Особенности шиизма. Короткий экскурс в шиитскую философию.

Jan 15, 2016 09:25


Сейчас, когда на Ближнем Востоке грозит полыхнуть ядерным пламенем Третья Мировая война, очень важно начать понимать противостоящие стороны. С одной стороны находятся монархии Персидского залива. С другой - светские режимы, вступившие в союз с Ираном. Главный признак идентификации "свой-чужой" находится в религиозной плоскости. И на полюсах этого противостояния стоит далеко не диалектика "светскость-религиозность", а "своя религиозность - чужая религиозность", при том в рамках одной мировой религии - ислама: Шииты против суннитов.


Почему происходит такое расхождение? Почему одни мусульмане готовы насмерть воевать с другими мусульманами?
Для ответа на эти вопросы нужно начать подробнее разбираться с религиозными течениями, вовлечёнными в конфликт. По меньшей мере, в общих чертах и с основными из них. И начнём мы с рассмотрения шиизма. И в этом призовём к себе на помощь Анри Корбена - признанного эксперта в вопросах исламской философии и его труд "История исламской философии".


Кто такие шииты?
Мы с Вами уже обсуждали халифатизм и углублялись в вопросы истории халифатов от Первого (праведного) халифата VII века до турецкого султаната, павшего только в начале XX века. И тогда же мы впервые обозначили первые расхождения в изламе на шиитском и суннитском направлении.

Главный вопрос расхождения заключался в престолонаследии.
Сунниты признавали святость только Пророка Мухаммеда, и поддержали халифа Муавия ибн Абу Суфьяна, сначала взбунтовавшегося, а затем свергнувшего последнего из четырёх праведных халифов - зятя Пророка, халифа Али ибн Абу Талиба. Предшествовала этому моменту целая война, развязанная противниками зятя Пророка - хараджитами - и внутриисламская смута (После Пророка халифы умирали в основном насильственной смертью).
Шииты же напротив признавали святость всех родственников Пророка, и считали, что халифат должен наследовать плоть от плоти Пророка. И в этом заключался основной конфликт и суть раскола.

Имамат

Согласно шиитским классикам, происходило разделение полномочий хозяйственной и духовной власти. Хозяйственником, военоначальником, т.е. главой исполнительной власти оставался халиф. Однако духовная жизнь мусульман должна была быть подчинена не администратору, а духовному лицу, коими стали имамы.
Имам - проводник и толкователь Корана - глава мусульманской общины. Сегодня имамами в Татарстане, Казахстане и др. называют даже простых настоятелей мечети, но тогда имам был один и находился на самом верху иерархии.
В шиитской мистической практике имамы были духовными родственниками Муххамеда. Линия выстраивалась следующим образом.

Шииты признавали всех пророков, от Адама и Ноя, до Моисея и Христа. Однако, следовать их заветам становилось нельзя, потому что срок их пророчества закончен. И конец пророчеству каждого предыдущего пророка накладывл Алах посыланием на землю нового Пророка. Так завет Моисея был закрыт появленим Христа, а завет Христа закрыт, соответственно, появлением Мухаммеда. Т.е. и иудеи, и христиане, и мудрости других религий вроде как и признавались, однако признавались устаревшими и требующими переосмысления с приходом Муххамеда.
В отличие от суннитов, шииты Персии очень глубоко приняли в свою философию мудрость древний греков (Аристотеля, Платона и др.), зороастрийские традиции, манихейские, маздаистские традиции и другие из многих доисламских культурных пластов, коими оказалась богата Персия.
У каждого пророка формировалась священная свита из двенадцати ближайших последователей. У Христа они выразились в двенадцати апостолах. У Мухаммеда - в двенадцати имамах, последовательно возглавлявших умму (исламское сообщество). Отсюда и пошёл термин "двенадцатиричный шиизм".

Сокрытие
К 873 году умирает одиннадцатый имам Хасан Аль-Аскари, оставляя после себя пятилетнего Худжата ибн аль-Хасана (он же Махаммад аль-Махди) - двенадцатого имама. Однако, уже в 874 году ребёнок исчезает. Начинается период Малого Сокрытия. На протяжении многих лет Худжат ведёт тайные проповеди, отправляя посланников в мир. Но никто, кроме самых близких людей его не видел и не слышал. Пока, в конце концов, не перестают появлятся посланники - и этот момент даёт начало Большому Сокрытию, длящемуся по наши дни. Шииты верят, что в определённый момент он явится миру в виде Махди, объединит разрозненные народы и воцарит на земле мир и согласие. Это тот самый Махди, о котором говорит аятолла Хаменей в Тегеране, о котором говорил Ахмадинежад и др.




Исмаилиты
Но не всё так гладко с Махди. Ещё один раскол шиизма произошёл опять же по вопросам престолонаследия. В 760 году шестой имам Джафар ас-Садик лишает своего старшего сына Исмаила права наследовать имамат. Большинство шиитов с этим согласилось и признало младшего сына Джафара Мусу аль-Казима седьмым имамом. Но сторонники Исмаила (в основном политические, т.к. Исмаил занимал крайние антисуннисткие позиции) поклялись верности истинному имаму Исмаилу. Позже Исмаил умер (есть вероятность, что убили его по приказу отца), однако маховик был уже запущен. Исмаилиты смерть своего имама не признали, а пропажу назвали Сокрытием. И уже именно седьмой имам Исмаил становится сокрытым имамом и должен прийти в конце времён в виде обещанного Махди.

Таковы в общих чертах направления, ценности, история и верования шиитской ветви ислама. Так получается, что именно они стали нашими главными союзниками на Ближнем Востоке в XXI веке. Но при этом не стоит забывать, что наши муфтии и наши суфьи (татарские, башкирские, кавказские, среднеазиатские и др.) это муфтии и суфьи именно суннитской ветви ислама. И к рассмотрению этой ветви мы и перейдём в следующий раз.

P.s. Если кто-то более глубоко знаком с историей исламской философии, очень прошу поделиться своими обобщёнными знаниями и дать оценку материала в комментариях. Амбиции амбициями, а истина дороже.

История, Ислам, Религия

Previous post Next post
Up