предстает перед нашими глазами - это предмет их совместного труда. Герой этой статьи удостоился такой посмертной славы, о которой он, к его чести, при жизни не мечтал. Хотя за свои заслуги перед Россией М.И.Кутузов был вознагражден полной мерой, чем, конечно, был немало доволен.
Голенищевы-Кутузовы - род на Руси старинный, и к моменту рождения М.И.Кутузова род этот славился не только прошлым. Отец будущего фельдмаршала, Илларион Матвеевич Голенищев-Кутузов - был одним из первых военных инженеров в русской армии и вышел в отставку инженер-генерал-поручиком.
В то время дворяне обязаны были нести гражданскую или военную службу в течение 25 лет. Поэтому Илларион Матвеевич дома бывал редко. Его сын, хотя и родился в Петербурге, детство провел в Псковском имении Голенищевых-Кутузовых. Кстати, даже точный год рождения Михаила Илларионовича мы не знаем. На его могиле указан 1745 год, но достаточно оснований считать, что родился полководец в 1747. Неизвестно! И это при том, что родился М.И.Кутузов чуть более 250 лет назад и вся жизнь его была неплохо задокументирована.
Мальчик Миша был способен к учению, и пошел по стопам отца. В 12 лет он поступил на артиллерийское отделение Артиллерийской и Инженерной школы.
Хотя русскую армию нового, европейского, образца создал
Петр I (статья о нем опубликована 25 апреля 2014 года), но военное строительство продолжалось и через 25 лет после его смерти. Артиллерия России должна была соответствовать тогдашним европейским военным стандартам, артиллеристы тоже. В этот род войск шли ребята умные, для которых арифметика и прочие вычислительные науки были преодолимым препятствием. Михаил Голенищев-Кутузов был из таких.
В книгах и кинофильмах, изображая уже престарелого М.И.Кутузова в 1812 году, не преминут упомянуть или показать, как фельдмаршал задремал прямо на военном совете. Умилительный, но мудрый старец. На самом деле подобная привычка была свойственна Кутузову еще с детских лет. И в отрочестве, и в юности он, случалось, задремывал в самом неподходящем месте. По-видимому, его мозг настроен был на постоянную интенсивную работу и требовал отдыха таким вот необычным для молодого человека образом.
В 1761 году Михаил Голенищев-Кутузов окончил школу с отличием, был произведен в прапорщики и оставлен при школе помощником преподавателя математики. Через пять месяцев он был переведен в Ревель (нынче этот город называется Таллинн), где стал флигель-адъютантом генерал-губернатора. Работа это была канцелярская, юный прапорщик был к ней способен и уже в 1762 году выслужился в капитаны и был назначен командиром роты Астраханского пехотного полка. Командиром этого полка в то время был А.В.Суворов.
В нашем сознании имена М.И.Кутузова и А.В.Суворова стоят рядом, чему немало поспособствовала советская история. На самом деле, и физически, и психически два знаменитых полководца сильно различались. О чем свидетельствует и старая байка о том, как они ели горячую кашу у солдатского костра. Кутузов хотел опередить Суворова, потому ел прямо из котелка, обжигаясь и все время торопясь. Суворов же выложил кашу в миску, ел не спеша, забирая ту, что уже остыла по краям. И обед закончил раньше, и удовольствие от еды большее получил, и наелся.
Опять же советская художественная традиция изображает Суворова этаким лихим петушком, а Кутузова умудренным, неторопливым флегматиком. Даже с учетом разницы в возрасте, воспоминания современников дают совсем другую картину. Суворов был расчетливый и умный полководец, никогда не терявший голову. Кутузов же бывал в бою поспешен, храбр, но суетлив. Два боевых ранения в голову свидетельствуют и о смелости, и о нерасчетливости. А еще - о потрясающе крупном везении. Судя по всему, у двух русских полководцев была разная манера договариваться с судьбой и с военной удачей. Но Суворов предпочитал поручать Кутузову штабную и интендантскую работу. Здесь Михаил Илларионович был вне конкуренции. И не губил солдат своей храброй нерасчетливостью.
Разрушим еще один стереотип нашего восприятия. Кутузов глаз не терял и повязку не носил. 23 июля 1774 года он был ранен у деревни Шума в горах Крыма. Пуля пробила ему левый висок и вышла у правого глаза. Глаз, как говорили современники, «искосило». Но зрение у Михаила Илларионовича, вопреки расхожему мнению, сохранилось.
Во время войны с Турцией, Кутузов снова оказался под командованием Суворова. Кутузов был уже полковником и опытным командиром. Он отличился в сражениях при Кинбурне (это в районе нынешнего города Николаева), при осаде Очакова (второе тяжелое ранение в голову) и при штурме Измаила в 1790 году.
Опять же легенда. Войска, ведомые Кутузовым, взяли крепостной вал, но удержать его, казалось, не было возможности. Кутузов отправил Суворову донесение с просьбой подкрепления. Суворов послал ему ответ: полковника Кутузова назначить комендантом взятого Измаила. И приписка: гонец с приказом уже послан в Петербург к государыне Екатерине II. Знал Александр Васильевич своих подчиненных. Кутузов не отступил, в крепость ворвался и комендантом ее стал. Кстати, должность эта была вполне боевая. В июне 1791 года турки попытались отобрать Измаил назад, и Кутузов отражал нападение более чем 20 тысячного турецкого отряда.
В 1793 году Кутузов был назначен чрезвычайным российским послом в Турцию. Дипломатических способностей и хитрости Михаил Илларионович лишен не был. Благодаря его стараниям в пользу России были решены многие спорные вопросы, и горячая война сменилась холодным, но продолжительным миром.
И опять о везении Кутузова. Непонятно как, но в султанском дворце Михаил Илларионович забрел на территорию сада, куда мужчинам вход был строго воспрещен, а нарушение запрета каралось смертью. Султану донесли о невероятном преступлении неверного. Голова Кутузова снова оказалась в опасности. Однако с Россией султан предпочел не ссориться, и сделал вид, что ничего не произошло.
К придворным интригам Михайла Илларионович тоже был способен. Возвратившись из Турции, он ежеутрене варил кофе для фаворита Екатерины II, Платона Зубова. Якобы по вызнанному им секретному турецкому рецепту, как варят самому султану. Варил и относил к Зубову на виду у множества посетителей. Помните, как у Грибоедова екатериненский вельможа смешил матушку-государыню, спотыкаясь и падая? Ну, так здесь приблизительно то же самое. Зато М.И.Голенищев-Кутузов в 1795 году - главнокомандующий всеми сухопутными войсками!
Но у внука Екатерины II, Александра I, Кутузов оказался не в фаворе и был отправлен в почетную отставку. Впрочем, в августе 1805 года его поставили во главе 50-тысячной русской армии, которая должна была поддержать Австрию в войне против Наполеона. Но Наполеон успел разбить австрийскую армию в октябре 1805 года под Ульмом. Кутузову пришлось отступать, избегая сражений и прикрываясь арьергардным корпусом князя Багратиона. 2 декабря 1805 года под Аустерлицем произошло сражение, которое для русской и австрийской армий закончилось полным разгромом.
Здесь мы снова вступаем в зону легенд и пиара. Причем пиарщиком начинает работать сам Лев Николаевич Толстой. Кто читал «Войну и мир», вероятно, обратил внимание, что Наполеона Толстой не любил, и французский полководец в его романе не столько живая личность, сколько олицетворенная идея, Толстому ненавистная. Идею противоположную, которая Толстому импонирует, олицетворяет Кутузов. Поэтому Кутузов, как герой романа «Война и мир», имеет мало сходства с реальным генералом от инфантерии М.И.Кутузовым. Проигравшим - что ни говори - сражение при Аустерлице. За пять часов битвы стотысячная русская армия была разбита, потеряв 15 тысяч человек убитыми. Потери французов оказались при этом мизерными - 2 тысячи убитых и раненных.
Говорить при этом, что слава Кутузова - дутая, и заслужена она успехами при дворе, не следует. Хотя бы потому, что в 1811 году он проявил себя в очередной войне с Турцией, добившись к 1812 году спокойствия на южных границах России. А при дворе как раз успехи Михаила Илларионовича были не слишком велики. Александр I его явно недолюбливал.
1812 год - вершина славы М.И.Кутузова. Хотя, сказать по правде, особенных полководческих талантов он не проявил и здесь. И не потому что был стар и несилен умом и полководческой волей. Просто, как сказали бы сейчас, так карта легла. Предшественник Кутузова, Барклай-де-Толли, понимая, что силы Наполеона превосходят силы русской армии, отступал, успешно маневрируя и сохраняя армию. Он утверждал, что Наполеон сам покинет Россию, едва наступит зима, и у его армии закончится провиант и амуниция. Генерал П. Х.Витгенштейн не дал войскам французов двинуться в направлении Петербурга. Кутузов во многом стал главнокомандующим русской армии благодаря своей русской фамилии. Практически он продолжал тактику Барклая: отступление с боями в глубь страны, изматывание противника неожиданными ударами (в том числе, партизанскими, с тыла).
Знаменитая битва при Бородино у военных историков вызывает много вопросов и они здесь не так единодушны, как патриотические русские, а особенно, советские, историки. Многие считают, что сражение это было дано Кутузовым не столько по военным соображениям, сколько по придворно-политическим. Сдачу древней русской столицы без боя ему бы не простили.
Результаты Бородинской битвы настолько двусмысленны, что и французские историки, и историки русские заносят их в реестр побед «своих» армий. В самом деле, за день сражения французы потеряли до 58 тысяч человек убитыми и ранеными, а русские - до 45 тысяч. При этом никакого перелома в войне достигнуто не было, Москву французам сдали. И судя по всему, пожар Москвы был не случайностью, а диверсией, осуществленной генерал-губернатором Москвы Ф.В.Растопчиным, которого Л.Н.Толстой тоже не любил, отчего и выставил в виде нелицеприятном.
Но Бородинская битва настолько обросла государственными легендами и настолько подкреплена знаменитыми именами Л.Н.Толстого и М.Ю.Лермонтова, что какой-нибудь не эмоциональный подход к этому вопросу попросту немыслим. Кстати, Вам не кажется, что «Бородино» - слабое стихотворение, облюбованное хрестоматиями, а потому прижившееся в русской литературе на правах гениального?
После сдачи Москвы Кутузов совершил скрытный и быстрый маневр и стал со своей армией у села Тарутино Калужской губернии. Кстати, находящегося неподалеку от места, где родился великий советский полководец Г.К.Жуков (статья о котором была опубликована 4 апреля 2014 года). Тарутинский маневр перекрыл Наполеону путь отступления через южные районы России и заставил его отступать по разграбленному смоленскому направлению.
Благодаря подобной стратегии огромная французская армия была почти полностью уничтожена при достаточно умеренных потерях русской армии. Кутузов предпочитал иметь верную победу, а не громкую славу. Он ни с кем не делился своими замыслами, так что шпионам при его штабе делать было нечего. Более того, ни современники, ни - тем более - историки ничего не могут сказать об истинных мотивах деятельности М.И.Кутузова, что открывает возможность самым разным толкованиям. Одно из них - гениальное толкование Л.Н.Толстого. Но к нему следует подходить, как к художественному произведению, выдающему мысли и идеи автора, а совсем не историческую правду.
В любом случае Наполеон нашел свой конец в России, и заслуга в этом Кутузова неоспорима. За свою полоководческую деятельность Михаил Илларионович был награжден орденом Святого Георгия 1-й степени. Тем самым, он стал первым в истории полным кавалером Георгиевского ордена. 18 декабря 1812 года светлейшему князю Михаилу Илларионовичу Голенищеву-Кутузову было пожаловано почетное наименование Смоленский. Кроме Кутузова я знаю только одного человека с тройной фамилией. Одна из девушек, с которой я учился на одном курсе в институте, после свадьбы стала Голембиовской-Воронцовой-Вельяминовой.
Войска М.И.Кутузова в январе 1813 года изгнали Наполеона за пределы Российской империи. Но в апреле 1813 года фельдмаршал простудился и в результате болезни скончался 28 апреля 1813 года. Его тело погребено в Казанском соборе Санкт-Петербурга. Поэтому перед собором установлен памятник М.И.Кутузову. Историческая справедливость частично соблюдена. Рядом находится памятник М. Б. Барклаю-де-Толли.
Опубликовано на сайте
Топавтор Полезные ссылки:
- М.А.Голденков Кутузов. Другой взгляд.
- Рецензия на книгу Л.Ивченко Кутузов
- Книжку Л.Ивченко можно скачать здесь
- Краткая биография М.И.Кутузова
- Биография М.Кутузова
- Биография М.И.Кутузова в Энциклопедии «Вокруг света»
- Энциклопедия "Вокруг света". М.И.Кутузов
- Еще одна краткая биография М.И.Кутузова