Война и жир

Dec 16, 2015 13:00




Один из самых отмечаемых праздников в России приближается неумолимой поступью. Москва погружена в предновогоднюю кутерьму - поиск подарков и скидок, закупку алкоголя, мандарин и ингредиентов для салата Оливье.

И вроде бы все как всегда… Но что-то все же не так!

В воздухе стоит устойчивый запах. Запах беспокойства и страха. Страха не начала полномасштабной войны с Турцией, Украиной или НАТО. Нет. Корень беспокойства кроется в макроэкономических показателях, цене на нефть и в курсе рубля. Одним словом, обывателя беспокоит то, сможет ли он и дальше жить праздно, со все нарастающим потреблением брендовых и не только продуктов.

В чем же дело?

А дело в том, что становится понятно, насколько качественно поменялось наше общество, как сильно теперь оно отличается от аскетичной и все-таки пропитанной идеалами советской социалистической системы, из которой оно по историческим меркам совсем недавно вышло. Та система в значительной степени опиралась на людей, прошедших войну, на миллионы трудящихся на заводах и полях, на ученых и научных сотрудников с реальными, а не фиктивными диссертациями и степенями.

Нынешнее общество при всех других его неблагополучиях еще и страшно омещанилось, и потребление в нем вышло на первое место. Так, не важно, кто ты, депутат, бухгалтер или работяга, в первую очередь ты потребитель товаров и услуг. Разница только в степени их «элитности» и цены, соответственно.

Есть много негативных сторон этой метаморфозы, но здесь остановлюсь на одном конкретном и, как мне кажется, ключевом в настоящее время моменте. А именно, на том, что на такое потребительское общество нельзя воздействовать классическими мобилизующими инструментами. Вообще для такого общества мобилизация даже в случае серьезной угрозы крайне проблематична.

Вот у меня на столе есть шампанское, оливье, мандарины разной степени «элитности». После того, как это все будет съедено, и под 12-й удар курантов вся страна прокричит «Ура! С Новым годом!», пойдёт период размягчения на целых 10 дней! Какая ещё может быть мобилизация? Кто готов отказаться от 10 дней отдыха на Новый год и, более того, вообще от многого отказаться и перейти на другие жизненные принципы. Более аскетичные и волевые.

Однако руководство страны, видимо, все же пытается найти к нам подходы, чтобы перевести в другое состояние, хотя бы предмобилизационное, посылая некоторые месседжи через СМИ.

Вот, например, вчера Главнокомандующий вооруженными силами России на расширенном заседании коллегии министерства обороны РФ заявил следующее - «Приказываю действовать предельно жестко. Любые цели, угрожающие российской группировке или нашей наземной инфраструктуре, подлежат немедленному уничтожению».

Не нужно здесь проводить подробный контент-анализ, чтобы понять - приказ с такой формулировкой может быть отдан только в военное время или на пороге горячей войны. А трансляция его в эфире федеральных каналов означает, что Путин обратился не только к военным, но и к гражданам.

Может быть, сами граждане этого и не осознают, но где-то в душе у них это отложится и породит какие-то ощущения, мысли, чувства и действия. Наверное, на это рассчитывает власть.


Но пока сидит российский обыватель в своей уютной берлоге, готовится к мирному празднику и всеми силами пытается отбиться от осознания войны, которая уже идет во всю. И лишь каким-то чудом не сваливается в тотальную войну… Эта ситуация напоминает мне описанный Львом Толстым 1812 год. Когда по России к Москве шел Наполеон, а в Петербурге как ни в чем не бывало в светских салонах обсуждали очередной политический анекдот.

Что тут скажешь… Раз пир во время чумы не отменить, то выпей же, обыватель, за это чудо! Пусть оно хранит этот хрупкий условный мир хотя бы до тех пор, пока не сможешь мобилизовать  дух, разум и тело для совершения действий, адекватных нынешней исторической ситуации.

Previous post Next post
Up