По видимому, новые стандарты диктуют медийной среде Новосибирска пребывать в перманентно накалённом состоянии. Ещё не отгремели залпы информационных баталий вокруг
монстрации,
пуска «сталинобуса», и
выставки Марата Гельмана «Родина», как на конвейер поступил очередной новостной повод. В Новосибирске, следом за Москвой прошли акции протеста из серии «окупай». По информации
НГС, «около 15 часов 13 мая группа молодых людей оккупировала газон в сквере у оперного театра. ... Эти люди заявили, что гуляют в сквере, что просидят они тут, не отлучаясь, неделю, и что теперь это их место и называется оно «ОккупайНСК» или «Оккупайск».
Мероприятие с переменным успехом продолжалась несколько дней, а 18 мая московские оккупанты решили поддержать новосибирских. Как написал
в своем блоге депутат государственной думы от «Справедливой России» Илья Пономарев, «сегодня в ночь лечу в Новосибирск, где завтра встречусь с ребятами, организовавшими свой #ОккупайНск в центре города на пл. Ленина». А уже в субботу «буду в Алма-Ате помочь по делу о расстреле демонстрации рабочих в Жанаозене, где многие люди погибли».
Визит Пономарёва в Новосибирск сопровождался новыми порциями информационных вбросов. Так, в день приезда депутата поборники contemporary art разместили в интернете
открытое письмо в его адрес. Авторы требовали «конкретных действий» в отношении местного депутата от «СР» Анатолия Кубанова, посмевшего резко отозваться о выставке «Родина». А после
прямых угроз Михаила Прохорова в адрес губернатора Василия Юрченко политическая поддержка продвижению выставки «Родина» стала очевидна до неприличия. Наблюдатели лишь задаются вопросом о том, каков максимальный калибр «политической артиллерии», который Марат Гельман не постесняется привлечь для покорения нашего города.
Напомним, что идея о выставке «Родина» в Новосибирске была озвучена сразу после
неудачи «местных защитников pussy riot», и сопровождалась их призывами к
срыву парада Победы. А теперь та же небольшая группа персонажей в Новосибирске организовала «ОккупайНСК».
В этой связи наше внимание привлекла фигура эмиссара из центра. Кто такой Илья Пономарёв и какое отношение он имеет к «стихийному молодёжному протесту» в Новосибирске? Мы заинтересовались биографией депутата - защитника искусства и креативного протеста в нашем городе.
Статья по биографии Пономарева имеется в Википедии. Практически вся она основана на данных из респектабельных источников. Подозрительную информацию мы не будем принимать во внимание.
Пономарёв Илья Владимирович родился 6 августа 1975 года в Москве. Отец - Владимир Николаевич Пономарёв, профессор, доктор физико-математических наук, в настоящее время является вице-президентом Ассоциации строителей России. До этого занимал должность статс-секретаря - заместителя председателя Госстроя России, принимал активное участие в разработке российской системы ипотечного кредитования. Мать - Лариса Николаевна Пономарёва, член Совета Федерации от правительства Чукотского автономного округа, первый зампред комитета по социальной политике.
Трудовую деятельность начал в 14 лет, в 1989 году - в Институте проблем безопасного развития атомной энергетики (ИБРАЭ) АН СССР. По поручению руководства Института организовал группу обучения сотрудников компьютерным технологиям, а также занимался поддержкой парка ПК.
В 16 лет, в 1991 году создал собственную компанию - АОЗТ «Русспрофи Лтд.», где занял должность генерального директора. В 1992 году занимался торговыми сделками на Российской товарно-сырьевой бирже (РТСБ), далее деятельность компании сосредоточилась на услугах в области программирования, поставок и обслуживания персональных компьютеров. Разработанная в «Русспрофи» система психологической профдиагностики «З-Тест™» стала стандартом в структурах МВД и гражданской авиации. В 1992 году поступил на Физический факультет Московского государственного университета.
Согласитесь, при всей элитной включённости семьи Ильи Владимировича, его карьерный рост беспрецедентен даже для начала 90-х. Эпоха эпохой, но и самые хваткие молодые дарования становились
директорами банков все же после окончания вуза. А тут -- в четырнадцать лет и уже организует группу. Так и видится, как юноша собирает специалистов с высшим образованием и опытом работы, и раздает им указания. В гипотезу о молодом гении сильно мешает поверить тот факт, что в том же институте ИБРАЭ занимал большую должность и Пономарёв-старший.
В 1991 по достижении 16-летия (и получении паспорта) Илья создает компанию. Компания имеет успех, и ухитряется продать свой товар аж двум госструктурам сразу.
В 1992 году Илья поступает на физический Факультет МГУ. А в 1995 году в бизнесе студента Пономарёва начинается новый этап: «произошло слияние бизнеса «Русспрофи» и российско-американского совместного предприятия (СП) «International Networks Connections» (INC), в котором Пономарёв занял позицию коммерческого, а затем исполнительного директора». Итак, выход на транснациональный уровень состоялся. Но карьерный взлёт на этом не остановился.
«С ноября 1996 года Пономарёв занял позицию директора по развитию бизнеса в странах СНГ компании «Schlumberger/GeoQuest». При участии Пономарёва «Schlumberger» ввела практику стратегических альянсов с нефтяными компаниями, первой из которых стала НК «ЮКОС». Очень интересный факт. Запомним эту связь с транснациональными нефтяными компаниями.
С 1998 Пономарёв занимает разные должности в компании «ЮКОС». Однако не забывает о собственном бизнесе и не перестаёт пользоваться исключительной популярностью в госструктурах. Так, в 2001 году он занял должность вице-президента компании IBS и «возглавил направление стратегических проектов и связей с государственными органами. Главной задачей стала реализация проектов в рамках ФЦП «Электронная Россия» (портал Правительства РФ, система госзакупок, поддержка налоговой реформы, автоматизация таможенного учета, мониторинг ЖКХ и т. п.), а также развитие региональной сети IBS, выстраивание отношений с администрациями субъектов РФ».
С 2002 года и
начала разгрома «ЮКОСа» Пономарёв «сосредоточился на реализации консалтинговых и исследовательских проектов в сфере госуправления и макроэкономики в рамках Института проблем глобализации (ИПРОГ)». Этот самый ИПРОГ «по заказу государственных и крупных частных структур разработал ряд проектов, в том числе концепцию развития Сибири и Дальнего Востока, стратегию развития ТЭК Красноярского края, анализ реформ трудового законодательства, Жилищного кодекса и реформы ЖКХ, реформы образования, концепцию развития местного самоуправления и федеративных отношений». Забегая вперёд, отметим пикантную деталь: получается, что сегодня Илья Владимирович протестует как раз против тех проектов, в разработке которых ранее принимал горячее участие.
К этому же периоду относится участие в «политической и политтехнологической работе с КПРФ в качестве руководителя Информационно-технологического центра ЦК КПРФ. В 2003 году создал Интернет-портал КПРФ.ру, альтернативную систему ГАС Выборы».
С 2006 года занимался инновациями: «в качестве советника заместителя министра по информационным технологиям и связи Дмитрия Милованцева координировал работу над программой развития технопарков в сфере высоких технологий, реализуемой в российских регионах под эгидой Мининформсвязи РФ, во главе Центра территориального развития при Мининформсвязи РФ. С 2009 года является первым заместителем руководителя экспертного комитета Совета по развитию информационного общества при Президенте РФ. В июне 2010 года назначен советником Президента Фонда «Сколково» Виктора Вексельберга по международному развитию и коммерциализации технологий».
Что характерно, в это же время «стал одним из организаторов контр-саммита G8 в Санкт-Петербурге». И вообще, активно занимался протестной деятельностью: постоянный член оргкомитета Российского социального форума (объединяющего протестные и социальные движения страны), член Рабочего комитета Союза координационных советов, соорганизатор «Левого фронта».
В 2007 году избран в Государственную Думу по спискам партии «Справедливая Россия» от Новосибирской области.
В 2011-2012 активно участвовал в протестном движении. Осталось перечислить регалии оппозиционера: «Член Совета по национальной стратегии, Совета по внешней и оборонной политике. Руководитель направления законодательных инициатив Института современного развития (ИНСОР), председателем Попечительского совета которого является президент России Дмитрий Медведев.»
Итак, бизнесмен и политтехнолог прочно вписан в местные и международные элиты, занимает высокие государственные должности. Активно создавал то, против чего теперь борется. Одновременно состоит в совете по оборонной политике и курирует протестное движение. Поднялся во время тотального беззакония 90-х и сегодня выступает против коррупции.
Бойкая хлестаковщина Ильи Владимировича не может заслонить ни игрового, ни элитного факторов. Протест как проект (в том числе и медийный) рутинной составной частью входит в сферу деятельности нашего героя. А как же новосибирские оппозиционеры, которых приезжал защищать Пономарёв? Быть может, тут мы найдём стихийную и спонтанную «инициативу снизу»?
Кое-что по этому поводу сказать можно. Активнейшее участие почти во всех вышеперечисленных акциях принял местный художник Артём Лоскутов. Отметим, что художником в классическом смысле Артёма назвать нельзя - его кисти принадлежат
всего четыре картины. Правильнее говорить о нём, как о
артивисте, представителе направления contemporary art, или просто оппозиционном политике.
Для того, чтобы выявить некоторые интересующие нас связи, придется вернутся в далекий 2005 год. Тогда под Краснодаром оппозиционный Молодежный Левый Фронт (МЛФ) открыл обучающий лагерь для активистов левого движения. Один из участников разместил в интернете достаточно подробный отчет о своем
пребывании в том лагере.
Согласно этому отчету, мероприятие организовал Илья Пономарёв. И было оно очень специфическим, если не сказать больше. Приведу несколько цитат:
«Несколько слов о структуре власти в лагере. На самом верху был Пономарёв, которого никто не избирал. Пономарёв играл роль "серого кардинала". Средний эшелон управленцев был представлен Франческой, Денис Тихоцким, и возможно Васей Колтшевым, благодаря его московским политическим связям».
«Однако, приехал Илья Пономарёв, которым Франческа очарована, и "отредактировал" расписание. Вместо выступлений участников рассылки мы получили выступления тех людей, которых привез с собой мэтр МЛФ. Это - Денис Тихоцкий, назначенный директором лагеря, Алексей Кунгуров, издатель газет на деньги одних олигархов против других, Василий Колташев из КПРФ, "помощник депутата».
Немного о том, что именно преподавалось в лагере. Прошу прошение за пространное цитирование. Но это - песня. А из песни слова не выкинешь.
«Первый семинар, с подачи Пономарёва - «протестные движения в городе», ведущий Денис Тихоцкий. Фраза которая его характеризует: «цели ставит руководство, наше дело воевать»».
«Почему лагерь МЛФ начали с семинара Тихоцкого? Как рассказал сам Денис, в Москве пахнет «оранжевой революцией». Это значит, что многие слои общества недовольны политикой Путина. Олигархи делают приготовления к тому, чтобы его сместить. Исполнительную роль тут играет МЛФ, который готовит "ударные отряды", наподобие украинской «Поры».
«Из семинаров Тихоцкого, которые длились 3 дня, я вынес такую мысль: оружие №1 для революционеров - это слово. Оружие №2 - это автоматы. Это оружие мы сумеем добыть, когда будет боевая обстановка».
«Второй семинар вел другой человека Ильи Пономарёва - Алексей Кунгуров, редактор и издатель нескольких газет. Журналистику он определил как «манипуляцию массовым сознанием».
«Сделать газету - значит: 1) собрать материал, 2) написать, 3) напечатать, 4) распространить. В газете надо говорить о непосредственном опыте, чтобы было горячо. 99% населения всё понимают через свой карман».
«Затем НТК снимали семинар, который вел лично Илья Пономарёв. Во-первых, он указал на активизацию борьбы за место приемника Путина. Тут он обозначил две основные группировки: 1) старая команда Ельцина, за которой стоит «Русский Алюминий» и «Альфа группа», и 2) «Новые питерские», во главе с Сечиным.
«Оранжевую революцию» он определил как передел собственности ... На предвыборную компанию Януковича было потрачено около $600 миллионов, а на предвыборную компанию Ющенко $100 миллионов. Западная "помощь" была незначительная, наибольшие "вливания" делали олигархи.
Осенью в Дагестане возможна война, "распространение чеченского конфликта". Между собой конфликтуют различные группировки олигархов. Ходят слухи о формировании горской республики на Кавказе, с центром в Ставрополе.
Вторым проблемным регионом, после Кавказа, является Сибирь. Циркулируют листовки, которые призывают Сибирь отделиться от России, указывается, что Москва эксплуатирует Сибирь. 9% опрошенных в Сибири поддерживают этот тезис целиком, 41% скорее всего поддерживают, т.е. около половины опрошенных сибиряков не прочь отделиться от Москвы.
Третьим проблемным регионом является Якутия. В Якутии наблюдается высокая национальная напряженность в связи с конфликтом вокруг образовательной системы…».
Немного о источниках финансирования:
«После выступления, я подошел к Пономарёву, чтобы уточнить, что значит "не допустить влияния олигархов". Пономарёв отрицал, что он берет деньги у олигархов, однако заявил, что знаком почти со всеми из них. Больше вопросов к нему у меня не было. Пономарёв не знал, что Тихоцкий, в личной беседе со мной, сказал что получает от него $50 в день, и что эти деньги идут от Березовского. Кунгуров, в личной беседе со мной, подтвердил, что Пономарёв получает деньги от Кандаурова, т.е. из Юкоса».
И, наконец, о участниках из сибирского региона:
«9 июля, мы с Франческой поехали на вокзал встречать группу из Алтая, «барнаульцев». Эту группу возглавляли «Полковник» и «Котовский».
«Вечером мы встречали людей из Новосибирска. Это была молодая пара, «растоманы», из группы CAT (Contemporary Art Terrorism, см. фото слева). Они привезли нам образцы своего искусства и акций. Группа CAT - это что-то на границе между искусством и левой политикой. Например, они выступают против «интеллектуальной собственности». В Новосибирске они проводят не демонстрации, а «монстрации» (monster = чудовище)».
Есть и еще одно упоминание о «парне из Сибири»:
«Вечером, на гитаре, играл парень из Новосибирска. У него особая, очень эмоциональная манера петь, как бы от всего тела. Особенно запомнилась сибирская песня «Мой олень». Ночью, подвывание «мой олень» разносилось по всему побережью».
И, наконец, автор отчета был столь любезен, что опубликовал фотографии участников лагеря. И кого же мы там видим?
У нас нет никакого желания демонизировать личность Лоскутова, мы можем лишь порадоваться его профессиональной подготовке. Однако после таких фактов можно ли говорить о том, что организованное оппозиционное движение в Москве «стихийно поддержано российскими регионами»?
Похоже, что нынешние креативные оппозиционеры вписаны в общий сценарий, и возникли не на пустом месте, а после длительных усилий по их взращиванию. В результате этих усилий в России сейчас оформляется некая протестная машина. Какие у нее цели, и на чьи деньги она поднялась и функционирует, хорошо описано в цитируемом отчёте.
Но даже если пренебречь давними воспоминаниями, одна только фигура Ильи Пономарёва с его элитной биографией красноречиво свидетельствует, что никаким народным протестом здесь и не пахнет. Видно только желание использовать энергию общественного недовольства в политической игре.
Что мы получим, если соединим фигуру Пономарёва с происходившим в лагере Молодёжного Левого Фронта? Как это всё можно объяснить? Как в России допустили создание протестной машины? Как объяснить, что человек ведет явно подрывную деятельность и одновременно занимает высокие государственные должности? Давайте ответим честно, без аргументов типа «они сами собрались», «оно само получилось».
Серьёзный раскол российской элиты констатируется сейчас почти всеми. В ходе кланового противостояния возникает ситуация, хорошо описываемая моделью специфических весов, или «качелей». Каждая из сторон стремится кинуть на свою чашу всё более весомый аргумент. От этого весы раскачиваются всё сильнее, и, в конце концов, идут вразнос.
Такая раскачка идет сейчас по всей стране. Аргументом в политике стал уличный протест. И организуют этот протест силы, которые никакого отношения к народу не имеют. Отстаивают они не какие-то там народные чаянья, а прежде всего своё положение в элите, свое безбедное существование и свою привилегию назначать детей директорами в 16 лет. Ну и, конечно, привилегию плевать на свой народ, грабить его и
относиться к нему как к домашней скотине.
А над всем этим стоят уже транснациональные силы, которым срочно нужно решать вопрос с кризисом (так принято сейчас именовать длящуюся катастрофу). И лучшее решение для них - поделить 30% ресурсов, принадлежащих всего 2% населения земного шара. Они сделали свои ставки и активно подливают масло в огонь конфликта. Так уже было во время Пересторойки-1. Кстати, в этой связи поездка Пономарёва в Алма-Ату не выглядит чем-то удивительным. Похоже, что он и там раскачивает качели. С его-то транснациональным нефтяным бэкграундом…
Что нам делать в такой, казалось бы, безнадёжной ситуации? Прежде всего, понять, что рассчитывать на какую-либо сторону элитного конфликта, с его креативно-«культурным» и медийным оформлением, - бессмысленно. Единственный выход - формировать третью силу: макросоциальную группу, которая представит подлинный протест широких масс и сможет взять на себя ответственность за судьбу страны. Создание такой социальной группы - дело невероятной сложности. Но всё преодолимо. Главное - чтобы хватило времени.
Посмотрите: тезисы, которые казались несбыточными летом 2005-го в лагере под Краснодаром, сегодня выплеснуты на улицы. Если мы хотим сохранить нашу Родину, то времени на консолидацию у нас немногим больше. Как это было уже не раз в истории, сейчас на одной стороне - интересы, ресурсы и отлаженные политтехнологии, а на другой - историческая воля.