Все догадываются о роли США в развитии наркобизнеса в Афганистане. Однако, когда говоришь это голословно, возникает вполне естественный отклик «не доказано - не вор», ведь на словах США утверждают, что они борются с наркопреступностью. Можно подумать, будто в росте афганистанского наркобизнеса виноваты не США, а хитрые наркобароны.
Однако методы, используемые Америкой, опровергают предположение о «хитрости» наркобаронов. Очень интересный
обзор действий США в этой области представлен в статье Дмитрия Попова, руководителя Уральского регионального информационно-аналитического центра.
Анализ методов борьбы явно свидетельствует о слабой заинтересованности американцев в прекращении афганистанского наркобизнеса. Хотя Д.Попов и назвал свою статью мягко: «В антинаркотической стратегии США имеются противоречия», приведенные им данные свидетельствуют об имитации борьбы, а не о самой борьбе. Потому что методы этой борьбы в Колумбии (производство наркотиков в которой угрожает непосредственно Америке) радикально отличаются от методов этой борьбы в Афганистане (производство наркотиков в котором ослабляет Россию, являющуюся главным рынком сбыта афганских опиатов; с 1980-х до 2015 года количество наркозависимых в России выросло с 50 тыс. до 7-8 млн. чел., только в период с 2010 по 2015 гг. от наркотиков умерло свыше 350 тыс. молодых людей, что более чем в десять раз превышает потери СССР за время войны в Афганистане).
Немного цифр: в Афганистане американцы ограничивают уничтожение наркопосевов, хотя этот метод наиболее действенен в борьбе с наркопроизводством. А в Колумбии уничтожение посевов применяется в очень больших масштабах. Например, в Южной Америке за 2010 год ликвидировано 52% плантаций коки, тогда как в Афганистане за этот период было уничтожено лишь 1,8% наркопосевов. Результатом таких действий в 2014 г. площади незаконного культивирования кокаинового куста в мире сократились до минимальных отметок, а опиумного мака достигли рекордного уровня за всю историю международных наблюдений (80% опиумного производства сконцентрировано в Афганистане). С 2002 по 2013 гг., т.е. уже в период оккупации Афганистана американскими войсками, площади посевов опиумного мака здесь выросли с 74 тыс. до 209 тыс. гектар, охватив ранее свободные от них провинции. В 2010 г. Афганистан вышел в мировые лидеры и по производству гашиша, опередив Марокко. Причем основные центры наркопроизводства в Афганистане расположились в районах наибольшей концентрации вооруженных сил стран НАТО на юге и юго-востоке.
США выделяет большие деньги на борьбу со следствиями наркопроизводства - наркотрафиком, расширяя этим свое влияние на местные правоохранительные органы, при этом значительная часть средств тратится на лоббирование проекта этой самой борьбы. В то же время политические действия США способствуют чему угодно, только не сворачиванию наркотрафика. Например, США способствовали выводу группировки пограничных российских войск из Киргизии и Таджикистана. После вывода войск из Таджикистана наблюдается тренд уменьшения количества наркотиков, ежегодно изымаемых на «северном» пути в Таджикистане. Или пример с американской поддержкой прихода к власти в Киргизии в 2005 году Курманбека Бакиева: американские кураторы не могли не знать, что его семья непосредственно втянута в торговлю наркотиками. В общем, вывод о целях США в их так называемой «антинаркотической» стратегии сделать несложно.