На первом курсе студенты нашего института жили в так называемом «загородном общежитии». Попросту говоря, институт снимал для них дачи в очень близком Подмосковье, на станции Салтыковка Горьковской железной дороги, в получасе езды на электричке от Курского вокзала.
Однажды зимой я приехал к друзьям в Салтыковку и был поражен тамошней тишиной и белизной снега. А еще тем, что центральная улица дачного поселка почему-то называлась улицей Левитана. Того самого, великого художника, картины которого были знакомы всем с детства, с «Родной речи» для третьего класса: «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем»...
Через несколько лет я узнал, что в 1879 году, после того, как революционер Александр Соловьев покушался на царя Александра II, вышел указ, согласно которой евреям было запрещено жить в Москве. Исааку Ильичу Левитану было в это время восемнадцать лет. Он заканчивал учебу в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Левитан, его брат и сестра с мужем поселились в в той самой Салтыковке.
В принципе, в то время и в Москве евреям жить не разрешалось. Исключения делались для купцов 2-й и 1-й гильдии, тем, кто имел высшее образование, а также лицам «свободных профессий»: юристам, артистам, художникам. Отец И.И.Левитана был железнодорожным служащим, и ему также было разрешено проживание в Москве. Семья переехала сюда в начале 1870-х годов из Литвы.
Однако жизнь в Москве не заладилась. Вскоре после переезда, в 1875 году скоропостижно умирает мать, а в 1877 году от тифа скончался и отец. Четверо детей остались одни без средств к существованию. В это время И.И.Левитан учился в четвертом классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества в пейзажном классе Алексея Саврасова. В марте 1877 года к Левитану пришел первый успех. Две его картины, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены малой серебряной медалью и премией в 220 рублей для продолжения дальнейшей учебы. После А.К.Саврасова учителем И.И.Левитана был другой известный пейзажист, В. Д. Поленов.
По завершении учебы Левитан принимал участие в выставках художников-передвижников. Его картины были замечены. Признанием художественного таланта Левитана было приобретение в 1880 году П.М.Третьяковым картины «Осенний день. Сокольники».
В начале 1880-х годов Левитан работает для Московской частной русской оперы С.И.Мамонтова, и кроме декораций пишет много пейзажных картин.
В 1887 году Левитан с друзьями-художниками отправляется на Волгу и открывает для себя и для нескольких последующих поколений художников городок Плёс.
Лучшие произведения Левитан написал в 1890 - 1895 годах. Это картины «У омута», «Над вечным покоем», «Владимирка». На картине «Владимирка» изображалась дорога, по которой гнали в Сибирь каторжников. Это производило на зрителей дополнительное впечатление. Переполненный подобного рода впечатлениями журналист и писатель В.Гиляровский прямо на выставке написал стихотворение «Владимирка» и повесил его рядом с картиной.
Картину же «Над вечным покоем» не без оснований считают самой русской из всех написанных на русскую тему картин.
Левитана связывала близкая дружба с А.П.Чеховым. Однако, в 1892 году между ними «пробежала кошка». В своем рассказе «Попрыгунья» Чехов довольно прозрачно рассказал историю взаимоотношение Исаака Левитана и его ученицы Софьи Кувшинниковой, которая была замужем за врачом Дмитрием Кувшинниковым. И.Левитан посчитал рассказ грязным намеком, едва не вызвал Чехова на дуэль, и на некоторое время их отношения охладились.
Весной 1894 года Левитан едет в Тверскую губернию, где он пишет картины «Весна. Последний снег», «Март», «Золотая осень» и другие. В 1898 году Исаак Левитан получает звание академика пейзажной живописи. Он преподает в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в котором сам учился когда-то. Картины И.Левитана с большим успехом демонстрируются на Всемирной выставке в Париже.
У Левитана было больное сердце. Хотя он лечился за границей и в Крыму, лечение не помогло, и 4 августа 1900 года Исаак Левитан скончался.
Большое количество картин И.Левитана находится в Третьяковской галерее. Придя в зал Левитана, не следует торопиться. Надо спокойно постоять или посидеть у каждой из этих картин. Всего через несколько минут можно ощутить, как тебя охватывает сладкое чувство спокойствия и неожиданной грусти смешанной со странной радостью. Сеанс просветления без всякой йоги и без дорогостоящих поездок в далекую, жаркую и загадочную Индию! К чему ехать так далеко, когда рядом широкая, прохладная и не менее загадочная Россия?
Опубликовано на сайте
Топавтор Полезные ссылки:
- Иван Евдокимов. Левитан
- Сайт, посвященный жизни и творчеству художника
- Л.Каганов. Попрыгунья Чехова