Кто такой Петр Николаевич Врангель?

Apr 12, 2014 15:57


Жил-был когда-то такой поэт, Демьян Бедный. В годы Гражданской войны он писал для большевистской «Правды» стихи, песни, басни, агитки. В общем все, что писалось в рифму.

Творчество Демьяна сейчас прочно и заслуженно забыто. Разве что молодые парни спьяну да со страху, а потому довольно лихо, в день призыва, собираясь у железнодорожных вагонов, горланят его песенку:

Ах, куда ж ты, паренёк, ах куда ты?
 Не ходил бы ты, Ванёк, во солдаты.
 В Красной Армии штыки, чай найдутся.
 Без тебя большевики обойдутся.

Да еще я помню экспонатик из Мелитопольского городского музея: плакат времен Гражданской войны. Плакат назывался «Манифест барона фон Врангеля». На нем был изображен страшноватый, хотя и смешной персонаж, по-видимому, сам барон фон Врангель, а рядом шли стишки. Написанные, кстати, довольно лихо:

Ихь фанге ан. Я нашинаю.
 Эс ист для всех советских мест,
 Для русский люд из краю в краю
 Баронский унзер манифест.
 Вам мой фамилий всем известный:
 Ихь бин фон Врангель, герр барон.
 Я самый лючший, самый шестный
 Есть кандидат на царский трон.

Впрочем, похоже, что у Петра Николаевича Врангеля (1878 - 1928) немецкой была только фамилия. Род Врангелей датского или шведского происхождения. На русской службе Врангели были с середины 18-го века. Баронский титул за российской частью семейства Врангелей был признан в середине 19-го века. Известны также шведская и прусская ветви фамилии. Но русская ветвь ее оказалась самой многочисленной. Дальний родственник «черного барона», Фердинанд Петрович Врангель, был известный полярный исследователь, имя которого носит остров в Чукотском море Северного Ледовитого океана.

Кстати, а почему «черный барон»? Помните, может быть, песню

Белая армия, черный барон
 Снова готовят нам царский трон.
 Но от тайги до британских морей
 Красная армия всех сильней.

Прозвище «черный барон» Петр Николаевич получил не за какие-то черные дела, а потому что носил в качестве повседневной формы казачью черкеску черного цвета.

Отец П.Н.Врангеля барон Николай Егорович Врангель (1847-1923) был учёным-искусствоведом. Его мать, Мария Дмитриевна (1856-1944) происходила из рода Дементьевых-Майковых. Так что, надо думать, несмотря на немецкую свою фамилию Петр Николаевич говорил по-русски, может быть, даже лучше, чем Демьян Бедный, носивший в миру фамилию Придворов, происходивший из крестьян Херсонской губернии. Это, если возвратиться к пресловутому стихотворному манифесту.

Искусствоведение и до революции не было доходным делом. Поэтому Н.Е.Врангель поступил на службу в крупнейшую российскую пароходную компанию. Затем он входил в правление угледобывающих акционерных компаний, находившихся на юге России, в Ростове. Здесь же находилось семейное поместье Врангелей. Так что Петр Николаевич провел детство в придонских степях, а образование получил в Ростовском реальном училище. Реальное училище открывало дорогу к инженерному образованию, поэтому П.Н.Врангель закончил с золотой медалью курс Санкт-Петербургского Горного института. Но в 1901 году, по окончании Горного института П.Н.Врангель поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Конный полк в 1901 году. В этом полку традиционно служили Врангели. Но военная его карьера практически не началась. Через год, получив первое военное звание, став гвардии корнетом, П.Н.Врангель не по своей воле ушел в запас и отправился на службу в Иркутск, где стал при генерал-губернаторе чиновником особых поручений.

Через два года началась русско-японская война, и Петр Николаевич смог продолжить воинскую карьеру. Он был участником многочисленных боев. В декабре 1904 года П.Н.Врангель стал сотником, а уже после завершения боев - подъесаулом. Если переводить на современные воинские звания, это соответствует капитану - майору.

За время между двумя войнами П.Н.Врангель закончил с отличием Николаевскую академию Генерального штаба. Но на штабную работу не ушел, а возвратился к прежнему месту службы, в лейб-гвардии Конный полк.

С самого начала Первой мировой войны он находился на фронте, и воевал в Восточной Пруссии. Одним из первых на той войне барон Врангель стал кавалером ордена Святого Георгия 4-й степени за кавалерийскую атаку на позиции немецкой артиллерии в районе деревни Каушен. Это была единственная подобная атака за все время Первой мировой войны, закончившаяся успехом атакующих.

Февральскую революцию 1917 года монархист П.Н.Врангель встретил резко отрицательно. По его мнению, падение монархии должно было инициировать потерю всяческой дисциплины и развал армии.

После октябрьской революции барон Врангель уехал на юг, сначала в Ялту, а в сентябре 1918 года - в Екатеринодар. Здесь командующий белыми войсками А.И.Деникин дал ему под командование 1-ю конную дивизию. Конная дивизия, конечно, не конная армия. Но, если возможно такое сравнение, П.Н.Врангель стал «белым» Буденным. Он оказался выдающимся кавалерийским командиром, прекрасно разбиравшимся в обстановке, и умевшим быстро принимать правильные решения. В конце января 1919 года барон Врангель принял командование Кавказской Добровольческой армией.

В свое время город Царицын переименовали в Сталинград, поскольку в 1918 году обороной этого города якобы руководил Сталин, и якобы оборона закончилась успехом. Фактически, как это часто было во время Гражданской войны, оборона Царицына была бестолковой и сводилась в основном к арестам и расстрелам не понравившихся Иосифу Виссарионовичу военспецов. Когда дело дошло до серьезных боев с армией Врангеля (уже после отъезда Сталина из Царицына), красные устоять не смогли, и конце июня сильно укрепленный город был взят. Успех был обусловлен не только врангелевским талантом маневра, но и тем, что у армии были английские танки, прорвавшие проволочные заграждения.

Врангель считал, что его армия должна продвигаться в восточном направлении для соединения с силами Колчака. Но А.И.Деникин решил весной - летом 1919 года наступать на север, рассчитывая взять Москву. Расчеты не оправдались. Может, кто-то помнит довоенную еще песню «Каховка». В ней перечислялись «этапы большого пути»: Иркутск и Варшава, Орел и Каховка. Что касается Варшавы, про нее красным бы лучше промолчать, но под Орлом осенью 1919 года наступление белой армии было остановлено, и дальше войска Деникина не продвинулись.

Еще один из перечисленных в «Каховке» населенных пунктов стал роковым для Петра Николаевича Врангеля. В апреле 1920 года А.И.Деникин ушел в отставку и главнокомандующим войск на юге России стал барон Врангель. За белой армией к тому времени оставался только Крым, защищенный от атаки красных с севера укреплениями на нешироком Перекопском перешейке. Летом 1920 года войска Врангеля вышли в Таврические степи и нанесли удар на северо-запад в сторону Днепра, где находился укрепленный красными плацдарм в районе Каховки. Несмотря на применение танков, войска Врангеля Каховский плацдарм не захватили. А поскольку их с тыла атаковали махновцы, в сентябре 1920 года им пришлось отступить обратно.

В осенью 1920 года М.Фрунзе, командовавший Южным фронтом, начал подготовку к взятию Крыма. Именно в это время в штабе М.Фрунзе, находившемся в Мелитополе, оказался Демьян Бедный и сочинил издевательский «Манифест барона фон Врангеля», который тут же оформили в виде плаката и напечатали в огромном количестве экземпляров.

К тому времени всем находившимся в Крыму белогвардейцам стало ясно, что «белое дело» фактически проиграно. Врангель слишком поздно принялся «демократизировать» свою политику. К тому же и союзники, до того весьма активно помогавшие Деникину, разочаровались в возможности победы белых.
 В ночь на 8 ноября 1920 года началось генеральное наступление войск Южного фронта Красной армии, в результате которого 11 ноября были взяты Перекоп и Чонгар. Крым был открыт для наступления.

Реввоенсовет Южного фронта послал П.Н.Врангелю радиограмму с предложением сложить оружие и с гарантиями амнистии всем, кто вел «гражданскую борьбу» П.Н.Врангель не дал ответа М.В.Фрунзе. Более того, от личного состава своей армии он скрыл, что такая радиограмма имела место, и приказал закрыть все радиостанции, кроме одной. В принципе это молчание снимает с советской стороны ответственность за нарушение обещаний и массовые казни офицеров в Крыму. Какую долю вины за это возложить на П.Н.Врангеля, трудно сказать.

Военный талант барона Врангеля проявился и в том, что остатки белых частей, численность которых была около 100 тысяч человек, были эвакуированы в Константинополь организовано и в полном порядке. По воспоминаниям современников и по мнению историков во всех портах не было никакой паники. Все, кто хотели попасть на пароходы, на них попали. Так что паника в порту, которую демонстрировали нам в советских кинофильмах про это время (например, в фильме «Служили два товарища») - выдумка. Вроде героической обороны Царицына. Перед тем, как покинуть Россию, П.Н.Врангель лично обошел на миноносце все порты и убедился в готовности кораблей выйти в открытое море. Суда с эвакуированными сопровождали военно-морские и транспортные корабли Антанты.

Интересно, что в это время мать П.Н.Врангеля находилась в Петрограде и жила там под своей девичьей фамилией. Чекисты ее не искали, а в 1920 году знакомые переправили ее в Финляндию. С сыном она встретилась уже в Сербии, где он поселился, уехав из Константинополя и сложив с себя должность Верховного главнокомандующего.

В сентябре 1927 года Врангель перебрался вместе с семьей в Брюссель. Будучи по образованию инженером, он работал в одной из брюссельских технических компаний.

25 апреля 1928 года он скоропостижно скончался. П.Н.Врангель был похоронен сначала в Брюсселе, а после перезахоронен в Белграде.

Опубликовано на сайте Топавтор


Полезные ссылки:

гражданская война, люди, топавтор, Россия

Previous post Next post
Up