Кто такой Аллах?

Oct 12, 2013 20:04


Израильские экскурсоводы пересказывают как анекдот слова одной дамы, вышедшей из синагоги:

- Бедненько тут у вас. Ни образка тебе, ни иконки...

Юмор этого высказывания в том, что в синагоге и не может быть никаких изображений людей или животных, чтобы молитва Всевышнему ничем не напоминала служение идолам.

То же самое и в мечетях. Они, в лучшем случае, декорированы орнаментом или узорами из арабских букв, складывающимися в слова «Мухаммад» и «Аллах».

В мечетях нельзя встретить изображений человека или животных. Поэтому в Стамбуле, в отличие от европейских городов, нет никакого смысла ходить по городским мечетям в поисках выдающихся художественных сокровищ. Чтобы понять устройство мечети, достаточно посетить одну, например, Султанахмет. Тем более, что напротив находится Айя-София, знаменитый христианский собор Константинополя, который турки после завоевания города превратили в мечеть. Кстати, благодаря этому уцелели роскошные мозаики собора Святой Софии. Мусульмане всего-навсего замазали мозаичные картины известкой. В отличие от христиан, которые посбивали многие мозаики, когда в Византии был период борьбы с иконами, как с «родимым пятном» язычества. Но потом иконы и статуи все же смогли «вписать» в католичество и в православие.

Ислам же и иудаизм к многобожеству относятся в высшей степени нетерпимо. С точки зрения ислама потакание язычникам оскорбляет Аллаха и является страшным грехом. Поэтому, кстати, принципиально невозможно замирение между мусульманским Пакистаном и Индией, в которой распространено совершенно языческое многобожие - индуизм.

«Аллах» - это не личное имя, а понятие, которое означает Бога, Творца всего сущего и Господина всего им созданного. Слово «аллах» происходит от слова «аль-иллах», что по-арабски означает «Бог». В других семитских языках есть похожие слова с тем же значением. В иврите это «Элоим», в арамейском «Эллах», а в очень древнем и ныне мертвом аккадском языке - «Эль». Характерно, что аккадский Эль изображался как милосердный и добрый старец, отличавшийся бездействием и пассивностью.

Аллах - это очень высокая абстракция. Аллах нематериален. Его невозможно увидеть. Аллах вечен, он не имеет ни начала, ни конца. Аллах воспринимается человеческими чувствами очень ограниченно. Аллах непостижим. Аллаха и его деяния воспринять полностью и до конца разумом также невозможно, как и чувствами. Впрочем, некоторые качества Аллаха можно приблизительно описать. Мусульманские богословы насчитали 14 атрибутов Аллаха, которые в определенной степени доступны человеческому разуму. Среди них: всемогущество, воля, всезнание, жизнесущность, всевидение и всеслышание.

Аллах может обращаться к человеку посредством речи, которая является одним из его атрибутов. Речи Аллаха воспринимают пророки. Ислам почитает всех пророков, перечисленных в Ветхом завете: Адама, Ноя, Авраама, Моисея, Давида и Соломона, а также основателя христианства, Иисуса. Счастливейшим среди мусульман считается пророк Мухаммад, к которому Аллах раскрылся полнее всех. Мухаммад считается главным и последним из пророков.

Кроме того, качества Аллаха отражаются в 99 именах, которыми его называют в жизни и в молитвах. Имена Аллаха - это его свойства, которые доступны человеческому сознанию: ар-Рахман («милостивый»), ар-Рахим («милосердный»), аль-Малик («царь»).

Многократное повторение имен Аллаха считается желательным и, говоря современным языком, креативным. То есть, благодаря такому повторению ум человека обостряется и может рождать новые, оригинальные идеи. Практика распевания имен Аллаха свойственна членам суфийских орденов. В них молитва «вазифа», многократно повторяющая имена Аллаха, совершается индивидуально и коллективно. Для облегчения счета имен Аллаха во время такой молитвы мусульмане используют четки из 99 или из 33 бусин. Поэтому четки символизируют своего хозяина, как человека благоверного и преданного Аллаху.

Опубликовано на сайте Топавтор


Полезные ссылки:

ислам, топавтор, аллах

Previous post Next post
Up