Представители интеллигенции высказывают недовольство ситуацией в стране
Владислав Швед / Столетие.Ру29.08.2012
Ассоциация «Литва без нацизма» 24 августа с.г. провела в Вильнюсе заседание дискуссионного клуба на тему «Манипуляция историей, как инструментом пропаганды. 23-е августа и другие события». Со вступительным докладом выступил вице-председатель ассоциации Альгирдас Палецкис. Он отметил, что легитимность современных литовских властей держится на примитивной и поэтому воспринимаемой литовским обывателем исторической «схеме».
Любые попытки рассмотреть эту «схему», как говорится, при дневном свете, литовские власти расценивают как величайшую крамолу и моментально призывают на помощь «дубинку правосудия». Это самый очевидный признак слабости власти.
В основу первой части упомянутой «схемы», отметил докладчик, положен известный советско-германский пакт 1939 г., как первопричина всех бед Литвы. Однако известно, что Литва в сферу советских интересов была включена только по советско-германскому договору от 28 сентября 1939 г. Причем именно благодаря пакту Молотова-Риббентропа Литва не попала под нацистскую оккупацию в том же 1939-м. Более того, СССР тогда вернул Литве Вильнюс, а после войны и Клайпеду.
Во второй части центральное место занимает «советская оккупация».
Однако, как заметил Палецкис, международная Гаагская конференция давно определила, что оккупация может наступить только после военного конфликта. Такового между СССР и странами Балтии не было.
В третьей части героизируется так называемая «партизанская война» в Литве против советских оккупантов. Она, по мнению докладчика, была столь «героической», что в ходе неё «лесные» партизаны уничтожили 25 тысяч мирных жителей Литвы, в том числе целые семьи с детьми.
Четвертая часть схемы повествует о черных советских временах. Таких «черных», что, как отметил Палецкис, в этот период были ликвидированы разрушения, принесенные нацистской оккупацией, была создана мощная промышленность, расцвело сельское хозяйство, литовская культура достигла невероятных вершин, а число жителей республики увеличилось на треть.
В пятой части превозносится так называемое поющее и мирное литовское возрождение 1988-1991 гг. Такое мирное, что 13 января 1991 г. литовские саванорисы (добровольцы) с крыш расстреливали людей в толпе у вильнюсской телебашни.
Эти мысли, высказанные лидером Социалистического фронта Литвы А. Палецкисом, поддержали выступившие в ходе заседания дискуссионного клуба. Особо они подчеркивали, что история в Литве фальсифицируется не от хорошей жизни. Этим правящие круги пытаются скрыть тот факт, что в 1990 г. Литву усадили в дырявую лодку, которая год за годом набирает всё больше воды… Выход один - для спасения будущего необходимо озвучить всю историческую правду.
Следует отметить, что трезвые голоса, реально оценивающие ситуацию в Литве, всё чаще звучат в литовских СМИ. Примечательно, что среди них немало бывших диссидентов, в своё время активно боровшихся с советской властью.
В начале 2012 г. увидела свет книга высказываний и интервью наиболее известных литовских диссидентов советского периода. Она называется «Dar karta apie landsbergizmą» (Ещё раз о ландсбергизме) и была составлена Юозасом Иванаускасом. Ландсбергизмом в книге именуется гибельная политика, которую последние двадцать лет проводит в Литве новая правящая элита, пришедшая к власти в 1990-м.
Бывшие диссиденты, всю жизнь посвятившие обретению Литвой независимости, с горечью констатируют, что они мечтали не о такой республике.
Ландсбергису и его клике их высокие помыслы о демократизме, свободе и достоинстве каждого человека оказались ненужными. Интервью бывших диссидентов - это фактическое обвинение режиму Ландсбергиса, обрекшего Литву на обнищание.
В том же ключе рассуждает Витянис Андрюкайтис, которого русскоязычная газета «Экспресс-неделя» (№ 33, 16.08.2012 г.) представила так: «Известный литовский политик из семьи ссыльного. Родился в Якутии, на берегу моря Лаптевых. Активист-антисоветчик, диссидент. Его задерживали, арестовывали, он жил и работал под контролем КГБ. Врач-кардиохирург, историк, политолог, сигнатор Акта независимости (подписант Акта. - В. Ш.). Он любит Литву, что и доказал своей борьбой в молодости, которая тогда была крайне опасна. Но в нем нет ни капли зла ни на СССР, ни на Россию».
В своем интервью Андрюкайтис, в частности, заявил: «Наша страна страдает геостратегической близорукостью. Элита не может понять, что регион Балтийского моря должен развиваться в содружестве государств, на основах интенсивной кооперации. А мы, например, по собственной глупости потеряли возможность экспортировать российскую сырую нефть через терминал в Бутинге. Ну, какой дурак сам отказывается от больших доходов? Решили "Ивана к трубе не подпустить" и поплатились».
Не менее жестко высказался Андрюкайтис и в отношении закрытия Игналинской АЭС и строительства новой АЭС. «Сейчас Литва снова геостратегически близорука.
Вместо того, чтобы договориться с Россией и странами ЕС и строить у нас под Висагинасом реактор совместными усилиями, снова не "подпустили Ивана"… вместо благотворного сотрудничества мы покупаем устаревающую технологию.
Японский реактор был предназначен для "Фукусимы", но после аварии он не понадобился, его нам и подсунули».
Интересен взгляд Андрюкайтиса на «советскую оккупацию»: «Да, период с 1939-го по 1953 год подходит под такое определение. Было вооруженное сопротивление. Но весь 50-летний период измерять этой меркой очень сложно. Жители Литвы легализовали режим, они брали паспорта этой страны, жили в ней, как в своей. В 1990 году мы провозгласили какую республику? С портом Клайпеда и столицей Вильнюсом. В июне 1939 года это было бы невозможно. Нужно смотреть на историю открыто и честно».
Недовольство ситуацией в Литве высказывают и представители новой литовской интеллигенции. Так, преподаватель Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета, политолог Айне Рамонайте во время дискуссии о стратегии развития «Литва 2030», проходившей в январе 2012 г. в литовском парламенте, заявила следующее:
«В СССР мы были лучшей его частью, все это знали: Прибалтика, что такое Прибалтика - почти Запад. Так и в фильмах было - везде. Люди гордились этим… А что сейчас? Мы худшая часть ЕС, западной цивилизации, какие-то задворки, где-то на Востоке, рядом с Россией. Это ощущение провинциальности давит».
А вот мнение одного из ведущих литовских историков профессора Вильнюсского педагогического университета Людаса Труски. Он считает, что лучше всего ситуацию в Литве характеризует массовый отъезд литовцев за границу, который профессор назвал «массовой эвакуацией».
В своём интервью «Экспресс-неделе» (от 02. 04. 2011) Л. Труска отметил, вопреки уверениям нынешнего премьер-министра Андрюса Кубилюса (представителя ландсбергистской партии консерваторов), что «литовская эмиграция приносит Литве только минусы: еще никогда так стремительно и столь масштабно не сокращался небольшой литовский народ. Только в 2010 году родину покинули 84 тыс. человек - почти столько, сколько эмигрировали из Литвы за десятилетия между двумя мировыми войнами!
…Последняя перепись населения в советское время - в 1989 году показала, что в Литве жило 3,7 млн. человек, 80% которых составляли литовцы. А сегодня, по сведениям Департамента статистики, в Литве живет 3,4 млн. человек, но думаю, это неполные данные, потому что многие уезжают, не декларируя свой отъезд».
(По некоторым данным население Литвы в настоящее время составляет немногим более 3,0 млн. чел.).
Профессор достаточно откровенно назвал причины отъезда литовцев за границу. По его мнению, «все началось, когда в 1991-1992 годах, после восстановления Литовского государства, закладывались краеугольные камни литовской экономики. Тогда большинство в Верховном Совете Литвы составляло правое крыло "Саюдиса". Они пробыли у власти до осени 1992 года, успев разрушить колхозы, провести приватизацию основных предприятий и сельскохозяйственных земель…
… Ландсбергис и его сподвижники очень ярко проявили себя как разрушители: главным для них было разрушать, хотя необходимости в тотальном разрушении не было.
Колхозы можно было преобразовать в кооперативы - они есть на Западе, где существует государственный капитализм, не обязательно было разрушать фермы, постройки, которые сейчас пустуют и разваливаются. В советские времена Литва превратилась из отсталого аграрного края в развитую промышленную республику.
… Из-за разрушенных сельского хозяйства и промышленности масса людей осталась без работы. И сегодня люди ищут работу за границей».
Эта информация подтверждается сообщениями, которые я получаю из Литвы. Особенно меня поразили современные фотографии вильнюсского микрорайона «Лаздинай», в советский период отмеченного Ленинской премией в области градостроительства.
Когда-то получить квартиру в «Лаздинай» было мечтой многих вильнюсцев, а сегодня на фото запечатлены многочисленные темные окна опустевших квартир, хозяева которых уехали искать счастья за границей.
Труска весьма недвусмысленно высказался и по поводу утверждений нынешних литовских властейо том, что главным вектором политики Советов было не развитие промышленности и сельского хозяйства Литвы, а геноцид, уничтожение ее народа: «Для историка самое важное - это факты, а я не говорю ничего, что бы не было подтверждено фактами. Как можно говорить про советский геноцид, если население Литвы в послесталинский период выросло на миллион человек!
Действительно, в советские времена при железном занавесе на Запад уехать было невозможно, но если бы в Литве не развивалась промышленность, то литовцы вынуждены были бы искать работу на предприятиях России, Украины, Казахстана, других республик. Однако в Литве успешно развивалась промышленность, литовцы считались самым оседлым народом в СССР».
Отдавая дань литовскому закону, по которому каждый, кто сомневается в «советской оккупации», может быть приговорен к двум годам тюремного заключения, профессор заметил: «Мы, например, не можем согласиться с политиками России, с некоторыми историками, которые утверждают, что не было оккупации. Правда, это была достаточно необычная оккупация, не в классическом ее понимании, потому что метрополия жила хуже своих колоний, а не наоборот, как было у колонизаторов Англии или Франции. Однако то, что в результате этой оккупации Литва потеряла государственность, - это бесспорно. Но не надо искусственным образом обострять отношения
…После оккупации, которая продолжалась более полувека, у большинства литовцев нет антирусских настроений, так что антирусские высказывания политиков не отражают мнение народа. Иначе литовцы так активно не голосовали бы за Партию труда Виктора Успасских».
(В. Успасских - литовский предприниматель и политик русского происхождения, создатель и лидер Партии труда Литвы. С 2009 г. - европарламентарий от Партии труда).
Как видим, в Литве немало людей, имеющих значительный общественный и политический вес, которые трезво оценивают ситуацию.
Отрезвление от псевдонезависимости и неприязни к СССР и России началось.
Рано или поздно, но настанет день, когда приспешникам Ландсбергиса литовский народ откажет в доверии и Литва в полной мере сможет использовать возможности успешного сотрудничества, как с Западом, так и с Востоком, и, прежде всего, с Россией.