Как увидеть Венецию за один день?

Oct 22, 2013 00:27



Побывать в Италии и не увидеть Венецию? Не может такого вынести сердце ни одного туриста! Поэтому большинство организованных туров в Италию включают посещение Венеции. Хотя чем далее, тем меньше удовольствия от этих посещений получают сами туристы.

Тому две причины. Во-первых, Венеция стала городом ужасно дорогим. Заночевав здесь не в роскошном отеле, а в довольно неприглядной гостинице, не получишь ни малейшего оправдания бездумно потраченным деньгам. Никакой романтики, зато сыровато, грязновато, а если еще окна выходят на пешеходную улицу, то и по-настоящему шумно. Сразу закрадывается в голову мысль, что лучше и, несомненно, дешевле было бы проехать на электричке до ближайшего большого города, скажем, Виченцы или Болоньи, где в гостиницах и места имеются, и стоят эти гостиницы не в пример дешевле.

А во-вторых, Венеция давно уже стала таким городом, о котором человек, там еще не бывавший, знает уже слишком много. Слишком много для того, чтобы увидеть этот город своими глазами. Столько прочитано книг, просмотрено фильмов и фотографий! Поэтому куда ни глянь, что не сфотографируй, запомнятся и в голове отложатся чужие восторги и чужие впечатления. Венеция стала сериалом стереотипов.

Неужели все так безнадежно? Совсем нет, скажу я вам. И посоветую, как провести с Венецией, с этой пожилой, скупой и изрядно привередливой дамой,   один день, о котором было бы потом приятно вспоминать. И чтобы хотелось потом к Венеции вернуться. Еще на один день. Или не на один.

В Венецию лучше приехать пораньше, и лучше приехать на поезде. Поезда в Венецию идут по длинному мосту.  Железнодорожный мост соединил Венецию с "твердой землей" в 1848 году, когда эта часть Италии еще принадлежала Австро-Венгрии. В 1933 году, при власти Муссолини, мост расширили и к железнодорожным путям добавили также автомобильную трассу. При фашистском режиме этот мост назывался "Литторио" в честь эмблемы фашистской партии - римских ликторских топориков. С 1945 года он называется "Мостом Свободы". Тоже неплохо.

В какой-то момент "твердая земля" остается сзади и поезд уже словно бы плывет над лагуной. Это - настоящее море, настоящие большие корабли видны на горизонте. И медленно, не торопясь, приближаются настоящие острова, на которых - настоящая Венеция. Знаменитый город, который предстоит увидеть в первый раз.  Волнение, не меньшее, чем при первом свидании.


И вот пока мы несемся над волнами, давайте на несколько минут оставим лирические охи и вздохи и зададимся вопросом, может быть, даже циничным. Как нам лучше увидеть женщину на первом свидании: при полном параде, в духах и в макияже, или же в виде обыденном и - не побоюсь этого слова - затрапезном. Думаю, ответ здесь очевиден. Особенно, если дама уже не молода.

К чему это я? Да к тому, что за неимением времени (у нас ведь в распоряжении всего один день!) мы должны увидеть прекрасную даму Венецию в виде самом прекрасном. А посему, выйдя из поезда,  мы не станем блуждать по венецианским улочкам, как предлагают некоторые путеводители, и как ведут своих, на все готовых, подопечных некоторые гиды. Мы сразу двинемся на центральную площадь Венеции, Сан-Марко. По главной улице, с оркестром.

Главная улица Венеции - Большой канал, il Canal Grande. Это улица без тротуаров, а значит без пешеходов. Набережных не предусмотрено. Пройти от вокзала до Сан-Марко вдоль канала просто не получится. А если брести "по задворкам", то придется затратить часа два времени. Утомительно! На свидание с желанной женщиной прийти уставшим и, как следствие, несколько равнодушным? Нет, это не для нас! А посему, покинув вокзал Санта-Лючия, последнее напоминание о "твердой земле", спешим на теплоходик-вапоретто и плывем к площади Святого Марка.

Прелести Венеции начинают нам открываться, наслаждайтесь! В самом деле, это очень красиво, сверкающие дворцы, поднимающиеся прямо из голубовато-зеленой воды.

Во времена своего могущества, в 13 - 14-м веках Венеция не была такой роскошной, зато имела огромный флот и выход на восточные рынки, откуда венецианцы привозили в Европу драгоценности и прянности, которые также ценились на вес золота. Этим, надо сказать, Венеция и славилась по всей Европе, за счет этого и богатела. Роскошный мост Риальто, под которым мы проплываем по пути к площади Сан-Марко,  был в те времена самой большой товарной биржей в Европе. Здесь и на прилегающей к мосту площади заключались сделки на огромные суммы. Кстати, именно здесь появились первые, еще рукописные,  газеты и предшественники  фельетонов и памфлетов, листовки-пасквили. Венеция вообще славилась как царство свободы и свободы слова в частности. Галилео Галилей, пока он жил в Венеции, был недосягаем для инквизиции.

Венецианцы были ребята смелые, хитрые и разбойники не без лихости. 31 января 829 года венецианские купцы выкрали из Александрии, которую тогда захватили арабы, мощи апостола Марка, ставшего впоследствии небесным покровителем Венеции. Этот старый еврей, пожалуй, содрогнулся бы при жизни от омерзения, узнав, что когда-то его тело будет обложено свиными тушами. Содрогнулись и арабские таможенники, увидев какую гадость везут в одной из корзин неверные. Досматривать эту корзину не стали, тела евангелиста не обнаружили. Так, благодаря наглости и хитрости своих жителей, Венеция обрела свою реликвию. По тогдашним временам это было сокровище. Многие славные города довольствовались всего-навсего гвоздем со Святого креста, которых в общей сложности в христианском мире насчитывалось десяток, не меньше.


В  том же году на главной площади города начали строить базилику Святого Марка. Соответственно и площадь стала называться именем новоприобретенного (или благоукраденного?) небесного покровителя. Строительство базилики было завершено в 832 году. Поскольку от Венеции можно было быстрее добраться по морю до Константинополя, чем по суше до Рима, базилика Святого Марка была построена в редком для Италии византийском стиле. А с 1063 по 1094 год на этом же месте была построена новая, та, которую можно увидеть сегодня. О богатстве Венеции говорит и тот факт, что строительство городского собора не превратилось в долгострой. Строили, строили и, наконец, построили.

Неутолимая жажда наживы в конце концов сгубила Венецию. В 1204 году она  толкнула венецианцев на дело совсем не богоугодное. Четвертый крестовый поход направился не на "освобождение" гроба Господня. Венецианские корабли подвезли западных рыцарей к Константинополю, крестоносцы овладели богатейшим городом и ограбили его так, что два века население помнило этот дикий грабеж "братьев по вере". Когда в 1453 году Константинополь захватили турки, оказалось, что мусульмане были менее кровожадны. Да и менее жадны тоже. Турки город разграбили, так сказать "в щадящем режиме". По крайней мере никто не вывозил городских памятников. Венецианцы же в 13-м веке вывезли с ипподрома Константинополя бронзовую квадригу и этой четверкой коней украсили свой собор Святого Марка. Казалось бы пустячок, а приятно!

Поспособствовав падению Византии, венецианцы, что называется, сами вырыли себе яму. Теперь на Средиземном море им пришлось иметь дело  с враждебным османским флотом. Постоянная война на море стала разорять город. Тем более, что монополия Венеции на торговлю восточными товарами закончилась. Португальцы открыли морской путь в Индию, а чуть позже - на Острова Прянностей. Когда в 1571 году венецианский флот одолел турок в одной из крупнейших в мире морских битв при Лепанто, эта победа была уже не нужна. Мировые торговые пути сдвинулись из Средиземного моря в Атлантику. Венецию обогнали Голландия, Португалия и Англия.

Венец Венеции, как царицы морей был утрачен. Зато она приобрела славу города красивого,  таинственного и грешного. Как ни странно, это тоже приносило немалые доходы.  Те дворцы, на которые мы любуемся, проплывая на теплоходике по Большому каналу, были построены в основном в 14-м и в 15-м веке, но роскошным убранством засверкали они только в веке 18-м. Тогда со всех концов Европы в Венецию стали слетаться богатые бездельники, искавшие здесь романтики и любви. Спрос родил предложение. Дорогие венецианские проститутки славились по всей Европе, как раньше лихие венецианские купцы. Хозяева легких и быстрых, очень хорошо приспособленных для грабежа, лодок - гондол, стали перевозить влюбленных и распевать баркаролы. Название этих песенок восходит к итальянскому слову "barka" - "лодка". Говорят, что сначала по-русски ударение в слове "гондола" ставилось, как в итальянском языке,  на первом слоге. Но благодаря неуемной вольности поэтов, постоянно рифмовавших это слово с "баркаролой", ударение переместилось на следующий слог.

Минут сорок необходимо теплоходику, чтобы пройти по всему Большому каналу и причалить к пристани у Дворца дожей. Дальше надо идти и гулять по Сан-Марко самому. Конечно, зайти в собор и обалдеть от его внутреннего устройства и золоченного мозаичного убранства, прилежно копирующего храм Святой Софии в Константинополе. И разглядеть на портале собора мозаикой же выложенный сюжет с похищением тела апостола из Александрии. Верующему человеку, возможно, будет в кайф спуститься в подземную крипту собора, к гробнице Святого Марка. Неверующему это никаких впечатлений не принесет, разве что жалко станет денег, которые за вход в крипту берут.

Если хватит сил и любопытства, стоит забраться на звонницу собора (кампаниллу) из красного кирпича с зеленой крышей, что находится напротив собора. Вид сверху замечательный, а мой знакомый, Коби Бен-Гиль, беззаветный фотограф, попав на эту верхотуру и делая снимок за снимком был, кажется не на высоте 95 м?, а гораздо выше, на седьмом небе.


Площадь Сан-Марко, находящаяся перед собором, тоже достойна осмотра. Особенной фишкой являются очень дорогие кафе, в числе которых самое знаменитое, "Флориан". Место только для просмотра! Ибо за чашечку кофе здесь сдерут дикие деньги, а в меню будет включена и музыка пианиста, тихонько сопровождающая это удивительное по наглости действо. В общем венецианцы демонстрируют, что гены их предков, лихих купцов, пока не растрачены.

Впрочем, достаточно уйти с площади и запутаться в лабиринте улиц, переулков и каналов, цены перестанут быть головокружительно высокими. Я сказал "запутаться"? Это не вполне верно. Запутаться на Венецианских улицах трудно. Везде указатели двух типов: к площади Святого Марка и обратно, к вокзалу "Санта-Лючия" (или к Римской площади, что практически одно и то же). Заплутать тяжело, но поплутать придется. Если захотите пешком проделать весь путь до вокзала, положите на это два часа, не ошибетесь.

Да, если захотите есть, выгребайте к мосту Риальто. Здесь находится самая дешевая в Венеции столовая самообслуживания и при ней еще и джилатерия, то есть, продажа мороженного. Мороженное-джелато - такое же итальянское национальное блюдо, как и спагетти. Не знали?

Хождение по венецианским улицам от Сан-Марко до Риальто, как уже было сказано, дело утомительное, хотя и приятное. Поэтому, если устали, здесь можно сесть на теплоходик и вернуться к вокзалу, откуда утром мы начинали свой путь. Вернуться переполненному впечатлений. Но если осталось желание увидеть что-нибудь еще, можно сесть на теплоход, идущий к островам Мурано или Бурано, чтобы полюбоваться на Венецию с воды. Собственно говоря, именно так на эту "морскую столицу" (помните "Песню веденецкого гостя" из оперы "Садко"?) и надо смотреть!



Статья опубликована на сайте Школа жизни

Полезные ссылки:
  1. 100 великих городов мира. Венеция
  2. Все о Венеции на русском языке
  3. Фоторепортаж с площади Святого Марка
  4. Описание всех чудес, которые можно увидеть на площади Святого Марка

Венеция, Италия, один день в, школа жизни

Previous post Next post
Up